UA / RU
Поддержать ZN.ua

Банковские депозиты: между гарантиями и недоверием

Банкиры хоть и сдержанно, но констатируют, что реформа системы гарантирования вкладов может укрепить доверие населения к финансовой системе.

Автор: Василий Пасочник

Несмотря на визуальное спокойствие, на банковском рынке очень даже чувствуется напряжение. Его иллюстрация - высокие ставки по гривневым депозитам, сформировавшиеся не в последнюю очередь из-за высоких девальвационных ожиданий и попыток НБУ их сдержать. Опыт осени 2008 года продемонстрировал, что равновесие на рынке (тем более в предвыборный период) может быть нарушено в любой момент.

Появились ли за последние годы дополнительные институциональные предохранители от пессимистических сценариев? Одна из ключевых реформ, проведенных в Украине с подачи международных финансовых доноров в послекризисный период, - совершенствование системы гарантирования вкладов. В 2008-2010 годах она сработала не лучшим образом (из-за ограниченности ресурса Фонда гарантирования вкладов физлиц и отсутствия адекватных механизмов его поддержки со стороны НБУ и Минфина быстро и безболезненно «разрулить» ситуацию с проблемными банками из группы крупнейших не удалось). Совсем недавно систему перезагрузили. Сумеет ли она оправдать надежды?

22 сентября вступил в силу Закон №4452-VI «О системе гарантирования вкладов физических лиц», согласно которому Фонд гарантирования вкладов физлиц (ФГВФЛ) получил полномочия временного администрирования, вывода неплатежеспособных банков с рынка и, при необходимости, их ликвидации (ранее этим занимался НБУ). Среди новаций документа также отмена моратория на выплаты средств вкладчикам по договорам, срок которых истек, на протяжении работы временной администрации; ускорение выплат компенсаций вкладчикам банков-банкротов (должны начинаться через семь дней со дня принятия решения о ликвидации, а не через два месяца, как было до недавнего времени) и т.д.

Как дополнительное своеобразное «успокоительное» для рынка можно расценивать внесение парламентом изменений в упомянутый выше закон, проголосованных во втором чтении 2 октября. Они установили «гарантийную» сумму на уровне 200 тыс. грн., предусмотрев, что административный совет ФГВФЛ может ее пересматривать только в сторону увеличения. Но если, гипотетически, В.Янукович даже не подпишет документ (правда, основания для этого, учитывая хотя бы предвыборный период, вряд ли найдутся), размер максимальных возмещений останется на уровне 200 тыс. грн., поскольку эта гарантия уже сегодня действует согласно решению админсовета ФГВФЛ, принятому еще в августе.

Обычно едва ли не главным основанием для сомнений в надежности отечественной системы гарантирования вкладов является сравнительно незначительный объем активов, накопленных ФГВФЛ (чуть более 6 млрд. грн.), на фоне общей величины депозитного портфеля населения (на 1 сентября 2012 года - 346 млрд. грн.). В этом контексте заместитель директора-распорядителя фонда Андрей Оленчик отмечает, что соотношение объема накопленных средств в ФГВФЛ к сумме застрахованных депозитов составляет более 3,2%, в то время как стандарт в ЕС - 2%. Представитель фонда также отмечает, что потенциал системы гарантирования вкладов следует оценивать не только через призму собственных ресурсов ФГВФЛ, но и возможностей НБУ и правительства, которые, как предусмотрено в законе №4452-VI, могут быть кредиторами фонда.

«Страховщик депозитов всегда аккумулирует только оперативный резерв. Для чего вынимать из оперативных оборотов банков огромную сумму денег на всякий случай? Если этих средств будет недостаточно, законом абсолютно четко определен механизм, как мы действуем. Мы имеем право сразу обратиться за краткосрочным кредитом в НБУ, а в случае, если провалы более серьезные и приходится выплачивать гораздо большие суммы и это занимает больше времени, можем обратиться к правительству», - рассказывает А.Оленчик.

Директор департамента нормативно-методологического обеспечения банковского регулирования и надзора НБУ Наталья Иваненко констатирует, что Национальный банк внес необходимые изменения в нормативную базу, отработав и регламенты предоставления кредитов ФГВФЛ, когда возникнет необходимость. «У нас подписано соглашение о сотрудничестве. Документ получился действительно беспрецедентный. Сотрудничество будет происходить не только на протяжении вывода неплатежеспособных банков с рынка, но и надзора за банками в рамках нового закона», - отмечает Н.Иваненко.

