UA / RU
Поддержать ZN.ua

БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛЕНЬКОГО РЫНКА

«Была эпоха — золотой век надежности. Все рассчитано на вечность, и государство — высший гарант этого постоянства...

Автор: Александр Барановский

«Была эпоха — золотой век надежности. Все рассчитано
на вечность, и государство — высший гарант этого
постоянства. Валюта устойчива. Каждый знал, сколько
он имеет, сколько ему причитается, что разрешено,
что запрещено. Все имело норму, размер и вес. Бюджет семьи четко предусматривал расходы на жилье, питание, летний отдых, развлечения. Квартплата, цены на воду, отопление стояли десятилетиями неизменными. Надежность была достоянием миллионов. Век надежности стал золотым веком страхового дела. Дом страховался от огня и ограбления,
поле — от града и дождя, тело — от несчастных случаев
и болезней, на склоне лет получали пожизненную ренту, девочкам в колыбель клали страховой полис — в приданое».

Стефан Цвейг об Австро-Венгерской империи Габсбургов перед Первой мировой войной

Отечественный страховой рынок еще не обрел статус влиятельного социально-экономического фактора. Его развитие в Украине сдерживается многими объективными и субъективными факторами, главные среди которых — отсутствие платежеспособного спроса на страховые услуги из-за низкого уровня жизни населения, ограниченности корпоративных финансов и неустойчивости налоговой системы.

Этим проблемам и был посвящен аналитический доклад Центра Разумкова «Страховой рынок в Украине: состояние, проблемы, перспективы», представленный в июне с.г. на «круглом столе» «Работает ли отечественный страховой рынок в интересах граждан Украины». Ныне мы предлагаем вниманию читателей самые важные фрагменты исследования.

Состояние дел

По данным Министерства финансов, на 1 января 2003 года в Украине было зарегистрировано 338 страховых компаний (СК), в государственный реестр внесено 68 страховых брокеров. Численность занятых на страховом рынке, по оценке ЛСОУ, достигла почти 38 тыс. лиц.

Совокупный объем уплаченных уставных фондов СК к началу с.г. составлял 1,55 млрд. грн. (291 млн. долл.), или в среднем на одну компанию — почти 4,6 млн. грн. (0,86 млн. долл.). При этом более половины СК имели уставный фонд менее 500 тыс. евро; менее трети — 1 млн. евро и более. Этого очень мало, поскольку, по экспертным оценкам, для успешной конкуренции на мировом рынке уставный фонд должен достигать по крайней мере 50 млн. долл. Такого «уставника» не имеет ни одна украинская СК (самый крупный среди non-life компаний составляет 20,6 млн. долл., life-компаний — 1,9 млн. долл.).

К началу 2003 года совокупный собственный капитал СК составлял 3,18 млрд. грн., или 596 млн. долл. А в среднем на одну СК — 1,76 млн. Тем не менее такой расчет более чем условный, поскольку эксперты отмечают неравномерность роста собственного капитала компаний, а также общее замедление его темпов.

Если говорить о совокупном объеме имеющихся активов СК, то в прошлом году он составлял 4,1 млрд. грн. (769 млн. долл.). В среднем на одну СК — 12,1 млн. грн., или 2,3 млн. долл. Активы размещаются преимущественно на текущих банковских счетах и депозитах (почти 40%), далее идут акции и облигации, в которые инвестировано 33,3% активов. Тогда как в государственные ценные бумаги вложено лишь 0,8%. Инвестиции в экономику по направлениям, определенным правительством, практически не осуществляются.

Общий объем сформированных страховых резервов к началу текущего года достиг почти 1,9 млрд. грн. (356 млн. долл.). Преобладающая их доля размещена на расчетных счетах (45,5%) и депозитах (24,4%). Рост объемов страховых резервов является положительной тенденцией. И, по идее, он должен был бы свидетельствовать о повышении финансовой устойчивости и инвестиционных возможностей СК — если бы не существовало практики отчетности о резервах благодаря однодневным кредитам.

