UA / RU
Поддержать ZN.ua

Влияние школы на здоровье и характер ребенка

То, что школа равнодушна к физическому здоровью школьников, родители прекрасно понимают, когда помогают ребенку надеть школьный ранец. А вот как сказываются учебные нагрузки на психике учащихся, простым глазом своевременно заметить трудно.

Автор: Наталия Михайленко

То, что школа равнодушна к физическому здоровью школьников, родители прекрасно понимают, когда помогают ребенку надеть школьный ранец.

Четыре-пять книг ежедневно плюс тетради становятся настоящим испытанием для учеников младших классов, ну а старшеклассники овладевают искусством договариваться. Закономерным результатом является наличие сколиоза у многих детей. А вот как сказываются учебные нагрузки на психике учащихся, простым глазом своевременно заметить трудно.

Реабилитационный центр для детей с особыми потребностями - это место, где можно наблюдать разные категории детей. Есть воспитанники, которые находятся на домашнем индивидуальном обучении (учителя ходят к ним домой), школьном индивидуальном (занимаются в отдельном классе один на один с учителем), и школьники, приобретающие образование на общих началах.

Многолетние наблюдения показывают, что ученики общих классов очень отличаются от тех, которые находятся на индивидуальном обучении. Обычно они намного лучше социализированы, и это неоспоримый плюс. Но есть и другое: сильная усталость от школьных нагрузок, двигательная гиперкомпенсация, конфликтность, нетерпимость, ревность к чужим успехам, страх, что дашь неправильный ответ, низкая эмпатия к эмоциональным состояниям ровесников. Ресурсов на коррекционную и развивающую работу у школьников мало. Их организм нуждается в релаксации, отдыхе, отключении от школьных проблем. В отдельных случаях мы наблюдаем регресс даже там, где раньше уже были хорошие результаты.

Можно тешить себя, что эти наблюдения касаются лишь детей-инвалидов. Но дело в том, что, хотя при болезни проблемы и становятся более выразительными, касаются они всех без исключения школьников. Потому что факторы влияния одинаковы.

Перегрузки начинается с первых дней учебы в школе. Наиболее дальновидные родители будущих первоклассников заранее занимаются подготовкой, записывают детей в специальные педагогические студии, нанимают репетиторов. Но развитие руки, обучение чтению, овладение азами математики перед школой имеют двоякий результат. С одной стороны, малышам намного легче дается программа первого класса, с другой - наблюдаются и негативные последствия. Первые месяцы дети, умеющие читать, буквально томятся от скуки на занятиях, вынуждены неподвижно высиживать более получаса в не интересной для себя среде.

Наиболее шокирующие факторы для первоклассников - это форма занятий и продолжительное сидение на одном месте. Если в детском саду преобладала игра, то в школе этого нет. Игра используется как вспомогательное средство, а не основное. Постепенный переход не практикуется, да он и невозможен из-за требования результатов. Окончание первого класса с хорошими результатами требует изнурительной работы и сидения над заданиями до десяти вечера. О нормативно закрепленном отсутствии "домашки" для первоклассников забудьте. Такого нет нигде.

С переходом в следующий класс нагрузка только возрастает. Каждый день в расписании пять–восемь уроков, и эти уроки абсолютно разные. То есть каждый день нужно готовить от пяти до восьми домашних заданий. Вместе с дневными занятиями это выходит до 10 рабочих часов. Много ли взрослых работают по 10 часов в день? Нет, для себя мы выбираем 8-часовый рабочий день, а за сверхурочные требуем доплату.

Программа интенсивная. Много терминов, дат, правил, которые нужно знать и запоминать ежедневно. Кстати, сами учителя в частных разговорах сознаются, что очень сомневаются, что эти знания понадобятся детям в реальной жизни. Самостоятельные и контрольные бывают довольно часто, а это дополнительный стрессогенный фактор. В результате рано или поздно у детей начинает наблюдаться астенизация. Нервная система просто не выдерживает нагрузок и начинает пробуксовывать. Проявляется это по-разному. У кого-то падает успешность, у кого-то портится характер, появляется негативизм. Кто-то начинает часто болеть соматическими и простудными заболеваниями.

В особенно трудных случаях мышление ребенка замедляется, становится трудным, тягучим, неповоротливым. Он не может выдержать темп урока, часто путается, делает ошибки. Ухудшается оперативная память. Ребенку сложно удержать в фокусе внимания объем информации, достаточный для решения задачи или примера. Поэтому математика начинает "сыпаться" одной из первых.

При этом, на первый взгляд, признаки нездоровья незаметны. В бытовой жизни сохраняется такая же физическая активность, как и раньше. Как только ученик выйдет за порог школы или класса, у него исчезает вялость. Единственное - поставив его в один ряд с другими ребятами, трудно добиться выполнения команды "Смирно!". Он будет вертеться на месте, переминаться с ноги на ногу, не будет знать, куда девать руки.

Следующий этап развития проблемы - беседа учителя с родителями примерно такого содержания: "Уважаемые родители, ваш сын (дочь) в последнее время начал неважно учиться. Вертится на уроках, не делает домашних заданий, а последнюю контрольную написал на очень низкий балл". И как выход из ситуации - "Надо больше заниматься!".

Что делают в таком случае заботливые родители? Ответ, к сожалению, очевиден. Мама или папа срочно ищут опытного репетитора. Платят деньги, ребенок к своим 10 часам получает еще два–три часа дополнительных занятий. С одной стороны, это хорошо, поскольку теперь он может выполнять сложные уроки с помощью, с другой - проблема далека от своего решения.

