UA / RU
Поддержать ZN.ua

Апрель пишем — июль в уме?

Напрасно бил себя в грудь спикер Арсений Яценюк, клятвенно обещая накануне Нового года, что «1 марта мы с вами (депутаты...

Автор: Наталия Бетина

Напрасно бил себя в грудь спикер Арсений Яценюк, клятвенно обещая накануне Нового года, что «1 марта мы с вами (депутаты. — Н.Б.) будем рассматривать уже государственный бюджет в новой редакции». Что бы в стране ни случилось. Дескать, он, Арсений Петрович, за этим проследит.

Увы, до 1 марта нового варианта бюджета не было. Не будет и до 31-го. Более того, зная слабость и инерционность украинской государственной машины, нетрудно предположить, что не примут документ ни в апреле, ни в мае. Может быть, к лету? Но тоже не факт.

Сообщая о просьбе Кабмина продлить срок подачи в Верховную Раду проекта бюджетных изменений до 21 апреля, председатель профильного комитета ВР Николай Деркач вроде бы нашел объективную причину для положительного ответа. По его словам, загвоздка в том, что Конституционный суд до сих пор не принял решение по представлению 101 депутата о неконституционности действующего, декабрьского варианта бюджета. Однако, по мнению ряда экспертов, эта причина хоть и важная, но на главную не тянет.

Главная связана со словами «газ», «Нафтогаз», «Россия». Сегодня никто не в силах сказать точно, что будет и чем «сердце успокоится» в столь чувствительной для экономики страны сфере. И, соответственно, от каких базовых цифр плясать при составлении нового варианта бюджета. Так что, наверное, это правильно — подождать, чтобы не пришлось «плясать» по новой.

Третью сторону проблемы мы бы назвали политико-психологической. Парламент работает только второй день. И вряд ли кто-то рискнет его сразу же подвергнуть испытаниям столь конфликтогенным документом, как бюджет. А конфликтов не избежать, это очевидно. Достаточно вернуться к стенограмме заседания 28 декабря прошлого года и освежить в памяти обещания, которые без каких-либо расчетов, механически принимались к исполнению ради великого, как тогда казалось, дела принятия главной финансовой сметы страны до нового года.

Предновогодняя бюджетная эйфория прошла. Теперь дело за малым, но практически нереальным — достижением баланса между доходами и расходами 2008 года. И жаркие споры с разного рода лоббистами.

По большому счету, разницы нет — месяцем раньше примут изменения к бюджету или месяцем позже. Надо только помнить: нигилизм в этой сфере нарастает такими темпами, что вскоре лишь старожилы будут припоминать те добрые времена, когда депутаты и правительство хотя бы иногда оглядывались на Бюджетный кодекс…