В 2002 году общая сумма страховых премий составляла 4,44 млрд. грн. (833 млн. долл.). Почти 2/3 ее пришлись на первые 30 СК, на 50 — 4/5, а на крупнейшую СК «Лемма» — десятая часть. Вместе с тем только 51 страховщик имел поступления страховых премий более 20 млн. грн., 85 — от 5 до 20 млн., 118 — от 500 тыс. до 5 млн., 49 — от 10 до 500 тыс., 34 — до 10 тыс. грн.

Доля премий по договорам, заключенным непосредственно со страхователями-гражданами, составляла 9,9% их общего объема, или 438 млн. грн. На одного жителя Украины в прошлом году пришлось по 93 грн. (17 долл.) общего объема премий; а страховых премий, уплаченных страхователями-гражданами, — 9,1 грн. (1,7 долл.). Объем премий по добровольному страхованию жизни в расчете на одного жителя составляет около 50 коп. Доля премий по добровольному страхованию жизни остается на крайне низком уровне — 0,5% общего объема страховых премий три года подряд. Это свидетельствует о ненадлежащем уровне выполнения страховым рынком социальной функции и дает основания предположить, что существует тенденция к перераспределению рынка в пользу тех видов страхования, где имеется место для «серых» финансовых схем.

Общий объем страховых выплат в 2002 году составлял 543,1 млн. грн. (102 млн. долл.). Наибольшая их доля приходится на добровольное имущественное страхование (41,9%), наименьшая — на государственное обязательное страхование (9,6%) и страхование жизни — 0,5%. Уровень выплат по добровольному имущественному страхованию составлял 7%; по добровольному страхованию ответственности — 16, по добровольному страхованию жизни — 11%, тогда как в странах Западной Европы нормальным считается уровень страховых выплат по рискованным видам страхования в объеме не менее чем 70% общей суммы страховых премий.

В 2002 году перестрахование составляло 2,1 млрд. грн. (394 млн. долл.), или 47% общего объема полученных страховщиками премий. При этом 1,32 млрд. грн., или 62,9%, переданы на перестрахование нерезидентам, из них 60% — в Латвию и Молдову, тогда как на известные рынки (Великобритания, Германия, Швейцария) — около 15%. Эксперты оценивают долю «финансового» перестрахования вполовину — две трети этой суммы.

Крупнейшая в Украине СК «Лемма» к началу 2003 года имела «уставник» в 110 млн. грн., активы — 465,7 млн. грн., страховые резервы — 177,4 млн. грн., получила в 2002 году почти 449 млн. грн. страховых премий. Для сравнения: крупнейший по капитализации страховщик мира — American International Group — имеет «уставник» 58 млрд. долл., страховые резервы — 30 млрд. долл. Ceska pojistovna (крупнейший страховщик Чехии) в 2001-м собрал около 1 млрд. долл. страховых премий, российская СК «РОСНО» в 2002-м — 345 млн. долл.

На страховом рынке наблюдается значительная концентрация ресурсов. На первую десятку non-life СК приходится свыше четверти совокупного объема уставного фонда и совокупного собственного капитала, почти треть совокупных активов и общего объема сформированных резервов.

Страховщики значительно проигрывают банковской системе в привлечении финансовых ресурсов. Совокупные активы СК к началу 2003 года больше чем в 16 раз уступали активам банковской системы; уплаченные «уставники» страховщиков почти в четыре раза меньше, нежели в банках, а собственные капиталы — в три раза. Резервы банков под активные операции больше чем в два раза превышают сформированные страховые резервы (средний объем страховых резервов на одну СК составляет 5,6 млн. грн., или 1,1 млн. долл., тогда как средний резерв под активные операции на один банк — 24,7 млн. грн., или 4,6 млн. долл.). Доходы банков превышают доходы страховщиков в 1,7 раза. Если в 2002 году вклады населения в банках в национальной валюте возросли на 4,96 млрд. грн., а в иностранной — на 2,9 млрд. грн., то страховые премии от страхователей-граждан — только лишь на 0,23 млрд. грн.

