UA / RU
Поддержать ZN.ua

Там, где получается работать и жить

Полтора часа лету - и я в Варшаве. Воздушное судно поднимает нас над облаками. Чем больше высота, тем меньше угадывается название местности, а то, что внизу, называется уже просто "Земля". "Разделение на народы - это только договоренности главным образом между историками и политиками", припоминаются слова писателя Януша Вишневского.

Автор: Лилия Соколова

Полтора часа лету - и я в Варшаве. Воздушное судно поднимает нас над облаками. Чем больше высота, тем меньше угадывается название местности, а то, что внизу, называется уже просто "Земля". "Разделение на народы - это только договоренности главным образом между историками и политиками", припоминаются слова писателя Януша Вишневского. Но вот пазлами выступают поля и леса, кривыми и изогнутыми линиями - реки…

Курица - не птица, Польша - не заграница

- Хей, я тутай! - Угадываю голос Ирины на расстоянии "вытянутого" взгляда. Я в Злотых Тарасах, жду, пока закончится рабочий день у дочери, а заодно договорилась встретиться здесь с приятельницей. "Złote Tarasy" (золотые террасы) - третий по популярности торгово-развлекательный центр Варшавы (их тут называют "галЕрии"), находится практически на станции Варшава-Центральная. А потому у дорогих витрин то и дело задерживаются сумки и чемоданы. В немодных и невеселых хозяевах дорожной поклажи угадываю соотечественников.

Еще больше украинцев на станции Варшава-Западная, сами поляки шутят, что ее нужно переименовать в "Восточную", - повсюду слышна украинская речь: здесь на верхнем этаже вокзала находится офис одного из крупнейших кадровых агентств по трудоустройству украинцев в Польше.

Выныриваем с Ириной из потока созерцателей витрин в уютный закуток-кафе. Делаем заказ и возвращаемся к разговору. В тишине голос Ирины звучит особенно громко и беспечно, голос человека, везде чувствующего себя как дома. Студентка в прошлом пединститута без следа трансформировалась в жену успешного бизнесмена. Как-то декабрьской ночью, когда мы преодолевали автомобилем расстояние Варшава-Киев, ее муж Дмитрий поведал мне историю своего бизнеса.

Впервые Дмитрий выбрался в Польшу в 1992-м, будучи первокурсником киевского вуза. Поехал вместе с предприимчивыми челноками (так называли тех, кто ездил торговать на заграничные рынки и перепродавал товары у себя дома). В то время всю страну "качало" на теме "купи-продай". В Польшу - кофемолки, миксеры, фены, назад - порошки, памперсы, консервы. К занятию торговлей вынуждали людей безденежье (не платили зарплату) и дефицит многих товаров. К тому же, известная статья уголовного кодекса СССР о спекуляции перестала применяться, торговать могли все. Двигало людьми и обычное любопытство - границы "упали", и побывать у соседей стало вдруг совершенно доступно. Тогда и начали говорить: "курица - не птица, Польша - не заграница".

Неожиданно Дмитрий обнаружил у себя талант к торговле. Удачно выбирал товар, не такой как у всех, делал ставку на "мелочевку", с нее можно было больше "поднять". Поездки были в выходные, ночью ехал, днем торговал на центральном стадионе Варшавы, который перепрофилировался в "восточный базар". Через год уже нанимал других - для оптовой торговли. Когда (после окончания института) Дмитрию как молодому специалисту велели ехать отрабатывать по направлению, принес в деканат сумку денег - за свое обучение. "Очень хотел быть самостоятельным, ничего не просить у государства".

Когда бум челночничества утих, многие вернулись к своей прежней работе. Дмитрий решил открыть собственное дело. Позвал Ирину (только поженились) в уже знакомую за время торговых вылазок Варшаву и основал там строительную фирму.

