Древний софизм - «деньги правят миром» - легко трансформируется в современный - «цены на энергоносители правят миром». Это может быть доказано не столько структурой расходов, сколько структурой заботы о расходной части бизнеса. Несомненно, что миллионы на «Бурю в пустыне» потрачены Америкой на защиту демократических ценностей западного мира, а война в Чечне вызвана извечной проблемой сосуществования малых и больших народов. Но оба эпизода уж слишком смердят нефтью.
Цивилизация - нагромождение условных рефлексов. Золото - это больше, чем металл, не подверженный ржавению, а нефтепродукты больше, чем просто топливо. Поэтому, украинец, проверяй себя бензином.
АКЦИЗНАЯ СТАВКА - ИНДИКАТОР УТОНЧЕННОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА
Акциз (внутренняя пошлина на определенные виды товаров) - наиболее удобное средство наполнения государственной казны звонкой монетой. Может быть, формула успешного государственного управления как раз и заключается в достижении компромисса при установлении акцизных ставок на жизненно необходимые товары и на товары, которые считаются излишней роскошью.
Испытывая финансовые проблемы, парламент любой страны сразу хватается за акциз на табак и алкоголь. Мол, с курильщиками и выпивохами церемониться излишне.
Акциз на бензин - также один из основных рычагов в политике ценового государственного регулирования. С этим рычагом, однако, обращаются, как правило, гораздо вежливее.
Украина дождалась акциза на бензин на четвертом году своей новейшей истории. В течение последних трех месяцев украинский парламент дважды устанавливал акциз на нефтепродукты, на что бензоколонки, между прочим, не отреагировали ни разу. В законе о государственном бюджете, совершенно неожиданно и абсолютно в стиле дворцовых переворотов, появилась 37-я статья, устанавливающая 15-процентную ставку акциза на бензин.
Берем на себя смелость утверждать, что ни у кого из торговцев бензином не хватило терпения дочитать бюджет до 37-й статьи.
С завидным упорством парламент в июне принимает поправки к бюджету, которые не только повторяют решение о 15-процентном акцизе на бензин, но и устанавливают также пошлину на ввоз нефти в страну.
В день принятия поправок к 37-й статье директор департамента цен Министерства экономики Виктор Кальник волновался: сводный индекс цен не был рассчитан на акциз, а ведь повышение цен на бензин, по его мнению, могло вызвать цепную реакцию повышения всех остальных цен. Расчетный индекс цен - вещь серьезная, он согласован с Международным валютным фондом. Однако уже через несколько дней самообладание вернулось к директору департамента. Он сообщил, что отклонение фактических цен от расчетных в связи с введением акциза на бензин будет незначительным - не более 10 процентов.
Поведение В. Кальника малообъяснимо, однако не более загадочно, чем уровень цены на бензин в Украине - 20-30 центов за литр. Вместе с истиной, что нефть - кровь экономики, напомним, что своей нефти Украина имеет не более 10 процентов от необходимого.
Ставшее уже хрестоматийным непостоянство украинского законодательства выражается и в том, что импорт нефтепродуктов с февраля вообще перестал регламентироваться государством. Произошло это, когда торговались с Международным валютным фондом о необходимых уступках, которые должна делать Украина, доказывая проведение реформ. Надо же отчитываться за деньги, полученные от международного финансового сообщества.
Акциз, однако, знаменует собой новый спиралевидный виток событий, относимых составителями хроник к главе «Бензин».
БЕНЗИНОВЫЙ ШЛЕЙФ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ УКРАИНЫ
Цены на бензин после 1990 года постоянно стремительно росли. Первые украинские премьеры называли этот процесс катастрофическим. Как результат, в Киеве бензин ... дешевле, чем в Москве.
Витольд Фокин отличился, вероятно, более всех из хозяев премьерского кресла. Практически все его выступления заканчивались резюме, что Украина загнется, если получит из России менее 110 миллионов тонн нефти в год. Сколько подкидывала нефти Москва, доподлинно неизвестно, как неизвестно, куда же эта нефть девалась. Ведь даже половину из просимых 110 миллионов украинские заводы успевали бы перерабатывать с трудом , даже работая на полную мощность без выходных в течение года. Сегодня, например, Украина получает менее пятой части тех объемов, которые Фокин называл критическими. Витольду Фокину удавалось многое, и гнать нефтяную волну в том числе.