Несмотря на номинальный рост главных показателей страхового рынка, он остается крайне незначительным по объемам уставных фондов, собственному капиталу, активов, резервов. Инвестиционная функция страхования остается нереализованной как из-за незначительных объемов аккумулированных страховщиками финансовых ресурсов, так и ввиду отсутствия у подавляющего большинства компаний возможности точно прогнозировать наступление страховых случаев.

Непрозрачные схемы, недостатки контроля и финансовой отчетности, нерациональные формы использования резервов значительным количеством СК являются предпосылками искажения функций страховых накоплений, формирования виртуальных объемов уставных фондов и резервов. Это мешает объективной оценке реального состояния страхового рынка в Украине.

Регулирование страхового рынка

Для любого рынка, находящегося в процессе становления, роль государственного регулирования трудно переоценить. Тем не менее анализ программы деятельности правительства, целевых государственных программ свидетельствует, что долгосрочная государственная политика в сфере страхования до сих пор не сформирована.

Во-первых, нет четко определенных и стабильных концептуальных основ государственной политики в отношении страхования. Их не определили ни первая программа развития страхового рынка (в 1998 году), ни вторая (в 2001 году). Не решены вопросы социально-экономических приоритетов страхования; не определен баланс между социальным страхованием и страхованием на гражданско-правовых основаниях.

Во-вторых, остается нерешенным вопрос модели государственного регулирования страхового рынка, о чем свидетельствует неоднократная смена статуса уполномоченного надзорного органа.

В-третьих, политика государства в отношении страхования непоследовательна и противоречива, отдельные мероприятия декларируются без предварительного финансово-экономического обоснования. Так, Программа развития страхового рынка Украины на 2000—2004 гг. предусматривала замену обязательного государственного страхования непосредственным возмещением из госбюджета за счет средств на содержание государственных органов. Однако практика обязательного государственного страхования отдельных категорий работников продолжается. Не создан электронный банк данных страховщиков и страховых посредников.

В-четвертых, государство не выполняет взятые обязательства, что служит дополнительным фактором усиления недоверия граждан и субъектов хозяйствования к системе страхования. Так, закон Украины «О стимулировании развития сельского хозяйства на период 2001—2004 гг.» предусматривает, что не менее 50% выплаченной страховщиком суммы должно компенсировать государство. В 2002 году предусматривалась компенсация в размере 50 млн. грн., в 2003-м — 100 млн. грн., но в бюджетах на эти годы такая норма не заложена. Закон Украины «О государственных гарантиях восстановления сбережений граждан Украины» предусматривает возврат гражданам денежных сбережений в бывшем «Укргосстрахе» в размере 7,77 млрд. грн. Непосредственно в госбюджете средств на это нет.

В-пятых, страхование в большей мере зависит от общей социально-экономической ситуации в обществе. Поэтому каким бы совершенным ни было программное обеспечение реформирования страховой деятельности, оно не будет результативным без согласования с программами развития других сфер и отраслей в пределах/на основе единой, непротиворечивой долгосрочной социально-экономической стратегии.

Анализ нормативно-правовых актов по вопросам регулирования страховой деятельности дает основания говорить о двух важных недостатках. Во-первых, законодательство в отношении страхования не имеет системного характера и является фрагментарным. В базовом законе отсутствуют четкие определения понятий. Отдельные вопросы страхования регулируются не базовым законом, а другими. Имеются «белые пятна» и несогласованности и в кабминовских постановлениях по вопросам страхования. Это приводит к возможности разночтений. Не осуществлена кодификация всех нормативно-правовых актов, тем или иным образом касающихся страховой деятельности. Во-вторых, отдельные положения нормативно-правовых актов не адаптированы к требованиям законодательства ЕС, что может отрицательно сказаться на процессе евроинтеграции Украины.

Проблемы, которые сдерживают развитие

Их можно условно распределить на несколько блоков.

Среди экономических проблем — низкий платежеспособный спрос физических и юридических лиц на страховые услуги, незначительные объемы и несовершенная структура капитала СК, отсутствие надежных инвестиционных инструментов для долгосрочного размещения страховых резервов.

