UA / RU
Поддержать ZN.ua

БЮДЖЕТ КАК НАЧАЛО СТАБИЛЬНОСТИ?

В автономии началась разработка основ финансового документа на 2003 год Вопрос о бюджете на 2002 год в...

Автор: Николай Семена

В автономии началась разработка основ финансового документа на 2003 год

Вопрос о бюджете на 2002 год в Крыму стал тем оселком, который показал качественную разницу между «новой» и «старой» крымской властью: насколько ожесточенно — почти четыре месяца исключительно с целью усложнить работу правительства! — сопротивлялся его принятию старый состав Верховной Рады Крыма, настолько легко и охотно приняли бюджет в среду на этой неделе новоизбранные парламентарии. Можно сказать, что новая ВР вообще начала свою деятельность с утверждения бюджета.

Представляя документ, министр экономики Арсений Яценюк подчеркнул, что бюджет на 70 процентов — как и сам парламент Крыма — обновлен, приближен к требованиям времени и является максимально социальным. Свыше 80 процентов доходов направляется на социальные выплаты. И все же парламентарии не могли не найти предмета для споров.

Например, депутат Андрей Сенченко усмотрел в бюджете скрытый дефицит примерно в 150–160 млн. гривен, а также неправильный расчет поступлений от акцизного сбора. Тем не менее 92 народных избранника из 95 присутствовавших проголосовали за утверждение документа. По мнению г-на Яценюка, бюджет напряженный, но он не имеет скрытого дефицита. Вместе с тем, особое значение ему придает то, что он впервые разработан исходя из нормативных методов расчетов. Что получается на практике? Объем бюджета вырос на 26,8 процента, увеличены расходы на образование, культуру, медицину в среднем от 7 до 15 процентов. Впервые за каждым уровнем бюджета закреплены конкретные виды доходов, бюджеты городов и районов, как и всюду по Украине, перешли на прямые взаимоотношения с госбюджетом страны...

Казалось бы, такой подход навсегда снимает вопрос о крымских притязаниях на одноканальный бюджет, но на поверку это не совсем так.

Во-первых, использование стандартных формул приводит к… занижению нормы расходов по Крыму на одного жителя. Причина проста: летом в Крыму, как ни в одном ином регионе страны, появляется 4—5 млн. курортников, то есть «временных жителей», которые на этот период значительно — в три-четыре раза! — повышают нагрузку на транспорт, прочую инфраструктуру, социальную сферу. И если эту нагрузку не компенсировать соответствующим повышением финансирования, то отрасли будут быстренько доведены до кризиса. Получается, что по Крыму нельзя производить расчеты, исходя из «штатной» численности 2,3 млн. человек. Однако и особой формулы для автономии бюджетная резолюция не предусматривает. Как быть?

В нынешнем году ситуацию удалось определенным образом смягчить: Крыму оставили больше налогов, чем другим областям. Например, на полуострове остается весь акциз, сверхплановые поступления от налога на прибыль зачисляются Крыму также в полном объеме, хотя по другим регионам — лишь 50 процентов. Кабинет министров выделяет для полуострова некоторые дополнительные дотации и субвенции, как и Совет министров Крыма — местным бюджетам. Например, установлена целевая субвенция на закачку питьевой воды для населения в сумме 3 млн. гривен. Однако эти меры вряд ли можно назвать научно рассчитанными или абсолютно справедливыми по отношению к другим регионам — просто иного выхода пока нет.

Понятно, что такой подход серьезно подрывает нормативно-формульные изыскания, хотя они и «заложены» в основу процесса. Поэтому специалисты ведут поиск объективных, научно обоснованных критериев разработки бюджета. И мнения здесь разделились. Часть специалистов считает необходимым усовершенствование формул, а другая возвращается к старой идее — что бюджет 2003 года надо разрабатывать на основе оставления в Крыму всех доходов, кроме общегосударственного НДС. Но еще неизвестно, насколько это окажется для автономии выгоднее, ведь вполне может статься, что при скудости налоговых поступлений даже такой вариант не обеспечит необходимых расходов. А потому совершенствование формул — вариант несравненно перспективнее…

Вопрос о бюджете-03 был обсужден, как сообщает пресс-служба Совмина Крыма, на встрече руководителей автономии Бориса Дейча и Сергея Куницына с премьер-министром Украины Анатолием Кинахом. Решено, что принципиальные позиции будут определены в новой бюджетной резолюции. Но на этот раз ее разработкой займется рабочая группа Кабинета министров Украины и Совета министров автономии. Со стороны украинского правительства группу возглавит министр финансов Игорь Юшко, от крымского Совмина в неё войдут министр экономики Арсений Яценюк и новый министр финансов Александр Гресс.

Как сообщил глава правительства автономии Сергей Куницын, оптимальное решение должно быть найдено уже к 1 июня. Причем не только относительно автономной республики, но и Украины в целом. «Это отправная точка будущего бюджета, его определяющие параметры. Если бы сейчас мы упустили этот крайне важный момент, дальше было бы очень сложно доказать свои притязания на финансовую самостоятельность республики», — сказал г-н Куницын. По его словам, во время встречи с Анатолием Кинахом руководители автономии обсудили возможность оставления в Крыму четырех основных налогов — подоходного, налога на прибыль, платы за землю и акцизного сбора. Таким образом, «наверх» пойдет только НДС. Сообщается, что «поддержку и понимание в этом вопросе высказали Президент Украины Леонид Кучма и премьер-министр Анатолий Кинах»...

Однако, вполне очевидно, что «оставление всех налогов» — хоть и отправная точка, но Киев, как и раньше, будет такому подходу противиться. И рабочей группе придется на практике искать оптимальный вариант.