UA / RU
Поддержать ZN.ua

БЮДЖЕТ-01: ОТЛОЖЕННЫЙ СПРОС

Мы не фантазируем: мы рассчитываем! Но для того, чтобы рассчитать, мы сначала фантазировали Ф.Ницш...

Автор: Светлана Рябошапка

Мы не фантазируем: мы рассчитываем! Но для того, чтобы рассчитать, мы сначала фантазировали

Ф.Ницше, «Посмертные афоризмы»

«На очередной торговой сессии парламента резко возросли котировки большинства статей бюджета 2001 года. Премьер, ответственный на торгах за предложение, покинул торговую площадку. В связи с резким ростом необеспеченного спроса на бюджетное финансирование власти приняли решение приостановить торги.» Так или почти так могло бы выглядеть сообщение какого-нибудь особо простодушного информагентства о президентско-правительственно-парламентском решении просмотреть бюджет-01 еще раз в первом чтении. Через недельку. Хороший, между прочим, пример конструктивного сотрудничества развесистых ветвей нашей власти. Первый зампред председателя ВР Виктор Медведчук пообещал найти в рамках большинства «необходимые рычаги сбалансирования интересов», записать найденное в проект бюджета и принять его до конца текущего года. Поможем нашим властям — поищем, чего бы такого нам сбалансировать.

ТАНЦЫ ОТ ПЕЧКИ

Поприсутствовав в среду на совещании у Президента, Виктор Ющенко отбыл «в Париж по делу срочно», но оставил участникам бюджетного процесса три премьерских завета. Во-первых, предупредил Виктор Андреевич, правительство не будет пересматривать доходную часть проекта. Во-вторых, правительству нравится такая схема межбюджетных отношений, при которой бюджеты городов формируются, минуя областные и работают с центром напрямую. В-третьих, пополнять доходную часть за счет дополнительной эмиссии Кабмин не намерен. Последний завет симптоматичен: ведь эта самая доходная часть, как мы помним, неизменна (см. первый завет) и тем же Кабмином определена — зачем же тогда эмиссия? Видимо, после всех консультаций и совещаний Виктор Андреевич догадался-таки о наличии у Президента и парламентского большинства «рычагов сбалансирования интересов», а заодно и о возможных последствиях применения указанных рычагов.

Одним из таких последствий может стать существенное изменение и структуры, и параметров бюджета к повторному первому чтению. Момент этот — принципиальный, поскольку «отложенный спрос» на этапе первого чтения означает, что не удалось договориться не по каким-то там отдельным статьям — конфликт интересов возник уже на уровне фундаментальных параметров бюджета.

Теперь, чтобы после неудачного парламентского старта прийти все-таки к полному финишу, правительство будет вынуждено согласиться с аргументами заинтересованного большинства (Яблока, СДПУ(о), «Возрождения регионов» etc). А значит, можно смело прогнозировать: вместо трех «ветхих заветов» Виктора Ющенко парламенту и миру будут явлены как минимум три «новых завета». Во- первых, доходная часть бюджета будет пересмотрена и увеличена. Ни ТЭК, ни Агропром позиций не сдадут, а уменьшить черным по белому расходы на социалку — это после-то презентации проекта бюджета как «самого человечного в истории» будет не с руки. Во-вторых, поскольку Ющенко так и не удалось договориться с региональными боссами (боссы оказались сильнее), то схема межбюджетных отношений центр плюс 27 (бюджеты областей, Киева и Севастополя), похоже, останется в живых. Разве что бюджетный комитет ВР, несколько неожиданно высказавшийся в пользу самостийности бюджетов городов, изыщет нестандартные методы работы с региональными элитами. В-третьих, прямой эмиссии на покрытие реально недофинансированных статей бюджета точно не будет. Бюджет-то неизменно бездефицитный. Скорее всего, эмиссия привычно пойдет под покупку НБУ государственных ценных бумаг от Минфина. Это обстоятельство придаст отношениям Минфин—НБУ особую пикантность, особенно после назначения Игоря Митюкова в Совет Нацбанка. Но закончится все (как всегда) хорошо, поскольку обеим сторонам не привыкать к замысловатым ситуациям.

СИТУАТИВНЫЕ НЕВРОЗЫ

Кстати, о замысловатых ситуациях. «Зарядив» в проект злополучные девять миллиардов от приватизации, правительство полагало направить львиную долю полученного на социальные программы. Для справки: у нас вся социалка-01 стоит (или как теперь правильно — стоила?) 47% доходной части бюджета — более 24 млрд. грн. Поскольку реальность прихода приватизационных денег не подвергал сомнению только ленивый, избранники народа озаботились: из каких-таких средств будут финансироваться соцнужды народа? Особенные неприятности у правительства начались поле того, как министр финансов сгоряча обнародовал список предприятий, от продажи которых и планировалось заполучить искомые миллиарды. Тут как-то само собой обнаружилось, что «продажная цена» всего приватизируемого добра, которую правительство выставило не то как стартовую, не то как сигнальную, за все про все 4,5 миллиарда гривен. Как только широкие депутатские массы осознали это обстоятельство, в них, в массах, возникло одно предположение: у правительства явно двоилось в глазах, когда оно рисовало 9 вместо 4,5.