По данным Госкомстата, в марте 2003 года на одного работника было начислено 415 грн. зарплаты, а имеющиеся доходы в расчете на одно лицо составляли 206 грн. — при среднем прожиточном минимуме 342 грн. Вместе с тем колоссальные отчисления из фонда оплаты труда влекут сокрытие реальной зарплаты, дальнейшую тенизацию экономики.

По итогам 2002 года, почти 2/5 предприятий были убыточными. Кроме того, на 1 апреля с.г. дебиторская задолженность предприятий и учреждений составляла 243,2 млрд. грн., а кредиторская — 307,9 млрд. грн.

Незначительные объемы доходов населения и финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов тормозят поступательное развитие страхования. А недостаточность начального капитала, медленные темпы его наращивания, размер сформированных резервов подавляющего большинства отечественных СК обусловливают, в свою очередь, их крайне низкие возможности по покрытию крупных убытков.

Сегодня в Украине не существует привлекательных для страховщиков долгосрочных инвестиционных инструментов. Интерес к ОВГЗ утрачен, а акции и облигации инвестиционно привлекательных предприятий крайне трудно приобрести. Это не только тормозит рост инвестиционной деятельности самих компаний, увеличение доходов от нее, но и лишает экономику значительных объемов «длинных» денег.

Об организационно-правовых проблемах мы уже попутно вспоминали. Это отсутствие целенаправленной государственной политики в сфере страхования; несовершенство действующей нормативно-правовой базы; слабое развитие инфраструктуры; протекционизм, отраслевой монополизм; чрезмерное количество видов обязательного страхования и неадекватность их финансового обеспечения; недостаточный уровень государственного регулирования страхового рынка и т.д.

Закон Украины «О страховании» предусматривает 34 вида обязательного страхования, даже не имеющих зарубежных аналогов. Решение об их введении принято поспешно, без надлежащего социально-экономического обоснования. Отдельные виды такого страхования четко законодательно не урегулированы, поскольку имеют отсыльные нормы или не определенные в украинском правовом поле понятия. Почти для 2/3 видов обязательного страхования нет необходимой нормативной базы.

В 2002 году собрано всего лишь 405,6 млн. грн., при увеличении, по сравнению с 2001-м, объемов негосударственного обязательного страхования на 73,7 млн. грн. и сокращении государственного на 18,5 млн. Страховые же выплаты в прошлом году возросли всего лишь на 0,4 млн. грн. Это обусловлено как законодательными пробелами, так и отсутствием необходимых для обязательного страхования средств.

В регулировании страхового рынка также остается целый ряд нерешенных проблем:

— недостаточная согласованность действий государственных органов, занимающихся вопросами страхования, между собой, а также этих органов и СРО;

— недостаточный объем полномочий государственных органов на санкции и привлечение виновных к ответственности за нарушения законодательства, что не способствует повышению уровня ответственности профессиональных участников рынка;

— отсутствие качественной системы учета, отчетности, раскрытия информации и надзора за деятельностью СК, что ограничивает возможности потенциальных инвесторов и потребителей страховых услуг в отношении выбора СК, уменьшает возможности рынка по мобилизации свободных ресурсов, росту объемов страхового посредничества.

Отрицательным фактором является наличие кептивных компаний, отстаивающих исключительно корпоративные интересы, строящихся по отраслевому признаку и работающих под опекой различных министерств и ведомств, местных органов власти. Иногда банки требуют от клиентов страховать залоговое имущество в афилированной с ними СК. Все это вызывает монополизацию отдельных сегментов рынка ведомственными страховыми компаниями.

Сегодня рынок посредников очень слаб и незначителен, взаимоотношения между ними и СК прямо противоположны принятым в мире, действующая нормативно-правовая база их деятельности содержит немало устаревших требований.

К функциональным проблемам относятся отсутствие средне- и долгосрочного планирования деятельности; низкий уровень квалификации кадров и т.д.

