UA / RU
Поддержать ZN.ua

БУДЕМ ПЛАВАТЬ В

В четверг НБУ провел несколько совещаний с руководителями коммерческих банков. Вначале с «крупняками», потом - со всеми остальными...

Автор: Алла Ковтун

В четверг НБУ провел несколько совещаний с руководителями коммерческих банков. Вначале с «крупняками», потом - со всеми остальными. Банкирам объяснили основные принципы монетарной политики, подчеркнув, что за стабильность национальной валюты придется платить им. Потому что больше некому.

Мы еще повоюем!

Председатель НБУ Виктор Ющенко в присущей ему манере взывал к патриотизму украинских банкиров и пытался несколько успокоить их пошаливавшие нервишки. А нервничать было отчего. Вначале -постановление Кабмина о принудительном обмене ОВГЗ на конверсионные гривневые бумаги. А ведь именно на эти деньги рассчитывали многие, надеясь из полученных сумм заплатить дивиденды акционерам. Затем из администрации Президента в который раз прозвучали обещания ввести плавающий валютный курс гривни. Делегация Украины вернулась из МВФ практически ни с чем, если не считать обещания «рассмотреть наш вопрос 5-10 марта».

Виктор Ющенко говорил банкирам, что отрицательные тенденции в украинской банковской системе удалось переломить, что в банки опять начали возвращаться деньги населения. Общими усилиями только в январе отмобилизовано 451 млн. грн. Отметив грядущие финансовые сложности 1999 года, главный банкир подчеркнул, что хоть их природа и «лежит в бюджетной плоскости», монетарную политику необходимо строить с учетом всех реалий. (А реалии, кстати, таковы: доходная часть государственного бюджета за прошлый год выполнена лишь на 14,591 млн. грн., или на 71,1%. Это даже меньше, чем в 1997 году. По другим данным, если исключить взаимозачеты, то деньгами в бюджет поступило всего 10 млрд. грн., или 62% запланированных поступлений, отмечал на расширенном заседании коллегии Минфина Игорь Митюков).

Дипломатично обходя проблемы Минфина и отказавшись комментировать постановление о принудительной конверсии ОВГЗ, Виктор Ющенко подчеркнул, что даже при «плохих раскладах» НБУ намерен удерживать объявленный валютный коридор в 3,4-4,6 грн. за доллар всеми доступными ему методами. «Причем девальвация будет проходить плавно, без потрясений», - заверил он.

Было обещано довольно часто проводить совещания по поводу очередных мер НБУ, учитывать мнение банкиров и т. п. А также подчеркнуто, что самое плохое все вместе уже пережили. В прошлом сентябре.

Стой там, иди сюда!

Безусловно, проблема валютного коридора усугубляется тем, что МВФ в обмен на возобновление кредитования EFF требует либерализации украинского валютного рынка. В то же время возврат к свободной купле- продаже валюты способен «сорвать курс», посеять панику. В этой связи украинским банкирам напомнили ситуацию в соседней стране, где платежи проводят всего несколько банков, а российский рубль уже девальвировался на 382%. Процесс продолжается, и никто из экспертов не берется предсказать, на какой отметке его удастся остановить.

Поэтому НБУ попытается быть слугой двух господ. Ставится задача несколько ослабить административные вожжи и в то же время сделать так, чтобы желающих приобретать валюту было как можно меньше.

Скорее всего, связывать эмиссионные деньги Нацбанк будет испытанными методами, в основном теми, за которые не нужно отчитываться перед МВФ и которые считаются внутренними нормативами.

Так, одновременно с объявлением параметров нового валютного коридора показатель обязательного резервирования повысился с 15 до 17%. Два процента от общей суммы привлеченных средств для большинства коммерческих банков - довольно ощутимая величина, поскольку отныне в обязательные резервы уже не засчитываются средства, которые находятся в кассе банка, как, впрочем, и ценные бумаги.

Эта мера особенно больно ударила по крупным банкам, а также по тем, которые в качестве депозитов привлекают значительные валютные средства. Ведь обязательные резервы необходимо держать в гривне, для чего придется часть валюты продать.

Чтобы несколько снизить недовольство крупных банков, предлагалось снять запрет на кредитование клиентов в иностранной валюте. Однако решение пока не принято.

Кроме того, НБУ потребовал от комбанков закончить создание фонда гарантий по вкладам населения, а также резервов по проблемным кредитам. Это означает, что и без того малоактивный кредитный рынок еще больше «стабилизируется», поскольку уже довольно длительное время банки неохотно кредитуют, зарабатывая «на жизнь» в основном предоставлением услуг.

Более того, если эффект от принятых мер покажется НБУ недостаточным, не исключена возможность дальнейшего повышения нормы обязательного резервирования, ужесточения валютной позиции, а также повышения ломбардной и учетной ставок.

Опережая возможное недовольство, банкирам напомнили о необходимости капитализации, то есть наращивания уставных капиталов банков, минимальный размер которых к 31 марта должен быть не ниже 1 млн. евро (по «доисторическому» курсу 2,25 грн за/$). Заместитель председателя правления НБУ Александр Киреев заявлял в этой связи, что 50 маломощных банков, не выполнивших требований по наращиванию уставного капитала, действительно могут прекратить свою деятельность не позже 31 марта, а сам НБУ будет последовательно проводить политику, направленную на консолидацию банковских капиталов и повышение эффективности работы банков.

Вот с такой перспективой банки не согласились. По словам вице-президента Ассоциации коммерческих банков Антонины Паламарчук, АУБ намерена просить Верховную Раду изменить сроки наращивания уставных капиталов. Кроме того, АУБ намерена обратиться также в Высший арбитражный суд по поводу признания недавнего решения Кабмина о принудительной конверсии ОВГЗ незаконным и признания факта дефолта.

Гоните тугрики

Большинство банкиров полагают, что удержать курс гривни в упомянутых параметрах - задача чрезвычайно трудная. По некоторым оценкам, верхняя планка может быть пробита уже к лету - именно тогда правительство захочет (или, точнее, будет вынуждено) хотя бы частично рассчитаться по задолженностям населению.

Дальнейшее развитие событий будет зависеть от политических раскладов. Если деньги от международных финансовых организаций все же поступят, пускай и малыми порциями, можно устроить показательную «либерализацию». Скажем, уменьшить объем обязательной продажи валюты - дня на два-три. Одновременно ограничить доступ на биржу, например, затребовав, в дополнение к контрактам на закупку импортных товаров, справки пограничных застав о том, что на государственной границе с панамским паспортом не задерживались.

Можно даже возобновить межбанк, разрешив банкам торговать на нем, например, российским рублем или белорусским зайчиком.

А если денег МВФ не даст... Тогда, чтобы не сжигать и без того скудные валютные резервы НБУ, можно ввести, скажем, норму, согласно которой экспортер обязан будет продать на УМВБ 75% или 90% валютной выручки.

В результате таких вот ухищрений гривня опять «зависнет под верхней планкой» - пока не пройдут президентские выборы. А там что-то да будет.