Стремление человека к творчеству издавна интересовало мыслителей разных эпох. А сами творческие люди всегда вызывали восторг у обычных людей. Французский психиатр и психотерапевт Жан Котро считает, что у творческих личностей есть характерные психологические черты, и каждый желающий может развить эти черты у себя.
Открытость новому опыту. Дети всегда открыты всему новому, но с возрастом их эмоциональная открытость, любопытство, гибкость мысли, исчезают под влиянием однообразия будней. Но именно благодаря этим чертам человек может научиться чему-то новому, у него могут возникнуть оригинальные идеи, нестандартные решения проблем. Все талантливые (и гениальные) люди имеют такую открытость. Недаром говорят: "Эти актеры, художники... Они же, как дети!"
Мышление творческих людей, независимое и самостоятельное, как правило, не совпадает с общепринятым и может значительно "опережать время". Такой тип мышления имеет три составляющие: оригинальность, гибкость и изменчивость.
Творческие люди настойчивы и упрямы в достижении своей цели. Они достаточно мотивированы и умеют концентрироваться на чем-то одном. Легко приобретают многочисленные социальные контакты, создавая свою аудиторию. А достаточная самооценка даже при неудаче помогает сохранить и в дальнейшем стремление к творчеству.
Способность быстро обрабатывать информацию и решать проблемы.Творческие люди обычно очень сообразительны, особенно в любимой сфере, они быстро мыслят, любят преодолевать трудности. У них часто бывают неожиданные озарения в решении творческих задач, которые получили название "инсайт" (от английского аналога insight).
Мышление по аналогии и способность мыслить не только сознательно, но и прислушиваться к бессознательному.Творческие люди обращают внимание на сны, мечты, "оговорки" и "описки" и т. п.
Поэтесса Галина Мирослава: "Во время творчества ты как бы наполняешься Божьим духом изнутри. Это может быть обозначено и молчанием, но появляется чувство взлета или полета. Эти состояния разные - спокойные, глубоко философские, порывистые и т. п. Неважно даже, создаешь ли ты что-то свое, - ты разрастаешься до вселенной, будучи маленькой ее единицей. В таком состоянии молитва - один из видов творческого процесса. Можно не создавать ничего своего и быть творческим человеком, а можно научиться абсолютно всему и все же остаться ремесленником, выполняющим определенные рабочие процессы в определенной последовательности".
Примечательно, что среди людей творческих профессий много левшей. Дело в том, что у правшей ведущим полушарием головного мозга является левое, осуществляющее процессы абстрактной, символической интеллектуальной деятельности. А у левшей ведущее правое полушарие, доминирующее в реализации конкретно-образного мышления, интуиции, спонтанности, эмоциональной деятельности. Правое полушарие мозга еще называют "художественным".
Ирина Новоставская, редактор: "Считаю себя творческим человеком. Недавно меня спросили, чего во мне больше - творческого или системного? И сегодня я могу ответить: это зависит от того, какие у меня на сегодняшний день ключевые цели. Но я врожденная левша. Может, поэтому без творчества и вдохновения мой мир невозможен. В нем летают ангелы, мотыльки, и все вокруг улыбаются. Способность к творчеству можно развить в себе, если отпустить логику и довериться собственной интуиции, оно не может уживаться с консерватизмом, стандартами, морализаторством. Творчество - это состояние искренности, теплоты и создания прекраснейшего человеком".
Психологи изучали связь между творческими способностями и интеллектом у учеников 10-12 лет и установили, что дети с высоким уровнем интеллекта и творчества хорошо адаптированы в обществе, легко общаются как со своими ровесниками, так и со взрослыми. Они уверены в своих возможностях, хорошо контролируют свои поступки, но вместе с тем свободны в своих действиях и проявляют интерес ко всему новому.
Дети с высоким творческим потенциалом и невысоким уровнем интеллекта живут в постоянном противоречии между собственными оригинальными, но незрелыми представлениями и суровыми требованиями школы, которые никак не могут выполнить. Ученики осознают свои недостатки, разочаровываются в своих силах, у них часто возникают всевозможные комплексы и, как следствие, они оказываются в еще большей изоляции.