Топ-менеджеры в большинстве случаев не допускаются к процессу принятия конечных решений и недостаточно заинтересованы в результатах деятельности компании. Это приводит к хаотичности развития отдельных СК, частой смене курса, отсутствию видения перспектив.

Страховой рынок ощущает острую потребность в узкоспециализированных профессионалах. Иногда СК проще подобрать высококлассного топ-менеджера, нежели грамотного специалиста среднего звена. Все это отрицательно сказывается на объемах и качестве страховых услуг, приводит к злоупотреблениям и правонарушениям.

Среди информационно-аналитических проблем — значительная информационная закрытость страхового рынка, считающегося одной из наиболее закрытых зон рынка финансового. Обнародование информации отстает во времени, несовершенные формы учета влекут ее искажение, вследствие чего невозможно проследить динамику развития конкретных видов страхования, принимать своевременные и эффективные управленческие решения.

Отчетные данные не позволяют достоверно судить о реальном финансовом положении и результатах деятельности СК. Это обусловлено тем, что: 1) отдельные показатели, существенно влияющие на финансовое положение СК, согласно законодательству, просто не вносят в отчетность; 2) отчетные показатели трактуются компаниями по-разному. Вместе с тем действующая отчетность содержит ряд лишних данных, которые не дают точного представления о результативности деятельности страховщиков.

Нет и банков данных о недобросовестных страховщиках. Нет совершенных рейтингов СК, которые бы облегчали оценку состояния страхователей.

Страховому надзору недостает анализа финансового положения владельца; провозглашения нежелательными определенных видов страховой практики; принятия решений о финансовом оздоровлении СК; практики недопущения к управлению СК лиц, виновных в финансовых злоупотреблениях.

Нехватка доступных информационно-аналитических материалов о деятельности СК, недостаточная реклама страховых услуг приводят к неинформированности подавляющего большинства населения о страховании, его правилах и в конечном итоге — обусловливает низкую страховую культуру граждан. По результатам общенационального опроса социологической службой Центра Разумкова в июне 2003 года, 76,5% граждан не знают сути страхования ответственности перед третьими лицами. Только 10,4% опрошенных считают, что этот вид страхования должен быть обязательным, а большинство (69,1%) граждан видят его исключительно добровольным. Введение обязательного страхования владельцев автотранспортных средств имеет поддержку лишь 40,4% граждан; 34% опрошенных не усматривают необходимости подобного шага.

Есть у страхования и социально-психологические проблемы. Здесь уж в который раз приходится возвращаться к вопросу о доверии или недоверии, вызванном не только систематическим невыполнением государством взятых обязательств или общеизвестными фактами создания страховщиками «финансовых пирамид». Приходится говорить и об отсутствии надлежащей системы гарантирования страховых выплат; часто заниженных, а потому не привлекательных для потенциальных клиентов, размерах страховых компенсаций.

Именно недоверие к СК называют граждане, не имеющие ни одного страхового полиса, главной причиной своего нежелания страховаться. Это подтвердили 55,8% опрошенных из числа незастрахованных (заметим, отсутствие денег является главной причиной отказа от страхования всего лишь 23,8% респондентов). Доверие к страховщикам засвидетельствовали лишь 10,7% граждан; к государственным фондам соцстраха — 17,5%, негосударственным — 4,7%. Для сравнения: государственным банкам доверяют 23,7% опрошенных, негосударственным — 7,8%.

Однако более глубинная, нежели недоверие к СК, причина низкого уровня страхования — неуверенность граждан в будущем, потеря социальной перспективы. 76% граждан засвидетельствовали, что они не видят сейчас своей социальной перспективы в Украине, и только 11,9% придерживаются противоположной позиции. Только 17,3% опрошенных планируют свою жизнь на более или менее значительную перспективу: на три—пять лет — 6,9%, 5—10 лет — 4,7%, на 10—15 лет и больше — 5,7%.

Перспективы

Указав на отсутствие развитой сети СК, необходимой системы страхования инвестиционных рисков, Президент Украины в своем послании к парламенту «Европейский выбор. Концептуальные основы стратегии экономического и социального развития Украины на 2002—2011 гг.» призвал на протяжении одного—двух лет устранить эти недостатки.