А что нужно было сделать? Как минимум сводить ребенка к врачу, сдать анализы и выяснить, все ли нормально со здоровьем. После этого уже можно решать, как действовать дальше: нужны ли дополнительные занятия, или, может, есть смысл пожертвовать на некоторое время успешностью, чтобы вернуть нормальное самочувствие.

Что хотелось бы в данном случае от учителей? На этот вопрос трудно ответить, потому что едва ли не единственный и главный параметр, по которому оценивается качество работы педагога в украинской школе, - это показатели успеваемости. Наверное, именно поэтому, на сообщение родителей, что ребенку тяжело учиться из-за астении, учитель удивляется и спрашивает: "А что это такое?". И, похоже, это общая политика школы - не интересоваться ничем, кроме успеваемости. Есть большое подозрение, что даже лучшие учителя, опытные и внимательные, не обладают достаточными знаниями о таких элементарных вещах, как астенической синдром или особенности гиперактивности. А это, по самым скромным подсчетам, касается 10–15% всех детей, которые учатся в школе. Получается, что 10–15% учеников остаются "белым шумом", их особенностей не учитывают ни в построении уроков, ни в программе.

Вы спросите, для чего учителю эти сугубо медицинские неврологические знания. С одной стороны, ни для чего, ведь есть программа, составленная и утвержденная министерством, есть требования к оцениванию знаний, и этого должно быть достаточно. А из другой - разве можно представить мастера, который работает с деревом и не учитывает особенностей разной древесины? Липа, сосна, дуб, ольха, ясень требуют разного подхода, не так ли? Из каждого дерева могут выйти хорошие и полезные вещи. Если же использовать единую технику обработки, много материала придется просто выбросить.

Так же и в школе. Дифференцированное обучение остается в статусе мифического единорога, о котором рассказывают сказки, но живьем его никто и никогда не видел. Родители одаренных детей категорически против упрощения программ, а родители учеников, которые из-за состояния здоровья имеют сложность с обучением, не понимают, почему во время уроков и контрольных работ нельзя дать посильное для выполнения задание. Задание, в котором был бы задействован меньший объем внимания, но проверялись бы те же знания.

Это дало бы ребенку возможность учиться в рамках его возможностей, а не множить ошибки из-за временных проблем с памятью и вниманием. Пусть это задание не предусматривало бы оценок выше среднего уровня, но оно было бы посильным и понятным. Это было бы движение вперед и развитие. А так ребенок смотрит на сложные примеры и задачи, теряется и вообще отказывается работать или решает на самый низкий балл из возможных.

Астения возникает вследствие многих факторов. Ее могут вызвать перенесенное инфекционное, простудное заболевание, переутомление, стрессогенная обстановка дома или в школе. Нервная ослабленность характерна и для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Она - спутница общей разбалансировки нервной системы.

Проявляется астения такими симптомами как вялость, сонливость, неспособность усидеть на месте, головная боль и боль в мышцах, метеочувствительность. Ребенок быстро устает и истощается. Страдает память, особенно ее логическая разновидность. Мышление затрудняется. Учителя начинают нарекать на плохое поведение. Ребенок либо просто "выключается" на уроках, либо отвлекается, вертится. Усиление занятий, ссоры, дополнительный контроль, наказание только ухудшают ситуацию либо дают кратковременный положительный результат. А тем временем здоровье неустанно теряется. Нервная система с каждым разом подвергается непосильным ударам.

Отдельно скажу и о том, как школа влияет на характер детей, на их отношение с ровесниками и самооценку. С первого класса наблюдается использование мотивации сравнения. Нет оценок? Ничего! Учитель наградит солнышками, звездочками, коронами или грамотами за старательность и успешность. Конечно, это побуждает к дополнительным усилиям, но формирует и другие черты.

Учитывая то, что за выполнением интенсивной программы учителям некогда заниматься детским коллективом и созиданием командного духа, оценки становятся сверхценными в глазах детей. Других и самих себя они часто оценивают лишь по успеваемости. Если ребенок учится неважно, его осмеивают, награждают обидными прозвищами. Старательные ученики боятся снизить свою успеваемость, потому что каждая более низкая оценка вызывает саркастические шутки у соперников. Друзей нет - есть соперники. Если ты не лучший, ты обязательно хуже кого-то.

Таким образом происходит постоянная психотравматизация. Публичные оценки служат средством мотивации, но вреда от них больше, чем пользы. Ребенок все время находится в напряжении. Он не столько интересуется материалом, сколько боится натолкнуться на насмешки ровесников. Удары по самооценке компенсируются конфликтностью. Напряжение находит выход через ссоры. В зоне особенно большого риска находятся ученики со средним и достаточным уровнем обучения, потому что для них плохие оценки - едва ли не катастрофа. И что самое обидное, конфликтная форма общения, бескомпромиссное соперничество переходят во взрослую жизнь. И потом мы не живем, не занимаемся тем, что нам нравится, а все время кому-то доказываем, что мы - не самые худшие.

Остается добавить, что у детей с индивидуальной формой обучения такие явления не наблюдается. Они спокойные, общительные и, хотя у них нет навыков, готовы к сотрудничеству, демонстрируют доверие и интерес к миру. Конечно, это не означает, что нужно всех перевести на "индивидуалку", но не пришло ли время сделать наши школы более человечными?