Сменивший Фокина Леонид Кучма столкнулся с тем, что эффективность просьб снизилась как минимум на порядок, поскольку пастбище было сильно потоптано предшественником. Таким образом, пришлось усилить слезовыбивающий из Москвы эффект, максимально приблизив при этом использовавшуюся лексику к разряду апокалиптической. Отметим, что Кучме это даже нравилось - он был горд тем, что удавалось выбивать российскую нефть. При этом совершенно прозрачно намекалось на определенные хорошие отношения с российским премьером Черномырдиным. Приходилось, конечно, ходить с крупных козырей. Так, когда Кучма собирался в первую свою поездку за нефтью, то на киевском вокзале заявил, что если матушка Россия не пойдет навстречу , он назад в Киев вернется бывшим премьером. В Москве с пониманием относились к проблемам младшего брата. В это время цены на бензин в Украине повышались до 60 центов за литр.
В украинском правительстве уже тогда появились первые расчетные цены на российскую нефть - 120 долларов за тонну.
Уже на излете своей премьерской звезды Кучма начал готовить (по всей видимости, неосознанно) Украину к осуществлению кристально чистого своей логической последовательностью проекта государственного управления бензиновыми реками. Он нашел Украине агента по закупке российской нефти - австро-швейцарскую фирму «Нордекс», которая управляется исключительно выходцами из бывшего СССР. Вместе с легким наброском этого проекта, прелесть которого только подчеркивается тем, что он так и остался неосуществленным, бразды управления перешли к Ефиму Звягильскому.
Звягильский, в отличие от Кучмы и Фокина, не говорил, что нефть и газ Украине крайне необходимы. Он, наоборот, стал угрожать тем, что откажется закупать российскую нефть. Договорная (между правительствами) цена за российскую нефть установилась на уровне 80 долларов за тонну.
Логику шантажа Звягильского трудно понять, не зная особенностей конъюнктуры цен на рынке нефти. В развитых странах с высоким уровнем жизни - самые высокие цены на бензин. Практически всюду они установлены на уровне 1 доллара за литр. Эта цена как минимум в два раза выше той, по которой розничные продавцы бензина готовы им торговать. Строго-настрого во всех этих странах правительства запрещают продавать бензин по рыночной цене. Практически каждый западноевропейский покупатель каждого литра бензина платит за два литра, а заливает в бак своего автомобиля - один. «Лишние» деньги забирает правительство в виде акциза на бензин. Искусственно высокая цена бензина удивительно стабильна. Как следствие этого - стабильна и цена нефти. На одном из главных мировых рынков сырой нефти - Лондонской бирже - действует железное правило: дешевле определенной цены сырую нефть покупать запрещено. Придумано специальное пугало, красный флажок - демпинг. Демпинговая цена равна приблизительно 80 долларам за тонну нефти. Арабская, наиболее качественная нефть, сегодня и, по крайней мере, три года подряд на Лондонской бирже стоит не более 16 долларов за баррель, или около 110 долларов за тонну.
Со времен существования СССР любой участник Лондонской биржи твердо знает, что цена «русской» нефти меньше цены арабской нефти на треть. Таким образом последние три года цена на «русскую» нефть не поднимается выше демпинговой. Вывод - покупать «русскую» нефть запрещено. Звягильский рассчитал так: если кто-то искусственно несколько лет подряд удерживает цену на «русскую» нефть ниже демпингового барьера, значит, это кому-нибудь нужно. Тот, кому это нужно, естественно, готов помочь Украине в ее противостоянии с восточным соседом. Помощь такого доброжелателя выразилась в том, что в Украине появились нефтепродукты - не нефть, но бензин! По таким ценам, словно он изготовлен из бесплатной нефти.
Шантаж Звягильского довольно своеобразен. 80 долларов за тонну нефти - это та цена, о которой продавцы «русской» нефти до сих пор могут только мечтать. Однако фокус в том, что продавцы «русской» нефти привыкли чувствовать себя на украинском рынке совсем не так, как на мировом. 80 долларов за тонну, если бы их предложили, например, в Англии, это был бы подарок небес. Но та же цена в Украине - это угроза того, что Киев стремится играть с Россией по правилам Лондонской биржи. Лояльные к кремлевскому правительству продавцы «русской» нефти наотрез отказались продавать Звягильскому нефть по такой «оскорбительной» цене. Более того, они добились блокады на поставку сырой нефти в Украину.
