UA / RU
Поддержать ZN.ua

АНАРХИЯ ГРИВНИ (ХРОНИКА НЕДАВНЕГО НАСТОЯЩЕГО)

21 февраля ТЧК Кабмин и НБУ объявляют введение плавающего режима курсообразования гривни ТЧК Сов...

Автор: Полина Елецкая

21 февраля ТЧК Кабмин и НБУ объявляют введение плавающего режима курсообразования гривни ТЧК

Совместное постановление Кабмина и НБУ ТЧК Плавающий курс будет отвечать интеграции Украины в мировую экономику ТЧК Сбалансирует спрос на иностранную валюту ТЧК Поддержит конкурентность украинских товаров и рентабельность предприятий ТЧК Сохранность валютных резервов ТЧК

Плавающий курс считают логичным ТЧК Считают неизбежным ТЧК Единственно возможным ТЧК

Плавающий курс в Украине не свободный и не рыночный ТЧК Но и не управляемый ТЧК Не стабильный ТЧК Не предсказуемый ТЧК Анархичный ТЧК

В условиях серьезных выплат по внешнему долгу, отсутствия адекватных валютных резервов, практической нереальности значительной части запланированных поступлений в бюджет введение хоть какого-то подобия свободного курсообразования избавит Нацбанк от ответственности за явно непосильное для него поддержание курса гривни.

В то же время для страны, уровень валютных резервов которой незначителен, а увеличение внешней задолженности нежелательно (Кабмин уже неоднократно заявлял о необходимости моратория на внешние заимствования), «плавающее» курсообразование, очевидно, окажется единственной реальной возможностью частично нивелировать влияние внешних шоков на равновесие платежного баланса. Это важно, поскольку значительная часть украинского ВВП (по данным Госкомстата — 45—50%) формируется именно за счет внешнеэкономической деятельности.

22 февраля. Пресс-конференция в НБУ.

— Ну, что-жъ скажете, господа, хорошенькаго?

— Да что скажешь. Все плохо.

— А что-жъ, по-вашему, дальше будетъ?

— А Богъ знаетъ. Мы народ темный. Что мы знаемъ? Я хучь читать умею, а онъ совсемъ слепой. Что будетъ? То и будетъ…

Плавающий режим курсообразования привлекателен для наших монетарных властей потому, что они не могут предсказать и срежиссировать развитие событий на валютном рынке Украины-2000. Абсолютно ясно только то, что курс гривни будет падать.

В этой ситуации важно, чтобы Нацбанк постоянно поддерживал ситуацию, при которой рост курса доллара в отношении национальной валюты был бы несколько выше, чем рост инфляции, — таким образом действительно реально дестимулировать импорт и стимулировать экспорт. Это будет эффективнее, чем таможенные сборы, которые только провоцируют развитие контрабандного ввоза товаров на территорию страны.

23 февраля. Праздник. День захисника Вітчизни. Въ вагонъ трамвая вошелъ молодой офицеръ и, покрасневъ, сказалъ, что онъ «не можетъ, къ сожаленію, заплатить за билетъ».

Много дамъ, курсистокъ и офицеровъ стоятъ на углахъ улицъ, продаютъ что-то.

Cтаруха остановилась, оперлась на костыль дрожащими руками и заплакала:

— Батюшка, возьми ты меня на воспитаніе! Куда жъ намъ теперь деваться?

Опасность «плавающего» курса — может «раскрутиться» инфляция. Необходимо будет проводить ограничительную бюджетную и жесткую денежно-кредитную политику. Власть должна будет решиться основательно поколебать социально-политические гарантии населению. Попытаться сэкономить на погашении задолженности по социальным выплатам, реальная стоимость которых уменьшится в результате девальвации гривни. Так, как это было сделано осенью 1999 года.

Сейчас правительство заявляет о готовности чуть ли не полностью погасить социальную задолженность в этом году. Режим «плавающего» курса в данном случае выгоден властям, поскольку не влечет за собой автоматической индексации задолженности по зарплатам и пенсиям.

Для сдерживания инфляции в условиях «плавающего» курса понадобится жесткий контроль за денежной массой в обращении. НБУ, исходя из известных ему объемов эмиссий, утверждает, что в экономике денег достаточно. Главная сложность — большая часть этих денег «оседает» в теневом секторе. А любое искусственное «связывание» денежной массы со стороны Нацбанка ударяет прежде всего по официальной экономике и банковской системе, которые, собственно, и обеспечивают фискальные поступления в бюджет. Давление теневой экономики на валютный рынок (имеется в виду спрос на СКВ) все равно остается непредсказуемым и непобедимым.

24 февраля. НБУ продолжает скупать доллары. Гривня временно укрепляется.

Предвидя сегодняшние проблемы, целенаправленные шаги по скупке доллара на рынке и повышению его курса НБУ должен был предпринимать гораздо раньше — когда существовал валютный коридор и наблюдалась определенная стабильность курса. Конечно, в таком случае неизбежно увеличение денежной массы. Это означает недовольство МВФ. Действительно, увеличение денежной массы связано с опасностью «раскрутить» инфляцию. Но инфляция — явление многогранное. И сейчас сложно говорить, обязательно ли повлекло бы за собой расширение гривневой массы инфляцию спроса или затрат и вызвало ли бы инерцию ожиданий на инфляционные процессы.

В любом случае, поскольку валюту скупать все равно приходится сейчас (по более высокому курсу и в менее стабильной ситуации), результаты политики МВФ в Украине относительно сдерживания роста денежной массы представляются достаточно спорными.

Хотя — кто у нас будет спорить с МВФ?.. Покажите лица тех, кто у нас будет спорить с МВФ!.. Римляне ставили на лица своихъ каторжниковъ клейма: «Cave furem». На эти лица ничего не надо ставить — и безъ всякаго клейма все видно.

25 февраля. Серо, редкій снежокъ. Возле банковъ туча народу — умные люди выбираютъ деньги…

«Свободное плавание» гривни будет развиваться по следующему сценарию. С одной стороны, НБУ для пополнения своих валютных резервов и выполнения обязательств правительства перед иностранными кредиторами должен будет скупать валюту, повышая ее курс. С другой стороны, чтобы не допустить обвала гривни, Нацбанк будет административными методами сдерживать рост доллара.

Между тем, слышны заявления представителей власти о планируемом уже в этом году увеличении иностранных инвестиций в украинскую экономику. Потому, когда самый сложный и нестабильный этап 2000 года будет пройден, ради спокойствия потенциальных инвесторов оправданным будет вернуться к какому-либо более предсказуемому режиму курсообразования. Правда, директор департамента валютного регулирования НБУ Сергей Яременко называет это делом весьма отдаленного будущего.

P.S. Кончится этотъ проклятый годъ. Но что дальше? Можетъ, нъчто еще болъе ужасное. Даже навърное такъ.

А кругомъ нъчто поразительное: почти всъ почему-то необыкновенно веселы… И образовался на земле уже целый легіонъ спеціалистовъ, подрядчиковъ по устроенію человеческаго благопоручія… Все-то мы ждемъ помощи отъ кого-нибудь, отъ чего-нибудь, отъ чуда, отъ природы!

И это ожиданіе чего-то, что вотъ-вотъ придетъ и все разрешитъ, сплошное и неизменно- напрасное, конечно, не пройдетъ намъ даромъ, изувечитъ наши души, если даже мы и выживемъ. А за всемъ темъ, что было бы, если бы не было даже ожиданія, то есть надежды?

(В статье использованы отрывки из «Окаянных дней» Ивана Бунина)