История со скандальной продажей исполнительной службой Минюста 170-миллионного векселя «Нафтогаза України» за 6% от номинала должна была закончиться еще месяц назад.
К чести министерства — оно не побоялось вынести сор из избы. Еще 16 апреля министр юстиции Александр Лавринович заявил о том, что его подчиненные допустили нарушение законодательства. По мнению министра, Государственная исполнительная служба Балаклейского районного управления Харьковской области, продав векселя в момент, когда «Нафтогаз» оспаривал действия исполнительной службы в суде, грубо нарушила статью 34 Закона Украины «Об исполнительном производстве».
Районное отделение исполнительной службы не должно было по конкретному факту предпринимать какие-либо действия без специального уведомления областного управления юстиции. Плюс существует внутренняя инструкция Минюста о порядке осуществления исполнительных дел, запрещающая на уровне районного отделения исполнительной службы проводить какие-либо операции с имуществом или ценными бумагами, стоимость которых выше 2 тыс. грн.
Тогда же Александр Лавринович отдал приказ об увольнении начальника отдела ГИС Балаклейского района, а также государственного исполнителя, который непосредственно участвовал в производстве и допустил грубые нарушения закона. Министр юстиции сообщил, что обратился к генеральному прокурору Украины Святославу Пискуну с просьбой возбудить уголовное дело против трех лиц, причастных к махинации с векселем. Третьим, по его мнению, должен быть эксперт, который оценивал вексель и явно умышленно занизил его стоимость.
15 мая «Нафтогаз» выиграл дело и в суде. В общем, практически хэппи-энд.
И только одна маленькая деталь мешает всеобщей благодати — а где, собственно, сам вексель? Ранее Минст заявлял, что рекомендует признать операцию по реализации векселя недействительной и аннулирует результаты продажи. Это означает, что вексель вернут обратно. Однако пока что его судьба покрыта мраком: у кого он сейчас — неизвестно.
В конце марта его купила за 10 млн. грн. финансовая компания «Декра» (Ивано-Франковск). И все. Сомнительно, что его приобрели для коллекционных целей. Очевидно, что сейчас вексель традиционно прогоняют по цепочке «добросовестных приобретателей», и с каждым днем их станет все больше, а вернуть ситуацию на исходные позиции будет все сложнее.
Между тем, уже через три месяца, 26 августа, наступает срок погашения. И от НАКа потребуют сумму, эквивалентную почти 32 млн. долларов. Так что стоит поторопиться. Пока что ситуация выглядит так: решение есть, а этого самого-то векселя как не было, так и нет. А в остальном, прекрасная маркиза, почти полная благодать. Только пахнет паленым.