В программе деятельности правительства «Открытость, действенность, результативность» декларируется необходимость улучшения состояния социального, пенсионного, медицинского и экологического страхования. Конкретные же предложения по внедрению экономических и институционных механизмов, которые обеспечивали бы ощутимый прогресс во всей сфере классического страхования, отсутствуют.

В принятой в 2001 году Программе развития страхового рынка Украины на 2001—2004 гг. речь идет о росте объема страховых платежей до 3,5—4% ВВП уже в 2005 году. По мнению же первого вице-премьер-министра Украины Н.Азарова, потенциал страхового рынка на ближайшие годы можно определить по крайней мере на уровне 10% ВВП.

Однако и в правительственных документах, и в высказываниях должностных лиц речь идет об осуществлении важного, но не достаточного комплекса мероприятий, который не даст возможности устранить первопричину стагнации страхового рынка и придать импульс его поступательному развитию. Эта первопричина заключается в отсутствии финансовой подоплеки для формирования страхового рынка — повышения реальных финансовых возможностей населения и юридических лиц.

По мнению экспертов Центра Разумкова, возможны два сценария развития событий в страховании: 1) при сохранении имеющихся тенденций развития, 2) только при условии кардинальных политических и социально-экономических реформ, которые будут сопровождаться и усовершенствованием страхового дела в нашем государстве. Главными факторами, определяющими развитие отечественного страхового рынка в ближайшее время, будут:

— существенно ограниченная платежеспособность потребителей страховых услуг;

— отсутствие реальных перспектив для стремительного повышения уровня финансовой стабильности отечественных СК;

— невозможность быстрого создания привлекательного инвестиционного климата;

— отсутствие активной государственной политики в сфере страхования;

— повышение стоимости перестрахования;

— инерционность осуществления пенсионной реформы и отсутствие положительных сдвигов в реформировании сферы медицинского обслуживания;

— активизация деятельности Госкомиссии по регулированию рынков финансовых услуг;

— неопределенность ситуации во время предвыборной гонки.

Если нынешние тенденции формирования отечественного страхового рынка сохранятся, бессмысленно ожидать революционных изменений в ближайшей перспективе. При сохранении темпов роста эксперты Центра считают вполне возможным достижение нижней границы объема страховых премий к ВВП, предусмотренных Программой развития страхового рынка на 2001—2004 гг. Если ежегодный прирост отношения объема страховых премий к ВВП будет составлять 0,5 в.п., то в 2003 году оно достигнет 2,5%, в 2004-м — 3%, в 2005-м — 3,5%.

То есть достигнуть 10% отношения страховых премий к ВВП удастся не ранее 2018 г. И в лучшем случае (а в отношении этого имеются большие сомнения) — только через 15 лет Украина по развитию страхового рынка сможет достичь уровня развитых стран.

Впрочем, при условии внедрения в ближайшее время действенных экономических и институционных механизмов возможны и другие сценарии развития страхового рынка. В таком случае можно надеяться на существенные сдвиги в ближайшие 5—10 лет.

Государство должно отдать себе отчет: формула его взаимоотношений со страховщиками — «Мы вас будем контролировать» — малоэффективна. Необходимо внедрять другую: «Мы будем стимулировать вас». Только при условии создания системы стимулирования и мотивации деятельности страховщиков и страхователей возможны реальные положительные сдвиги.

Становление страхования жизни будет базироваться на повышении уровня благосостояния населения Украины, расширении практики корпоративного страхования жизни.

Развитие добровольного медицинского страхования будет определяться реформированием сферы здравоохранения, принятием соответствующего законодательства. Именно добровольное медицинское страхование, как свидетельствуют результаты социологических исследований, будет иметь наибольшую общественную поддержку — 58%. Еще 17,1% граждан уверены, что медицинское страхование должно быть и обязательным, и добровольным. Введение медицинского страхования в качестве обязательного поддерживают лишь 16,1% респондентов.