Дети с высоким уровнем интеллекта и невысокими творческими способностями стараются во что бы то ни стало достичь успеха. Они не умеют играть ради игры, ужасно боятся неудач, и поэтому стараются избегать риска. Дети со слабыми творческими способностями и низким уровнем интеллекта достаточно адаптированы в обществе и со стороны кажутся довольными своей жизнью. Невысокие возможности интеллекта они обычно компенсируют большим количеством социальных контактов или же полным равнодушием и пассивностью к окружающему.
Сильвестр (11 лет), рисует, играет на гитаре: "Быть творческим человеком - это быть интересным человеком, с хорошими шутками, уметь делать что-то такое, чего не умеют другие. И быть очень счастливым, когда это делаешь. Но творческий человек никогда не насмехается над теми, кто не умеет делать что-то подобное".
Известна четырехстадийная теория, созданная Г.Воллесом. Ученый разграничил следующие стадии творческого мышления: подготовка, вызревание, вдохновение (озарение) и проверка истинности. По его мнению, в повседневном потоке мышления эти четыре стадии постоянно накладываются друг на друга, когда мы исследуем разные проблемы. Оказывается, при исследовании какой-то проблемы мозг может бессознательно вынашивать один ее аспект, будучи в то же время сознательно поглощенным подготовкой (или проверкой) другого ее аспекта.
Один из величайших философов ХХ века Николай Бердяев писал: "Человеку в положительном бытии его присуща творческая психология. Она может быть подавлена и скрыта, может быть раскрыта, но она онтологически присуща человеку. Творческий инстинкт в человеке есть бескорыстный инстинкт, в нем забывает человек о себе, выходит из себя. Научное открытие, техническое изобретение, творчество художественное, творчество общественное могут быть нужны для других и использованы для целей утилитарных, но сам творящий бескорыстен и отрешен от себя. В этом существо творческой психологии".
Роксолана Шимчук, автор кукол и украшений в украинском традиционном стиле: "Думаю, что способность к творчеству изначально присуща каждому человеку. Так нас создал Господь. Это заложено в самой человеческой природе. У кого-то больше, у кого-то меньше - и все же есть! Говорят, Бог создал нас по подобию своему. Думаю, здесь имеется в виду как раз способность человека к творчеству... Но, к сожалению, современный мир, быт, материальные трудности, невероятный ежедневный темп не позволяют человеку остановиться и увидеть основное - прекрасный мир вокруг, а главное, познать самого себя. Например, мне судьба подарила вынужденную остановку... Я огляделась. Попробовала что-то сделать - для себя. Это понравилось другим. Придало вдохновения. Удалось еще лучше, и еще, и еще. Так и пошло... Я не расцениваю себя как особенно одаренного человека. Настоящих мастеров выбирает только один-единственный судья - время. Молю только, чтобы Бог не забрал у меня вдохновение, желание и возможность работать. Конечно, большое значение в творчестве имеет талант человека, его видение мира, окружение, генетика, воспитание, трудоспособность, характер, и, думаю, что при благоприятных обстоятельствах талантливыми и творческими оказались бы 70% украинок. У нас это заложено самим генетическим кодом поколений".
Способность к творческой деятельности является онтологической сущностной человеческого способа существования, поэтому, пока существует человек и человеческая цивилизация, каждый будет искать возможность проявить свою природу и развивать формы и средства собственной деятельности в мире, стараясь его изменить. Ведь именно в способности к творчеству заключается смысл бытия человека как культурно-исторической личностью.
Наташа Бабенко, копирайтер: "По-моему, все женщины рождаются творческими, поскольку внутренняя энергия женщины, которая помогает захотеть выносить, родить и воспитать, - она и является творчеством в наилучшем понимании. А еще маленькие дети, прежде чем на них наденут оковы условностей, по-моему, тоже обладают чистой, ничем не омраченной творческой энергией... Относительно творчества взрослых я придерживаюсь довольно распространенного мнения: для того чтобы создавать, взрослым надо иметь какую-то "зияющую пустоту", которую они заполняют своим творчеством. Самые пронзительные и нередко гениальные произведения создаются не от красивой сытой жизни, а после определенных, порой трагических, событий".