И вот тут-то начинает работать агент Звягильского - «Нордекс», который в свою очередь наверняка считал Звягильского своим агентом. Основная особенность и достоинство «Нордекса» заключается в том, что он - искуснейший трейдер. «Нордекс» не испытывал никакого смущения, если надо, например, продать украинское подсолнечное масло в Италии или украинскую электроэнергию украинскому же заводу. Его специалисты хорошо знают свое дело.
«Нордексу» была уготована роль исполнителя проекта, имеющего своей целью залить Украину бензином, сделанным из российской нефти. Цена на нефть выражается суммой, которую не столько платят, сколько ею любуются. Уже было создано совместное предприятие «Нордекс» - «Украгротехсервис» по имени «Агронорд». Уже детально разработан первый этап проекта - Украина имеет нефти столько, сколько хочет, «Нордекс» имеет украинской продукции (в первую очередь аграрной) столько, сколько считает нужным, поскольку каждый председатель колхоза заключает контракт не с кем иным, как с «Агронордом». В дальнейшем, видимо, эту практику следовало распространить и на директоров промышленных предприятий.
Однако сорвалось. При этом оппонентам пришлось использовать сильные аргументы - например, стрелять в председателя «Украгротехсервиса» Владимира Бортника.
(Недавно Бортник несколько странно отметил годовщину этих выстрелов - доказывал через прессу, что в него действительно стреляли).
Причина неудачи скорее всего заключается в том, что трейдер вознамерился купить вещь не для перепродажи, или же то, что оказалось впоследствии невозможным перепродать - Украину.
Далее хроники лишь лаконично фиксируют свободное парение вакханалических цен - 20-25 центов за литр в стране, не имеющей ни своей нефти, ни своих авианосцев у нефтеносных берегов. Украина стала островом свободы на громадном евро-азиатском пространстве жесточайшего регулирования цен на бензин. На этом пиру толкутся от трех до четырех тысяч торговцев бензином, не стесненных никакими рамками и сбивающих цену друг друга.
Следует обратить внимание почтенной публики на то, что привычные ламентации украинских аграрников в этом году не содержат слова «топливо». Привычные просьбы о солярке натолкнулись на непривычный, но решительный отказ.
Действия правительства диктуются железной логикой, которую, однако, его чиновники за текучкой не замечают: не морочьте нам голову с бензином, к которому мы не имеем никакого отношения.
Как видим, ничего страшного не случилось. Аграрии, несколько поупиравшись, купили топливо за свои. Для этого им открыли биржу, где, скрепя сердце, но все-таки продают товары. Всего к концу мая продали пшеницы, ячменя и другого на сумму, эквивалентную 700 тысячам тонн дизельного топлива - вполне достаточно, чтобы посеяться, что и было сделано.
А что дальше?
СЛАДОСТНОСТЬ ПРОГНОЗА - В ШИРОТЕ ПЕРСПЕКТИВ
Установление акциза на бензин, пусть даже и незамеченного торговцами бензином, свидетельствует о том, что замечена пустота места, которое пусто не бывает.
Украинские нефтеперерабатывающие заводы создавались в свое время как инфраструктура для заправки танков, следующих в западном направлении. Такие мощности Украине не нужны, поскольку представить танки с сине-желтыми опознавательными знаками, скажем, в Амстердаме все-таки как-то дико. Но такие мощности Украина имеет, обманывая себя иллюзией их нужности. Иллюзия эта поддерживается также участием иностранного капитала в реконструкции заводов. С оговорками: в Украине не присутствуют американские фирмы - признанные лидеры нефтяного бизнеса, полностью доминирующие в России, и контракты с итальянцами и другими нефтяниками, работающими сейчас в Украине, предполагают расплату нефтепродуктами с реконструируемых заводов, которые уже полгода стоят сухими.
Молох требует жертв, - и он их получит. Нефть на украинские заводы пойдет. В Украине появится свой бензин, а он пахнет совсем иначе, чем румынский или белорусский - тот, на котором ездят украинские автомобили сейчас.
Этот новый виток будет означать государственную лапу на кранике бензиновой цистерны и осознание возможности получения сверхприбылей, которые сейчас делятся между тысячами торговцев.