UA / RU
Поддержать ZN.ua

БИРЖЕВОЙ КРИЗИС: «ЧЕРНЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК» ПОВТОРЯЕТСЯ

«Черный понедельник» года 1997-го начался в конце прошлой недели, когда котировки акций на бирже Гонконга неожиданно начали падать и вскоре сорвались в неудержимое пике...

Автор: Максим Череда

«Черный понедельник» года 1997-го начался в конце прошлой недели, когда котировки акций на бирже Гонконга неожиданно начали падать и вскоре сорвались в неудержимое пике. Затем наступила очередь бирж американских. 27 октября на финансовых рынках США было зафиксировано крупнейшее падение индекса Доу-Джонса: в течение одного рабочего дня он упал на 554 пункта.

Однако на сей раз американцы к неприятностям оказались готовы. Впервые в истории страны были опробованы механизмы рыночного торможения, введенные после биржевого краха в октябре 1987 года: дважды в течение дня торговля на бирже приостанавливалась, чтобы дать возможность инвесторам проанализировать ситуацию и остудить свой пыл. (Единственный до этого раз биржа останавливалась в 1981 году, когда было совершено покушение на президента Рональда Рейгана.) Одновременно была остановлена торговля на электронной бирже НАСДАК и других торговых площадках США.

Падение индекса Доу-Джонса вызвало немедленную реакцию в Вашингтоне. Министр финансов США Роберт Рубин срочно проинформировал президента Билла Клинтона о событиях на американских финансовых рынках. «Президент уверен, что основа американской экономики остается прочной, - заявил пресс-секретарь Белого дома Майкл Маккери. - Мы хотим, чтобы все просто сделали глубокий вздох и подумали, что происходит. Наш рынок давал потрясающие результаты. Так что давайте успокоимся и будем благоразумны».

Американские аналитики в один голос заявляют, что в понедельник ничего страшного не произошло. Речь идет о коррекции рынка, которая ожидалась давным-давно. Если 19 октября 1987 года во время биржевого краха индекс Доу-Джонса упал почти на 23%, то за прошедший понедельник он снизился лишь на 7,2%.

Несмотря на уверенность американских экспертов, мировые рынки отозвались на события в США настоящей паникой. Вот хроника событий начала недели.

Азиатско-Тихоокеанский регион. На Гонконгской бирже, втором в мире по объему операций (после Нью-Йорка и Лондона) рынке ценных бумаг, торги завершились в состоянии, близком к неконтролируемой панике. Совокупный индекс курсов основных акций Хан Сен упал там за день почти на 14%, а за месяц биржевой лихорадки он «похудел» на беспрецедентные 30%.

Многие специалисты связывают кризис на бирже с действиями спекулянтов, пытающихся расшатать базу гонконгского доллара - одной из немногих валют Юго-Восточной Азии, пока сохраняющей стабильность. Сейчас гонконгский доллар жестко привязан к доллару США. Удары по бирже, как полагают некоторые, вынудят власти Гонконга отпустить свою денежную единицу в свободное плавание.

За атакой на Гонконг некоторые эксперты видят также попытку «поставить на место» Китай. Местная биржа стала для многих предприятий и компаний КНР важнейшим источником финансирования, и международные спекулянты, по одной из версий, стремятся показать Пекину, что этот источник инвестиций они держат под контролем.

До самого низкого уровня с июля 1995 года упал в Токио индекс Никкэй, отражающий совокупный курс акций 225 ведущих компаний Японии. Он опустился на 4,3%.

Падение индекса Стрейтс-Тайм зафиксировано на фондовой бирже Сингапура - он скатился на 7,85%. Более чем на 117 пунктов упал совокупный индекс курсов акций в Маниле, на 11% - на биржах Новой Зеландии, почти на 8% - в Австралии. На Сеульской бирже впервые за последние пять лет курс акций упал ниже отметки в 500 пунктов.

Европейский союз. Удручающей была ситуация на Лондонской бирже. Потери понесли все 100 крупнейших британских компаний, зарегистрированных на ней. За четыре часа торгов было потеряно 150 миллиардов долларов. Беспрецедентную попытку спасти биржу от краха предпринял министр финансов Великобритании Гордон Браун. Он обратился с радиообращением ко всем инвесторам, оперирующим на ЛФБ, призвав их прекратить сброс акций и не паниковать.

