UA / RU
Поддержать ZN.ua

БАНКОВСКИЙ КРИЗИС: ГОРЕ ОТ БОЛЬШИХ ДЕНЕГ

Кризис ликвидности, выразившийся в скачке ставок на межбанковском рынке в конце ноября, пока не привел к тяжелым последствиям в виде банкротств и дефолтов...

Автор: Виталий Кукса

Кризис ликвидности, выразившийся в скачке ставок на межбанковском рынке в конце ноября, пока не привел к тяжелым последствиям в виде банкротств и дефолтов. Нацбанку, совместно с другими государственными финансовыми органами, удалось погасить нарастание дефицита денежных средств в банковской системе. Ставки на межбанке, в конце ноября-начале декабря достигавшие 60—70 и даже 100%, снизились до значений, лишь немного превышающих обычные. Остатки на счетах Госказначейства, собственно, оттянувшие на себя денежную массу, ускоренными темпами снижаются. Ряд экспертов прогнозирует к концу года даже некоторый рост инфляции, связанный с массовым выбросом бюджетных денег.

Однако все это не должно успокаивать. Кризис на фоне экономического роста является следствием недостаточно квалифицированного финансового менеджмента. Причем не только в рамках банковской или бюджетной системы, но и страны в целом. А с этой проблемой бороться труднее всего.

Проще всего свалить причины кризиса на Госказначейство. Да, на его счетах скопилась рекордная сумма остатков (по состоянию на 20 ноября — 7,5 млрд.грн.). На 5 декабря, по информации председателя Госказначейства Петра Петрашко, средств было уже 4,8 млрд. грн. Для сравнения — совокупные остатки на счетах коммерческих банков на конец прошлого месяца составляли около 4,5 млрд. грн. Таким образом, имело место своеобразное вымывание средств из сферы обращения комбанков в нацбанковскую, поскольку именно в НБУ размещены счета Казначейства.

Стремительный рост остатков г-н Петрашко объясняет несколькими факторами. Во-первых, это заметное превышение доходов госбюджета-03 над расходами — на 5,9 млрд. грн. В частности, на 2,3 млрд. грн. сверх плановых показателей наполнен его специальный фонд. Это при том, что текущий год — первый, когда полностью выполнены все ассигнования по расходным статьям бюджета.

При этом, по данным Госказначейства, темпы использования ассигнований отстают от темпов поступлений. Многие распорядители бюджетных средств проявляют откровенную нерасторопность, на что им было указано Минфином. Например, около миллиарда гривен «зависло» по расходам, которые должны проводиться по результатам тендеров. Как показывает практика, распорядители начинают подготовку и проведение тендерных процедур лишь тогда, когда соответствующее ассигнование уже получено. В результате оно «висит» на счете в Казначействе до нескольких недель. Ну не привык «наш человек» к работе в условиях стабильного финансирования! Наученные горьким опытом недофинансирования, руководители предприятий не хотят, чтобы по результатам неоплаченных тендерных закупок у них появилась кредиторская задолженность. Однако дело не только в тендерах. Ведь в целом на конец ноября не было использовано около 2 млрд. грн. открытых бюджетных ассигнований.

На руководителей ведомств — распорядителей бюджетных средств, в конце концов, можно прикрикнуть, можно топнуть ногой. Что после ряда совместных с Нацбанком и Госказначейством совещаний и сделал Минфин. За декабрь все «висящие» средства будут ускоренными темпами потрачены, тендеры проведены, и остатки на счетах Казначейства перестанут будоражить рынок. Остается вопрос: будут ли сделаны должные выводы по усилению бюджетного менеджмента? Ведь если бы «замораживание» эквивалентного объема средств со всеми вытекающими отсюда кризисными последствиями допустили менеджеры, например, коммерческого банка, акционеры вполне могли бы выставить им счет за недополученную прибыль. А руководству нашего Минфина все сходит с рук.