А.Оленчик уверяет, что ФГВФЛ институционально готов к выполнению функций, возложенных на него законом. Для этого фондом были приняты необходимые подзаконные нормативные акты, проведена реорганизация, набран новый персонал и т.д. «Очень многое будет зависеть от того, насколько четко мы будем работать в тандеме с НБУ - основным стратегическим партнером и в какой-то мере нашим патроном. Я думаю, что с этим все будет нормально», - резюмирует представитель ФГВФЛ.

Банкиры хоть и сдержанно, но констатируют, что реформа системы гарантирования вкладов может укрепить доверие населения к финансовой системе. Но моментом истины, как отмечает председатель правления «Надра Банка» Дмитрий Зинков, станет все же ее тестирование на практике. «Должно пройти время, должны быть банки, с которыми поработает фонд. Если вкладчики увидят, что деньги выплачиваются не только в 100% случаях, но еще и быстро, это укрепит их доверие и к финансовой системе, и к банковской, в частности», - полагает эксперт.

В свою очередь, председатель правления «Эрсте-Банка» Павел Цетковский подчеркивает, что ФГВФЛ является лишь инструментом «лечения последствий», а не «предотвращения причин» проблем. А предпосылкой для реализации негативных сценариев, по словам специалиста, обычно становятся именно невозвраты банкам выданных кредитов. «Значит, нужно понимать, что причина того, почему банки иногда бывают клиентами фонда страхования, - это вопросы, связанные с защитой прав кредиторов и с работой судебной системы», - констатирует банкир.

К слову, ничего экстраординарного в текущей ситуации на депозитном рынке финансисты не видят. Председатель правления «Райффайзен Банка Аваль» Владимир Лавренчук одной из основных предпосылок взлета ставок во многих банках до более 20% называет спорадические перебои с ликвидностью в системе. Реагирование на такие вызовы в виде поднятия ставок по вкладам для населения финансист не считает оптимальной моделью, но называет ее достаточно закономерной из-за закрытости рынков капитала. «Мы рассматриваем вопрос колебания ставок по вкладам как временный недостаток, а не как основную программу дальнейших действий», - подчеркивает В.Лавренчук.

Участники рынка прогнозируют, что снижение стоимости депозитов может начаться после выборов, когда начнут охлаждаться девальвационные ожидания и, соответственно, может увеличиться приток гривневой ликвидности в систему. Председатель правления Укргазбанка (по «совместительству» - исполнительный директор НАБУ) Сергей Мамедов советует вкладчикам пользоваться случаем и максимизировать прибыль. «Если есть 25%, разместите под 25%. Я уверяю, что таких ставок через три месяца не будет», - говорит финансист.

С.Мамедов также отмечает, что некоторые банки просто вынуждены поднимать ставки, чтобы не отставать от среднерыночных параметров. В ином случае они могут столкнуться с риском снижения привлекательности для клиентов на фоне других участников рынка.

Вместе с тем зампредправления «Дочернего банка «Сбербанка России» Ирина Князева констатирует, что есть категория вкладчиков (прежде всего, крупных), которые ориентируются не столько на уровень доходности, сколько на прочность банков-партнеров. «В последние два месяца активно не приходят гривневые депозиты на длинные сроки. В основном сейчас мы привлекаем долларовые депозиты и вкладываем больше средств в корпоративный бизнес, в котором работают с экспортной выручкой», - рассказывает банкир.

Директор департамента анализа и прогнозирования денежно-кредитного рынка НБУ Сергей Кораблин называет распространенные в обществе девальвационные ожидания, по сути, иррациональными, поскольку экономических предпосылок для ослабления гривни нет. «Объективных предпосылок для девальвации я не вижу. Чистый приток валюты в страну за девять месяцев - около 10 млрд. (для сравнения, в 2008 году наблюдался отток. - Ред.). Экономика растет, инфляция - около нуля. За восемь месяцев сводное сальдо платежного баланса - плюс 300 млн. долл… Очевидно, рынок не всегда рациональный», - считает представитель НБУ.

Исчезнет ли эта «иррациональность» через три недели, когда состоятся парламентские выборы? Старший аналитик ИК «Тройка Диалог Украина» Евгений Гребенюк считает, что вкладчиков настораживает не столько само возможное ослабление гривны, сколько то, как оно обычно происходило. По его словам, людей не устраивает, что это проходит периодически, как правило, нервно, резко и по чьему-то субъективному решению, а не из-за движения рынка.

Если подход действительно принципиально пересмотреть, то, возможно, и за прочность системы гарантирования вкладов не придется слишком беспокоиться?