UA / RU
Поддержать ZN.ua

В Европе инвалидность — не преграда для усыновления. Почему в Украине — не так?

Фиксируются многочисленные нарушения прав людей с инвалидностью, в частности в сфере опекунства, опеки и усыновления детей.

Автор: Александра Тимощук

В Конвенции ООН о правах инвалидов отмечается, что инвалидность - понятие эволюционирующее, и оно не должно мешать людям с признаками инвалидности их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. Ратифицировав ее в 2009 г., Украина обязалась не допускать дискриминации относительно такой категории людей, приводя национальное законодательство в соответствие с международными стандартами. Однако больших усилий в этом направлении наше государство почему-то не прилагает. Потому и фиксируются многочисленные нарушения прав людей с инвалидностью, в частности в сфере опекунства, опеки и усыновления детей.

Разлучить семью
из-за синдрома Дауна

Недавно украинцы стали свидетелями незаконных действий представителей органа опеки и попечительства на Житомирщине, пытавшихся отобрать у Галины Лукьянчук малолетнюю внучку лишь из-за того, что вместе с ними проживает ее сын с синдромом Дауна. Девочка находилась под опекой бабушки с пятимесячного возраста, поскольку ее мать лишили родительских прав. Вместе с 27-летним сыном Галины они жили дружной семьей. "Мой мальчик хотя и взрослый, но тихий и добрый, как котенок. Он никогда не проявлял агрессии. С Лизой у него замечательные отношения: они вместе играли в песочнице, учили азбуку", - рассказывает женщина.

Однако представители соцслужб - иного мнения. Сначала они пытались обвинить бабушку-опекуна в неопрятности, были у них претензии и к старой мебели в комнате девочки, и даже к немодным шторам. "Я купила новый тюль, заказала ламбрекены, заменила люстру. Потом мне пришлось поменять оконные рамы, ванную и даже батареи парового отопления. Дом у меня большой: четыре комнаты, кухня и еще просторная веранда. Пришлось поработать, но чего не сделаешь ради любимой внучки", - говорит женщина.

Но даже после этого представители службы опеки и попечительства не оставили семью в покое. Они нашли более значимый, на их взгляд, недостаток - общее проживание малолетнего ребенка со взрослым мужчиной, больным синдромом Дауна. Дескать, его присутствие угрожает здоровью и безопасности девочки. Хотя фактов агрессии или насилия с его стороны в семье никогда не наблюдали, что подтверждают все соседи Галины. Но это не весьма интересовало соцработников, забравших внучку в приют до вынесения решения суда о лишении ее бабушки права на опеку.

Это был страшный удар для семьи. Чтобы облегчить страдания матери и маленькой племянницы, больной сын даже согласился переехать в интернат для инвалидов. К счастью, суд первой и апелляционной инстанции стал на сторону бабушки-опекуна. После чего семья Галины снова воссоединилась. Однако за эти долгие пять месяцев пострадали все ее члены: маленькая внучка, проведшая все это время в приюте и пережившая сильный стресс, что сказалось на ее здоровье; сын-инвалид, также вынужденный уйти из семьи; и бабушка, которая осталась сама и должна была через суд восстановить справедливость. И это ей, несмотря на сопротивление соцработников, которые могли быть заинтересованы в передаче девочки чужим зажиточным людям, удалось-таки сделать.

Формальное правосудие из-за законодательного хаоса

Чего не скажешь о семье Имерелли из Винницы, которой из-за инвалидности отказали в праве на усыновление ребенка. Руслан и Марина Имерелли - известные правозащитники и активные общественные деятели. Они являются членами правозащитной организации "Юзер", помогающей людям с психосоциальными заболеваниями преодолеть социальную стигматизацию и вернуться к повседневной жизни. Сами вырастили детей, сейчас у них на опекунстве недееспособный член семьи. Никто даже не скажет, что у этих успешных, социально-активных людей есть заболевание, не позволяющее им (согласно приказу Министерства здравоохранения №479 от 20.08.2008 г.) быть усыновителями.

Речь идет об эпилепсии, имеющей признаки стойкой ремиссии, и во всем цивилизованном мире это не считается препятствием для усыновления детей. Однако в Украине люди с таким диагнозом, несмотря на ряд международных обязательств, подвергаются жесткой дискриминации, прежде всего - из-за недостатков действующего законодательства.

Подтверждение этому - решения национальных судов (всех как один) об отказе поставить семью Имерелли на учет в качестве кандидатов в усыновители со ссылкой на упомянутый нормативный акт. И судей почему-то не смущало, что он противоречит международным обязательствам Украины и нарушает права человека.

- Такой формальный подход судебной власти к решению спора не отвечает принципу верховенства права, - уверен адвокат семьи Имерелли Иван Лищина. - Ведь суд обязан был принять во внимание особенность этого дела, учитывая то, что, благодаря ратификации Украиной Конвенции о правах инвалидов, истцы как люди с инвалидностью получили право на усыновление. Однако в результате ратификации указанного международного договора возник пробел в законодательстве о приоритетности применения других международных договоров, в частности Конвенции о правах ребенка, предусматривающей, что во всех действиях относительно детей первоочередное внимание отводится наилучшему обеспечению интересов ребенка. Вместе с тем в Конвенции о правах инвалидов указано, что Украина, ратифицировавшая ее, должна обеспечивать права и обязанности людей с инвалидностью в вопросе усыновления детей.

Диагноз - не приговор

Понимая это, судьи могли обратиться в Верховный суд Украины с просьбой внести, согласно ст. 9 Кодекса административного судопроизводства, представление в Конституционный суд Украины о конституционности нормы приказа Министерства здравоохранения №479 от 20.08.2008 г., не позволяющей истцам из-за инвалидности стать усыновителями. Однако ни первая, ни апелляционная и кассационная инстанции не пошли на такой шаг. В результате семье Имерелли было отказано в праве на усыновление детей.

"Таким образом, меня будто обвинили в преступлении против детей, которого я не совершал, - рассказывает о своих ощущениях после получения неутешительных выводов украинской Фемиды правозащитник, помощник председателя комитета Верховной Рады по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов Руслан Имерелли. - И потому, чтобы восстановить справедливость, я настоял на подаче жалобы в Европейский суд по правам человека. Ведь только при его содействии можно внести соответствующие изменения в украинское законодательство, убрав из него дискриминационную норму, из-за которой страдают тысячи людей с таким диагнозом, как у меня. Они воспитывают своих детей, но лишены права на усыновление. Это правовой нонсенс, на который, к сожалению, никто не обращает внимания в Украине.

На вопрос, как эту проблему решают за рубежом, Руслан Имерелли ответил, что в цивилизованном мире такой дикости, как у нас, нет. "Там вообще медицина настолько развита, что такое заболевание, начавшее меня беспокоить после травмы головы, считается излечимым. Поэтому получить группу инвалидности по эпилепсии на Западе невозможно. А у нас такой диагноз сразу становится для многих людей приговором на всю жизнь", - подытоживает он.

Надеемся, Европейский суд по правам человека решит социально-правовую проблему, затрагивающую интересы не только многих потенциальных усыновителей, но и детей-сирот, лишенных родительской любви.