С начала года правительство Украины работает по новому бюджету, который был принят молниеносно. Проект документа (доработанный) был передан на рассмотрение комитетов Верховной Рады 23 декабря. В процессе рассмотрения он утратил актуальность после внесения многочисленных изменений в налоговое законодательство. Пересчитать влияние этих изменений на бюджет не успели, решив, что лучше плохая смета на начало 2015-го, чем вообще никакой.
Бюджетный закон был принят Радой в 4.24 утра 29 декабря, а 31-го пресс-служба президента сообщила о его подписании.
Сторонники как можно более быстрого принятия документа утверждали, что он революционный, поскольку заставляет олигархов и зажиточных граждан платить налоги. Оппоненты, наоборот, указывали на усиление налогового давления на население и отсутствие действенных шагов по налогообложению олигархов.
Главная смета государства состоит из детального перечня доходов и расходов согласно международным классификациям. Однако эти классификации довольно сложные для восприятия как рядовыми гражданами, так и многими депутатами, которые за него проголосовали. Чтобы общество и его делегированные представители во власти смогли сами разобраться, с кого правительство собирает деньги и как их тратит, мы поделили бюджет на шесть логичных категорий: социальная защита, газ и нефть, содержание власти, оборона, обслуживание долга и все остальное. Поняв это, общество и депутаты смогут лучше противостоять попыткам их запутать, обмануть, или же протянуть коррупционные схемы под видом обеспечения государственных услуг.
Из немалого числа статей доходов и расходов не всегда понятен ответ на простой вопрос: "С чьих налогов и в каком объеме финансируются основные расходы?". Чтобы разобраться в этом, мы условно разбили бюджет на шесть категорий, о чем сказано выше (см. рис.).
Часть 1 - "социальная защита": отражает перераспределение правительством части добавленной стоимости между разными категориями населения. Доходы этой части бюджета формируются за счет тех, кто создает добавленную стоимость сейчас (работники и предприятия), в пользу тех, кто ее создавал в прошлом (пенсионеры), будет создавать в будущем (школьники и студенты) или не может создавать по определенным обстоятельствам (больные, очень бедные или несостоятельные).
Источниками соответствующих поступлений являются налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость и акцизный сбор. Расходы направляются на здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение, субсидии малообеспеченным гражданам. В проекте бюджета на 2015 г. расходы на социальное обеспечение на 96% покрываются перечисленными налогами.
Отрицательный баланс в 10 млрд грн по этой части бюджета является закономерным явлением в условиях демографической ситуации в стране и популистской на протяжении многих лет социальной политики с большим количеством льгот.
Часть 2 - "газ и нефть": отражает перераспределение правительством части ренты, полученной за добычу и транспортировку нефти и газа, на льготы и жилищные субсидии населению. В бюджете-2015 рентная плата за пользование недрами для добычи и транспортировки углеводородов планируется на уровне 32 млрд грн, целевая надбавка к тарифу на газ для потребителей - 3 млрд. Льготы и жилищные субсидии населению, значительную часть которых составляет оплата за газ и отопление, - 12 млрд грн. Рентные платежи превышают субсидии на 23 мрд грн. В показателях бюджета не отражены объемы скрытого субсидирования населения через НАК "Нафтогаз Украины", ожидаемые на уровне 32 млрд грн. При таких показателях рентных платежей не хватает для покрытия запланированных в бюджете и скрытых субсидий на газ, дефицит составляет около 12 млрд грн.
Часть 3 - "содержание власти": отражает расходы налогоплательщиков на содержание административного аппарата. Можно предположить, что источниками финансирования для содержания власти могут быть вывозная и ввозная пошлины и плата государственным органам и бюджетным учреждениям за их услуги. Плата государственным органам и бюджетным учреждениям за услуги понятна, a вывозная и ввозная пошлины - это плата за получение возможности вывезти экономическую деятельность в другие страны или за право вести экономическую деятельность по законам этой страны.
В бюджете на 2015 г. этих поступлений хватает на покрытие только 60% расходов на содержание государственного аппарата. Общая стоимость содержания госаппарата в Украине - 89 млрд грн.
Часть 4 - "оборона": военный бюджет страны. В доходы этой части включены поступления от налога на прибыль предприятий. Доходная часть военного бюджета также включает военный сбор, который платят средние граждане, поступления от волонтеров и доноров на оборонительные цели. Расходы военного бюджета идут на содержание армии, Национальной гвардии, на социальные выплаты пострадавшим в АТО, компенсации предприятиям заработка работников, призванных на военную службу. В бюджете-2015 уплачиваемых предприятиями и гражданами налогов хватает, чтобы покрывать 65% военных расходов, военного сбора - 17%.
Часть 5 - "обслуживание долга": формируется на основе предположения, что источником расходов на обслуживание долга является финансовая система страны, в частности прибыль Национального банка. Расходы на обслуживание долга включают выплаты процентов по займам и погашение кредитов, привлеченных под государственные гарантии. Прибыли НБУ, изымаемой в госбюджет-2015, хватает на покрытие 30% расходов на обслуживание долга.
Часть 6 аккумулирует доходы и расходы, которые не отнесены к перечисленным выше категориям. К доходам отнесены рентные платежи за пользование недрами (кроме нефти и газа), экологический сбор, прибыль, изъятая с государственных предприятий, реверсная дотация, сбор на обязательное государственное пенсионное страхование по отдельным видам хозяйственных операций, другие поступления. К расходам отнесены расходы на формирование резервного фонда, базовая дотация, дополнительные дотации местным бюджетам, государственные капитальные расходы, распределяемые Кабинетом министров Украины, стабилизационная дотация, реализация программ помощи ЕС, субвенция на завершение строительства метрополитена в г. Днепропетровске.
Пользуясь такой простой логикой, намного легче понять, как тратятся средства налогоплательщиков (см. рис.).
Таким образом, оказывается, что согласно проекту бюджета налогов рядовых граждан почти хватает для финансирования потребностей украинцев, которые сейчас не в состоянии создавать добавленную стоимость, и покрытия значительной части средств на содержание государственного аппарата. Налоги, уплачиваемые состоятельными гражданами, и поступления от военного сбора только частично покрывают расходы государства на оборону, а средств, изымаемых из финансовой системы, недостаточно для обслуживания долгов.
Если базироваться на такой классификации, фискальная политика и ее цели становятся значительно более понятными. Самые главные вызовы - это банкротство "Нафтогаза", отказ от практики перекрестного субсидирования и поднятие тарифов. Вместе с тем нужно уменьшать правительство и реструктуризировать долг. Эти фискальные меры нужно принимать немедленно, но также следует понимать, что их краткосрочное влияние на экономику страны будет негативным, потому что и граждане, и правительство будут сокращать расходы на продуктивную экономическую активность.
Критический и новый вопрос - найти средства на оборону. Мы считаем, что за оборону должны платить, прежде всего, состоятельные граждане из части стоимости принадлежащих им активов. Как стало понятно, когда приходит враг, то эти активы - предприятия, банки, имения и стадионы - очень быстро теряют стоимость. Эта категория также очень важна для фискальной политики, потому что именно с больших расходов на оборону может начаться экономический рост страны.
Детальнее о возможном налоге на активы зажиточных граждан, фискальной политике правительства и анализе бюджета, принятого утром 29 декабря 2014-го, - в наших следующих публикациях.
Андрей КИРИЛЕНКО (Массачусетский институт технологий), Татьяна ТИЩУК (Институт экономики и прогнозирования НАН Украины)