Как свидетельствуют результаты опроса, полис по любому виду добровольного страхования имеют только 8,4% граждан; только 5,1% — по страхованию своей квартиры, потому можно предположить, что потенциал спроса на страховые услуги огромен.

По мнению экспертов Центра Разумкова, вступление Украины в ВТО в краткосрочной перспективе существенным образом не скажется на состоянии отечественного страхового рынка — поскольку и сегодня, несмотря на законодательную отмену ограничений, кардинальных сдвигов в присутствии иностранного капитала не произошло. Его приход будет происходить постепенно, и у отечественных СК будет время и возможность повысить собственную финансовую состоятельность.

Первоочередные шаги

Главными задачами формирования полноценного страхового рынка в Украине являются разработка и реализация действенной государственной политики в сфере страхования, приведение действующего законодательства в соответствие с требованиями ЕС; усовершенствование государственного страхового надзора. Для этого необходимо:

в сфере концептуального обеспечения

— создать профессиональную комиссию для разработки проекта Концепции развития страхового рынка в Украине на период до 2010 года, которую подать на рассмотрение парламента и одобрить в рамках общей стратегии социально-экономического развития Украины;

— подготовить проект Программы реформирования отрасли, в которой предусмотреть: определение меры охвата существующих рисков страхованием и потенциальных возможностей развития отдельных сегментов страхового рынка; меры по усовершенствованию его структуры; создание Национальной страховой гильдии и разработка Кодекса корпоративных правил поведения на страховом рынке; содействие внедрению прогрессивных форм и методов страхования; последующую либерализацию страхового бизнеса;

в сфере нормативно-правового обеспечения

— провести парламентские слушания на тему «Страхование в Украине: состояние, проблемы, перспективы»; по результатам слушаний пересмотреть в Законе Украины «О страховании» перечень видов обязательного страхования; нормировать определение страховых тарифов в этой сфере; решить вопрос замены обязательного государственного страхования отдельных категорий граждан системой компенсационных выплат за счет бюджетных средств, выделенных для этого соответствующим министерствам и ведомствам;

— принять законы Украины «Об обязательных видах страхования»; «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; «О фонде гарантирования страховых выплат», «О едином социальном налоге», «О страховании жизни», «О страховании внешнеэкономической деятельности», «О страховых посредниках»;

в сфере организационно-методологического обеспечения

— разработать предложения по изъятию из налогообложения средств, направляемых на расширение клиентской базы, а также повышение профессионального уровня страховой деятельности и страховой культуры населения;

— осуществить экономическое обоснование и разработать план мероприятий по внедрению системы гарантий по долгосрочному страхованию жизни; рассмотреть вопрос об объединении имеющихся социальных фондов в один и целесообразности приватизации последнего в среднесрочной перспективе;

— рассмотреть вопрос о выпуске специальных инвестиционных инструментов под размещение долгосрочных страховых резервов;

— разработать регламент слияния СК; методические рекомендации по осуществлению страховых и перестраховых операций с участием страховых посредников; пересмотреть порядок и формы их отчетности; методику оценки объема страхового рынка по показателю нетто-премий; методику анализа деятельности СК;

— создать независимый институт экспертизы договоров страхования и страховых случаев;

— сформировать действенную систему предварительного, текущего и последующего контроля над финансовым состоянием СК;

— пересмотреть положения по формированию и размещению страховых резервов;

— стимулировать создание в СК служб внутреннего контроля и аудита;

в сфере информационно-аналитического обеспечения

— расширить объем, повысить качество и ускорить публикацию сведений о состоянии страхового рынка;

— перейти на международные стандарты бухучета; разработать механизмы внедрения электронного документооборота;

— создать на телевидении регулярную информационно-образовательную программу о страховании;

— с целью укрепления доверия населения к СК систематически обнародовать информацию о выплатах страховых возмещений, практике размещения страховщиками своих средств и т.д.;

— создать национальную базу данных недобросовестных клиентов;

— ввести факультативное изучение учениками общеобразовательных школ основ страхового дела.