Один из принципиальных выводов сделал Нацбанк, непосредственно гасивший «пожар на межбанке», как его успели окрестить журналисты. Мероприятий было проведено много. Это и временное снижение нормативных требований к комбанкам — например, увеличение допустимого объема кредитования overnight до 50% сформированных резервов (сегодня эта цифра возвращается к обычному уровню 15%), и снижение обязательного резервирования по некоторым видам операций. Но главное — это то, что рефинансирование комбанков начало проводиться за счет тех самых остатков средств в Госказначействе. Находящихся на счетах Нацбанка.

В целом в мире подобные операции с бюджетными средствами не очень приветствуются — принято считать, что государственные финансы нельзя подвергать коммерческим рискам. По крайней мере, в Украине после внедрения казначейского обслуживания бюджета на это до сих пор не шли. Хотя соблазн использовать этот ресурс, особенно в условиях, когда он накапливается, велик. Нацбанк и Госказначейство в общих чертах договорились, что производить операции с бюджетными остатками будет первый. Естественно, лишь такие, по которым имеются реальные гарантии возврата средств. Кстати, объем рефинансирования банков, предоставленный НБУ в ноябре (точнее, в конце ноября) — 7,7 млрд. грн. — почти совпадает с суммой казначейских остатков.

Правда, объявлять «злодеями» Госказначейство и Минфин, а банковскую систему — «белой и пушистой» было бы тоже неправильно. По многим причинам. Известно, например, что в течение осенних месяцев Нацбанк постоянно сокращал объемы покупки валюты. Если в августе банк стремительно набирал свои валютные резервы, а заодно и производил эмиссию гривни (интервенция НБУ за август составила 320 млн. долл., или 1,5 млрд. грн.), то в сентябре-ноябре была закуплена впятеро меньшая сумма. Комбанки настолько привыкли пополнять свои гривневые запасы за счет продажи Нацбанку валюты, что не смогли вовремя перестроиться на другие источники. Да и сам НБУ не предложил им эквивалентной замены.

Темпы же роста кредитного портфеля комбанков продолжали расти (более чем наполовину только за третий квартал). При этом в нем существенно выросла доля долговременных обязательств (в частности, ипотечных и потребительских кредитов). От банков в такой ситуации требуется крайне взвешенная политика, четкое соблюдение соотношения между привлеченными и размещенными средствами. По мнению Нацбанка, комбанки такой политики не продемонстрировали. В частности, многие из них слишком привыкли использовать для формирования ресурсной базы механизм межбанковских кредитов и рефинансирования НБУ. А также нередко повышали доходность привлеченных депозитных средств и снижали процентные ставки по кредитам в ущерб своей выгоде, исключительно из конъюнктурных соображений. Слаба, по мнению НБУ, и капитализация большинства банков.

Любой кризис банковской системы, как известно, ведет к ухудшению ее финансовых результатов. Не исключено, что по итогам последних месяцев года пополнится список финучреждений, попавших под наблюдение, санацию или даже ликвидацию со стороны НБУ; усилятся процессы укрупнения. Несмотря на то, что видимые проявления кризиса в виде скачка ставок на межбанке вроде бы купированы, с долгоиграющими его последствиями мы столкнемся еще не раз. Так, после инфляционных явлений в конце 2003-го ожидается очередное повышение ставок на межбанке в начале 2004-го. В это время Нацбанк будет снова вынужден существенно ограничить темпы роста денежной массы, а остатков на счетах Казначейства, чтобы провести за их счет рефинансирование, уже не будет.

Самый главный вывод из уже уходящей в прошлое ситуации — необходимо повышение гибкости управления финансовыми ресурсами в меняющихся условиях. Казначейство не должно смотреть, как персонаж детских сказок на новые ворота, на падающий с неба избыток бюджетных доходов, а сразу искать механизмы для запуска его в оборот (Нацбанк ему в этом партнер и советник). Комбанки, в свою очередь, не должны привыкать к нацбанковской и межбанковской (что в конечном итоге то же самое) «кормежке» ресурсами. А главным резервом обеих подсистем должны быть не чьи-то финансовые обязательства, а прежде всего головы квалифицированных менеджеров.