Лучший сорт или билет в одну сторону

"Большинство обострений в отношениях между людьми, человеческими сообществами и странами - это следствие стереотипов, предрассудков и нетерпимости. Но история учит нас, что нет ни одной группы, религии, идеологии или культуры, которая бы имела монополию на истину, красоту и добро, которые были бы лучше, важнее, правдивее… Нет лучших наций или этнических групп. Есть только разные нации и этнические группы. И если присмотреться, то можно заметить в них те же ценности и принципы" (Энтони Х.Ричмонд "О толерантности").

Когда-то и в Германии, также как в Польше сегодня по отношению к украинцам, были привычными дискуссии на тему ужасно бедных эмигрантов-поляков. И сколько должно было измениться в Польше, прежде всего в ситуации экономической, чтобы Германия стала воспринимать эту страну как государство Евросоюза.

И так же как сегодня украинцы доискиваются своих польских корней, чтобы получить Карту поляка, так и поляки когда-то, в 80-х, пытались доказать свое немецкое происхождение (в особенности в Силезии), потому что это давало им право получить немецкое гражданство, что означало жизнь более высокого качества (положение отменено в 1992-м).

Жители любой европейской страны не любят работяг-эмигрантов, которые в массе не отличаются высокой культурой. Недавно, к примеру, в Виланове (район тесного проживания работников из Украины в Варшаве) всех украинцев выселили из общежития за разгильдяйство их соотечественников, но и поляки попадают за границей в "тарапаты". К сожалению, именно такие экономические мигранты в первую очередь становятся визиткой страны, откуда приехали.

Стереотипный образ украинцев в глазах поляков мало изменился с 90-х: в основном малоквалифицированные, ищущие работу в сельском хозяйстве (кажется, тут работают уже одни украинцы), в строительном секторе, в сфере обслуживания. Сегодня приезжают больше людей образованных и занимают соответствующие образованию ниши. Остаются работать в Польше и студенты: 51% всех иностранных студентов в Польше - из Украины. Для польских вузов это значительная статья доходов, так как украинцы учатся в основном в частных вузах, где семестр стоит от 500 до 1 тыс. евро.

В свою очередь, поляки предпочитают работать где-нибудь в Ирландии или Великобритании, потому что там платят другую зарплату. Для Западной Европы, по сути, польские гастарбайтеры выполняют то же, что для Польши украинские.

Пару лет назад CEED Institute опубликовал результаты уже вторых исследований о миграции жителей стран Центральной и Восточной Европы: A one-way ticket? (билет в одну сторону). Поляки продолжают выезжать в более развитые западноевропейские страны. Прежде всего в Великобританию, Германию, Ирландию, Голландию и т.д. В целом полония составляет более 23 млн., основная часть проживает в США. Эксперты прогнозируют, что до 2020 г. поляков выедет еще "как минимум 750 тыс.".

Современную Европу не сотворили чистые этнические племена. Создавалась она веками вследствие миграции народов вдоль и вширь всего континента, и веками здесь учились уживаться в разнородности этнических культур. С техническими возможностями передвигаться по земному шару люди стали намного активней. "Сущностью нашей эпохи является скорее кочевник - человек, странствующий из края в край", - указывалось в документах ООН "О Новом мировом порядке" на встрече экспертов в Боливии еще в 1993 г. - "В обществе будущего все люди, независимо от своей культуры, будут мигрировать".

Украинский дом

Впервые об Украинском доме в Варшаве я услышала от дочери полтора года назад. Всякий, кто прибывает из Украины и чувствует себя потерянным, приходит сюда. Так появился здесь Олег Богатищев из Донецка, тренер по латиноамериканским танцам, финалист многих турниров в Украине и за ее пределами. Сумел всех организовать, бросил на Фейсбук: хватит депрессировать, приходите, будем танцевать". Роман - из ансамбля "Калинка", Анечка - скрипачка, Сергей - журналист, Анатолий - заместитель директора в фирме и т.д. Все украинцы разных профессий и возраста объединились в танце. А после - чаевничали, разговаривали. Удивительно, но за границей земляки становятся как родные, как одна семья, хотя у каждого своя история.

