UA / RU
Поддержать ZN.ua

18 ФЕВРАЛЯ. ТОСКА... «ЗЕЛЕНАЯ»...

«Февраль. Достать чернил и плакать», - Борис Пастернак, как великий поэт, настроения чувствовал тонко...

Автор: Дмитрий Киця

«Февраль. Достать чернил и плакать», - Борис Пастернак, как великий поэт, настроения чувствовал тонко. Всплакнул, мол, и бегом - чего-нибудь доставать. Доллары или карбованцы?

Отмена валютных лицензий, которую НБУ два месяца тому назад пообещал устроить 18 февраля, задумывалась как мероприятие рыночное, способствующее, укрепляющее и восстанавливающее. Укрепляющее национальную валюту и восстанавливающее норму закона, гласящего, что «единственным средством платежа на территории Украины является купонокарбованец». Полезное, в общем, мероприятие: Нацбанк лицензию дал, Нацбанк ее и отобрать может. Причем первое делалось «в порядке исключения», второе - по закону. О, этот ход зеленых мастей!

Примерно с месяц после объявления НБУ о намерении все заинтересованные стороны или публично отмалчивались, или высказывались в том смысле, что единственным последствием запрета хождения доллара будут завышенные карбованцевые цены в бывших «валютках». Население заунывно просили не волноваться и привыкать к мысли, что на доллары можно будет купить карбованцы, а уж на карбованцы - все, что душе угодно. Население недоверчиво косилось по сторонам, пытаясь угадать, кто и каким образом его надует на сей раз. Было ясно, что история не закончится повышением карбованцевой цены на валютный майонез. Запрет на доллар как средство платежа обещал намного больше: от резкого увеличения объема конвертационных операций и, следовательно, прибыли от них, для банков, до ажиотажного спроса на карбованец, которого и так не хватает. Доллар обещал упасть, что, к примеру, устраивало импортеров и не радовало те предприятия, которые заняты экспортом. Взаиморасчеты между предприятиями - и резидентами, и нерезидентами - также обещали участникам немало веселья. Но по окончании периода легкой лихорадки скорее всего оказалось бы, что все продолжают рассчитываться в тех дензнаках, которые вызывают доверие.

Председатель правления НБУ Виктор Ющенко продолжал настаивать на своем решении даже тогда, когда первый вице-премьер Виктор Пинзеник озвучил «существующее мнение», что Национальный банк поспешил и что не стоит сейчас делать резких движений. По времени коллизия Ющенко - Пинзеник совпала с принятием внутреннего решения об эмиссии карбованца. Вопрос: нужен ли нам ажиотаж вокруг карбованцевой налички ИМЕННО СЕЙЧАС, приобретал особую остроту. Накануне объявленного времени «Ч» Виктор Ющенко уехал с визитом в Канаду, Президент - в Трускавец, Кабинет министров - остался на месте. Из Трускавца сказали: «Повременить»...

Уж не знаю, кто и что выиграл от принародной демонстрации полного раздора среди облеченных властью и посвященных в реформаторские тайны. В принцие, держатели «зеленой» наличности уже привыкли к тому, что над ними экспериментируют. Много и разнообразно. И что при каждом эксперименте самые вкусные пенки естественным образом оказываются наверху. Но когда экспериментируют настолько бездарно и бессмысленно, начинает одолевать тоска. Тоска даже уже не по порядочности - просто по порядку, как бы это ни было смешно.