Во вторник глава Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко сердито заявил, что текущие финансовые результаты коммерческих банков угрожают их стабильности. Для всех без исключения банков сейчас наступили тяжелые времена, связанные с небывалым уровнем конкуренции на рынке и стабилизацией курса гривни. Расслоение на бедных и очень бедных идет стремительными темпами, и систему ждут большие перемены. Причем те, кто выживет, столкнутся с еще более низкими процентными ставками и с еще большим трудом достающимися прибылями.
Итоги первой половины года стали для банкиров просто гремучей смесью парадоксов. С одной стороны, правительство провело ряд очень важных для них решений, реструктуризировав внешний долг и активно наступая на бартер в промышленности. Расширение денежного оборота сопровождалось настоящим экономическим ростом, увеличивающим благосостояние банковских клиентов. С другой стороны, никогда еще прибыли банков не падали до столь низкой отметки.
Первый квартал с точки зрения цифр был еще более-менее благополучным — суммарный финансовый результат 160 действовавших коммерческих банков был позитивным, он составил 264 млн. гривен. Правда, в основном неплохая прибыльность системы была связана с Украинским кредитным банком. В марте он провел операцию с «энергетическими» бумагами, отказавшись объяснить ее сущность, и показал прибыль в 193 млн. гривен. То есть из 264 млн. гривен общей прибыли банков 73% пришлось на него.
Результаты второго квартала показали реальное положение дел. 157 оставшихся на рынке банков суммарно получили убытки в размере 146 млн. гривен. Это худший показатель последних лет, резко контрастирующий с улучшением общеэкономической конъюнктуры. АУБ считает, что дальше так жить нельзя. Нацбанк уверен, что все в порядке и именно так следует жить дальше. Сами коммерческие банкиры ничего не говорят, потому что им некогда — им надо работать, и работать как никогда интенсивно.
Падения прибылей банкиры в основном не ждали. Напротив, вначале год виделся очень успешным. Расчет был в принципе прост: 1999-й был годом зализывания рынка и отлаживания технологий после кризиса, а этот должен был стать годом подъема на перестроенных приоритетах. Большинству банкиров также добавлял оптимизма приход в правительство Виктора Ющенко. Мало кто предполагал, что каждая гривня в 2000 году будет доставаться еще тяжелее, чем в 1999-м, а заработки 1998 года — вообще казаться манной небесной. Тем не менее, сейчас ситуация выглядит именно так. Причины две, и каждая косвенно связана с экономическим ростом.
Подъем экспорта, приток иностранных инвесторов на приватизированные предприятия и вытеснение бартерных операций привели к сверхстабилизации курса. Между тем поговорка «кому война, а кому мать родна» исправно коррелировала доходы банков с нестабильностью курса. За последние два месяца он изменился на несколько десятых копейки. Похожие периоды уже были летом прошлого и позапрошлого годов, но тогда можно было спекулировать. Сейчас этого делать нельзя, поскольку проводимая НБУ валютная политика «военного коммунизма» достигла апогея. В итоге валютные дилеры банков превращены в роботов, которым надо просто обслужить заявки клиентов. Единственная эмоция, которую они испытывают, — это скука. Директор департамента валютного регулирования НБУ Сергей Яременко несколько злорадно рекомендует им заняться самообразованием. Учиться, конечно, надо, но доходы банков от неторговых операций просто рухнули.
Не случайно убытки по итогам полугодия понесла почти половина банков со стопроцентным западным капиталом, в частности маститые Austria Creditanstalt-Украина и ING Barings-Украина. В прошлые годы дочерние западные банки хорошо зарабатывали на разрешении НБУ держать уставный капитал в валюте. Уже сейчас это не является преимуществом, а скоро, возможно, станет недостатком.
Активизация экономики одновременно с падением доходов на денежном рынке катализировала борьбу банков за клиентуру. В принципе, тенденция усиления конкуренции четко проявилась еще в прошлом году, но сейчас пришло время настоящих битв. Доходы от кредитования стали не просто основным, а доминирующим источником банковских доходов. По оценкам Нацбанка, кредитный портфель банков в первом полугодии вырос на 35% — больше, чем какие-либо другие активы. Причем вырос не только портфель, но и качество кредитования. Согласно данным НБУ, удельный вес проблемных кредитов в суммарном кредитном портфеле коммерческих банков на 1 июля с. г. составил 21,9%, снизившись с 26,3% в начале года. Это означает, что практически каждый хороший клиент отделен от плохих, усажен в кресло и угощаем мороженым и сигарами.
Конкуренция крайне высока. Она четко проявляется в массовом появлении на рынке новых услуг — в том, чего не было в прошлом году и что казалось глупостями в позапрошлом. Обладающий 2- миллиардным кредитно-инвестиционным портфелем Приватбанк не гнушается предлагать синдицированное (совместное) кредитование маленьким банкам. Ушедший с рынка ОВГЗ «Південний» готовится выпустить свои облигации и будет предлагать организовать выпуски для клиентов. Не принимавший вклады населения «Финансы и кредит» за полгода привлек у обычных физлиц 80 млн. гривен и хочет еще. Консервативный «Аваль» готовится начать Internet-Banking. Услугу международных денежных переводов, которую в прошлом году нормально оказывали только два банка, сейчас предоставляют полтора десятка. При этом еще 22 встало в очередь на вступление в Western Union. На карточном рынке крупное хорошее предприятие иногда обрабатывают сразу несколько банков, предлагая организовать зарплатный проект. Выигрывает, естественно, кто-то один...
Бескомпромиссная конкуренция приводит не только к демпингу, который, само собой, снижает доходы, — она усиливает расслоение банков. Время, когда рынок позволял жить с грузом проблем, уже уходит. В итоге убытки банков, переживающих трудности, быстро увеличиваются. Это подтверждают цифры НБУ. В первом квартале, когда суммарная прибыль банков составила 264 млн. гривен, 20 банков были убыточными и 140 — прибыльными. По итогам полугодия убытки понесли только 13 банков и 144 были прибыльными. Вместе с тем, финансовый результат во втором квартале ухудшился. Даже несмотря на уменьшение числа убыточных банков. Это означает, что времени у проблемных финансовых институтов нет или очень мало. Даже если их не настигнет карающая рука Владимира Стельмаха, их выдавят с рынка более успешные конкуренты. Банк «Славянский» еще жив, но с Макеевским металлургическим уже работает Кредитпромбанк.
Вероятно, ситуация с прибылями изменится уже к концу года. Запускаемые банками новые программы начнут давать доходы, повсеместно модернизируемые технологии оптимизируют расходы, и банки научатся, по выражению первого зампреда Укрсоцбанка Ларисы Федоровой, «собирать деньги с асфальта». Однако речь будет идти о зарабатывании на объемах, а не на марже. Время быстрых денег ушло безвозвратно, и чем быстрее будет расти экономика, тем больше должны обостряться конкуренция и падать заработки. Впрочем, большинству банкиров должна понравиться такая жизнь, требующая проявления лучших навыков банковского бизнеса.