Курс акций на крупнейшей фондовой бирже Италии и одной из крупнейших в Европе - Миланской - стремительно пошел вниз и упал на 7,24%. В результате была приостановлена котировка акций ряда крупнейших итальянских компаний и банков, чей курс упал более чем на 10%.

Совокупный индекс крупнейших германских компаний на Франкфуртской бирже упал более чем на 7%, до отметки в 3600 пунктов, что на 279,12 пункта ниже уровня «германского черного понедельника», а курс доллара за один день снизился на 4 пфеннига - до 1,72825 марки.

Сразу после открытия Парижской биржи котировки акций ведущих компаний были прерваны из-за резкого падения их курса. Биржевой индекс, исчисляемый по курсу 40 ведущих компаний, упал более чем на 9%.

Биржевой кризис не обошел стороной и страны, которые не относятся к основным центрам торговли корпоративными ценными бумагами. Так, например, беспокойство ощущалось на Хельсинкской фондовой бирже. Падение курсов акций здесь произошло под влиянием ситуации, сложившейся на бирже в Нью-Йорке, где в последние дни были сильно подорваны позиции финского телекоммуникационного гиганта «Нокиа». В Хельсинки стоимость акций этой компании упала сразу на 47 марок (9 долларов), опустившись до 461 марки за штуку.

Эхо потрясений на мировом фондовом рынке громко отозвалось на Цюрихской бирже. Индекс, характеризующий «здоровье» ведущих компаний Швейцарии, упал в начале торгов на 9,92%.

Латинская Америка. Резкое падение курса акций Гонконгской биржи нанесло сильнейший удар по финансовым институтам латиноамериканских стран, едва начавших оправляться от последствий «эффекта текилы» - мексиканского кризиса 1994-95 годов.

После существенного понижения совокупного курса акций на основных биржах региона в конце минувшей недели, расцененного здесь как результат «легкой тревоги» акционеров в связи с затруднениями на бирже Гонконга, в понедельник акции упали в цене на 6-15 процентов на биржах Мексики, Бразилии, Венесуэлы, Аргентины и Чили. Курс же мексиканского песо по отношению к доллару за несколько дней упал с 7,7 до рекордного уровня - 8,5 песо за доллар.

Восточная Европа и СНГ. Мировой кризис аукнулся и здесь. Так, резкое падение курсов было зафиксировано на Варшавской бирже ценных бумаг. Акции 14 из полутора сотен компаний, чьи бумаги котируются на ней, опустились к самому низкому уровню за год, а Варшавский биржевой индекс снизился почти на 3%.

Московская межбанковская валютная биржа, следуя общей тенденции на рынке, в день кризиса приняла решение приостановить торги в фондовой секции, а Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг настоятельно рекомендовала всем участникам фондового рынка приостановить торги.

В Москве наибольшее снижение котировок коснулось привилегированных акций «ЛУКойла» - на 8,5%, а также обычных акций «Сургутнефтегаза» - на 8%. Индекс же Российской торговой системы снизился всего на 1%.

Как ни странно, обвал мировых фондовых бирж затронул и украинский фондовый рынок, явно не блещущий ни объемами, ни разнообразием корпоративных бумаг. Здесь наибольшее снижение котировок отмечалось в отношении акций предприятий металлургии и тяжелого машиностроения.

Такова леденящая душу картина кризиса мировых фондовых рынков. Однако американские эксперты оказались правы: уже в среду, 29 октября, индекс Доу-Джонса на Нью-Йоркской бирже стал подниматься и не только наверстал упущенное, но и вырос еще на 337 пунктов, остановившись на отметке 7498 пунктов и зафиксировав новый рекорд роста за один рабочий день. Ситуация на остальных биржах также нормализуется.

Несмотря на благоприятный исход, происшедшее на этой неделе все равно оставит глубокий след. И дело не только в том, что многие инвесторы понесли значительные финансовые потери (только Билл Гейтс за один день потерял около 4 млрд. долларов). Главное, что источник кризиса так и не устранен. Отсутствие стабильности на рынках Юго-Восточной Азии свидетельствует, что перелом ситуации на фондовых биржах мира это еще не победа. Только перемирие.

По материалам зарубежной печати