Наталия Кравец, учительница украинского языка из Севастополя. 25 лет стажа:

- Когда в Киеве был Майдан, мы в Крыму очень радовались, такие у нас были надежды на лучшие перемены! Но потом появились "зеленые человечки" - российские солдаты без опознавательных знаков, своими глазами видела пушки, танки, тогда стало понятно: надо уезжать. Вот только вопрос: куда? Последний, 11 класс, сына перевели учиться в Херсонскую область. Мы его просто вывезли! Дома все сложили, от огня до водички. Думали вначале перебраться на континент. Оказалось, политика для переселенцев в Украине не продумана, мы считались нерезидентами, не могли открыть счет, не могли найти работу… Муж и сын решили ехать в Польшу. Я еще продержалась в Севастополе полгода, приехала к ним на Новый год и уже больше назад не вернулась.

Лариса Выхивская, преподаватель киевской гимназии, 25 лет стажа:

- Переехала вслед за дочерью. Я и муж одни из первых получили Карту поляка. По Карте дочь смогла учиться бесплатно в Польше. Училась в Ягеллонском университете (Краков), там познакомилась с парнем из Варшавы. Переехали, устроилась на фирму. Она у нас одна. В какой-то момент я почувствовала, что мы необходимы для нее там, что для нее это очень важно. Это было внутреннее состояние. Переехав в Варшаву, думала: ну все, придется пробовать себя в другой сфере. А ведь 25 лет была учительницей начальных классов! К счастью, меня жизнь вернула обратно в школу. А началось все с того, что встречались украинцы поначалу в кафе (по Фейсбуку списывались, договаривались о месте и времени), разговаривали, а потом и вырисовалась проблема. Сегодня в Польшу приезжают семьями. Для детей первый год адаптационный - учат польский. Учат также другие языки, а украинский язык забывают! У нас было такое сильное желание, что, как мне порой кажется, нам ангелы в этом помогали, ну и родители очень поддерживали в том, что мы, находясь здесь, теперь храним украинские традиции, можем чувствовать себя гражданами Украины. Так мы с моей новой подругой и коллегой Наталией Кравец открыли первую украинскую субботнюю школу в Варшаве - школа "Материнка" им. Дм.Павлычко для детей, которые приезжают из Украины семьями.

Наталия Кравец:

- Это был маленький грант от большого гранта ЕС на развитие культурного сектора. Для нас это был также удачный опыт, мы узнали, как с грантами работать. Очень помогали нам поляки, и не только в подготовке документов, бесплатно предоставили помещение в Центре многих культур (Centrum Wielokulturowe w Warszawie). Мы искали, на какой опыт ориентироваться в создании школы. В Киеве есть Международная украинская школа, ей уже более 10 лет. В Португалии, Испании, Австрии и т.д. Во Львове Международный институт образования, культуры и связи с диаспорой создал целый интернет-портал, на котором выложил все методические разработки по работе с детьми. Было бы желание. Я и дома была активная, а тут надо было быть еще активней. Я просто увидела: это нужно сделать, потому что этого нет! Примечательно, но действительным импульсом стали слова одного профессора из Ягеллонского университета на конференции во Львове по поддержке украинского языка: "Если не вы, то кто? Если не сейчас, то когда?".

Лариса Выхивская:

- Прошел учебный год, наступило лето. В Польше много программ для экономических мигрантов, но нет таковых для семей с детьми, и летом они не охвачены вниманием. Мы решили создать украиноязычный детский лагерь. Назвали его "Веселка". Думали, если даже придут четверо детей, будем начинать. Пришло поначалу шесть. Работали над культурной программой, искали бесплатные музеи. Родители нас поддерживали, им тоже передалось наше настроение. Наталья снова написала проект, он так и назывался - "Лагерь "Веселка"".

Наталья Кравец:

- Смогли купить краски, конструкторы, книги. Изучали польскую культуру, историю. Ведь если приехали в страну, нужно это знать, чтобы адаптироваться, чтобы не было культурных проблем с детьми, которые здесь проживают. Но при этом изучали все на украинском языке. Ведь эти дети - будущее Украины, они вернутся. Должны вернуться. Обогащенные лучшими знаниями, которые тут есть, и от своего, украинского, не отказываясь.