Между тем сомнительные в смысле получения девять миллиардов — один из формальных, но очень действенных рычагов «балансирования интересов». Неудовлетворенные запросы депутатов вполне могут вылиться в пагубную для Кабмина рокировку источников финансирования расходных статей. Например, парламент может определить, что за счет приватизации финансируется не социалка, а обслуживание и выплаты по внешнему долгу. Тогда Кабмину придется иметь дело не с многострадальными бюджетниками (долг по зарплатам на сегодня — 2,2 млрд. грн.), а с непробиваемыми и жестокими внешними кредиторами, которые в случае чего загонят Украину в дефолт за милую душу. К слову, Счетная палата скрупулезно подметила, что хотя в проекте бюджета и установлены предельные размеры внутреннего и внешнего долга, но незаметно ни их структуры, ни сроков, ни источников их погашения. Правительство и само об этом догадывается. Как и о том, что источники, со сроками вместе, могут сильно измениться в результате консультаций с депутатскими группами.

Крайне неприятной оговоркой снабжен и самый главный — налоговый — источник пополнения доходов бюджета. НДС даст 35% доходов, а налог на прибыль предприятий — 17% в случае уплаты предприятиями топливно-энергетического комплекса налогов на общих основаниях. Это Кабмин, явно не подумавши, сделал. На что ему немедленно указали из «Возрождения регионов». Не надо, мол, «усиливать налоговое давление на нефтегазовую отрасль». Не то нефтегазовая отрасль сбросит давление в трубе, за счет чего и усилит давление на правительство. В порядке сбалансирования.

А тут и АПК начал неошибочно чувствовать увеличение пресловутого налогового давления. О чем немедленно и громко сообщили из «Трудовой Украины». Отнять у наших аграриев льготы по НДС, да еще и лишить их 30% скидки по фиксированному сельхозналогу — это была бы «вещь посильнее, чем «Фауст» Гете. Была бы — поскольку на подобные злонамеренные поползновения правительства аграрии немедленно потребовали увеличения бюджетных расходов на свои нужды до 4,5 миллиарда гривен. Что б уж мало никому не показалось. Вот вам и еще одна статья, нуждающаяся в сбалансировании.

Как правительство будет выкручиваться из всего этого разнообразия интересов, мы, если поживем, то увидим. Пока что министр финансов, памятуя, видимо, что повинную голову парламентский меч не сечет, признал: есть, мол, в бюджете «ряд позиций, касающихся в первую очередь межбюджетных отношений, которые необходимо доработать», согласился с парламентским большинством насчет необходимости повторного первого чтения и отбыл восвояси. «Во своясях» министра уже ждали. Те, кто постеснялся при большом стечении народа озвучить свои предложения по сбалансированию. Так что бюджет-01 нас еще порадует — во всех трех чтениях.

СЕМЕРО СМЕЛЫХ

Большое оживление в межбюджетные отношения может внести и новое деление страны на «семь плюс все остальное». Нервных просят не нервничать — речь идет всего лишь об усилении ответственности исполнительной власти за судьбу регионов. Кабмин постановил, что есть в Украине семь штук регионов, остро нуждающихся в спецопеке. В отличие от российского президента с его семью спецпредставителями в регионах, статус украинских «опекунов» Кабмин определил поскромнее. Они, заступники, будут всего лишь «улучшать координацию деятельности региональных органов исполнительной власти и предоставлять практическую помощь в решении острых социально- экономических проблем».

Крым, Донецкая, Днепропетровская, Запорожская, Киевская области, а также Киев и Севастополь — вот она, зона особого внимания и «практической помощи». Кавычки в связи с помощью, на наш взгляд, уместны. И будут уместны до тех пор, пока Кабмин не пояснит доходчиво — каким именно образом и из каких именно средств будут помогать нуждающимся министр финансов И. Митюков, глава Госкомитета регуляторной политики А.Кужель, министр топлива и энергетики С.Ермилов и другие уважаемые ответственные.

Кстати, означает ли особое внимание именно к этим, бесспорно проблемным, регионам, что в оставшейся без внимания части Украины «деятельность региональных органов исполнительной власти» скоординирована безупречно, а заодно решены все «острые социально-экономические проблемы»?

Конечно, «в обойму» чисто случайно попали промышленные регионы, склонные к тому же изображать из себя «Энергоостров», родная столица и Крым с его «Большой Ялтой». Если бы такие же объемы средств оборачивались, к примеру, в Тернопольской области, она бы, голубушка, тоже попала под спецопеку. Чисто случайно.

И — напоследок — из области воспоминаний. Когда в Конституцию записали норму о том, что базовыми для бюджета являются бюджеты местных общин, одним из убойных аргументов «за» была профилактика бюджетного сепаратизма, коррупции и злоупотреблений среди областных (региональных) элит. Вырисовывающаяся на сегодня структура межбюджетных отношений заставляет думать, что этот аргумент уже устарел и ни на кого больше не производит впечатления.

Светлана РЯБОШАПКА