UA / RU
Поддержать ZN.ua

Половое воспитание в истории украинцев

В старину в украинских семьях дети после достижения определенного возраста переходили в другую возрастную категорию, где присваивался новый статус, возникали четкие обязанности и ожидания от окружающих.

Автор: Святослава Федорец

С переходом от детства к юношеству или девичеству сразу происходила активация установки на бракосочетание. И, собственно, эта установка определяла все половое воспитание и добрачное общение молодежи. Поведение молодежи, общий досуг, все было подчинено одной цели - созданию семьи.

Полового воспитания в современном понимании в традиционных украинских семьях практически не было. С одной стороны, вообще не было заведено, чтобы родители разговаривали с детьми о сексуальной жизни. С другой - морально-этические принципы христианства делали сексуальную тематику запрещенной для обсуждения в семейном кругу. Но при этом нельзя сказать, что тогдашние подростки не имели знаний об интимных отношениях. Итак, далее о том, как происходило половое воспитание, и откуда дети брали соответствующие знания.

Некоторые представления они могли получать, периодически наблюдая беременность матери или других женщин. Напомним, что в старину нередко дом мог быть разделен на две половины, в каждой из которых проживала многодетная семья. Описание такого общего помещения можно найти в повести И.Нечуя-Левицкого "Кайдашева сім'я".

О физиологических особенностях и отличиях другого пола старшие дети узнавали, присматривая за младшими детьми. Обычно одеждой маленьких детей была короткая рубашка, которая едва скрывала детские гениталии от посторонних глаз.

Определенное влияние на половое воспитание имела и непосредственная близость к природе, когда дети могли видеть половые акты между животными. Об этом есть в повести М.Коцюбинского "Тени забытых предков":

"Она давно уже была Иванкова, еще с тринадцати лет. Что же в этом удивительного? Когда пасла скотину, видела часто, как любятся козел с козой, баран с овечкой,- все было так просто, естественно, существовало с начала мира, и ни одна нечистая мысль не засорила ей сердце. Правда, у коз и овец рождались после этого козлята и ягнята, но людям помогает ворожея. Маричка не боялась ничего. За поясом на голом теле она носила чеснок, над которым шептала знахарка, ей теперь ничто не повредит".

Еще одним важным источником информации сексуального характера был фольклор, в частности постыдные песни, которые пели на вечерницах и досвитках.

Что же касается сексуального воспитания в семейном кругу, то чаще всего оно сводилось к тому, что родители всячески ограничивали знания детей в этой сфере, дабы сдержать любопытство к противоположному полу. Отчасти такое поведение родителей имело свою причину - чтобы не произошло инцеста. Это особенно понятно, если учесть бытовые условия традиционной украинской семьи, например, ХІХ в. Обычно в хате было одно, реже два жилых помещения, в которых спали вместе все члены семьи в непосредственной близости друг от друга. Поэтому такие страхи могли иметь реальные основания. Страх инцеста существенным образом влиял на выстраивание отношений между родителями и детьми, а также между разнополыми подростками, которые жили в одной семье.

Все это, вместе с установкой на бракосочетание, способствовало тому, что родители довольно легко отпускали своих детей на вечерницы. При этом родные братья и сестры не имели права вместе посещать одно и то же собрание молодежи. За этим очень следили - на одних вечерницах мог быть только один представитель от семьи. В чем снова же "прочитывается" страх инцеста.

Какую же роль играли тогдашние вечерницы в половом воспитании? Прежде всего такие встречи были социально одобренным способом безопасного сближения с противоположным полом и определенным прототипом молодежной субкультуры. Если проанализировать функции вечерниц, то можем увидеть в них не только усвоение нового культурного и социального опыта межполовых отношений. Вечерницы давали возможность реализовать специфические проявления подросткового возраста.

Так, подросткам присуща реакция эмансипации, которая заключается в желании высвободиться из-под опеки старших. Поэтому вечерницы были для них легализованным способом временно, с разрешения старших, выйти из-под их опеки. Не находясь под контролем родителей, молодежь имела определенную свободу действий. Но при этом существенным образом повышалась и ее личная ответственность. Особенно это касалось девушек, к поведению и поступкам которых всегда были более суровые требования, чем к поведению парней. Такое отличие объяснялось тем, что девичья и юношеская честь приобреталась по-разному. Если девушке ее честь была дана с рождения, и ее главной целью было сохранить ее, то юноша должен был получить, завоевать свою честь в соревнованиях с другими.

Подросткам также присуще почти инстинктивное группирование с ровесниками. Если дети охотно контактируют со взрослыми, то подростки начинают стремиться уменьшить такие контакты. Подростковые группы проходят через всю историю человечества - от первобытного общества и античной Спарты до современных неформальных объединений. Поэтому вечерницы становятся своеобразной формой подросткового группирования. Описания таких собраний подтверждают, что на них могли ходить только подростки. Для их проведения выбирали специальное место - дом одинокой женщины, иногда дом бездетной пары. Кроме этих взрослых, других на эти мероприятия не допускали.

Кроме того, самой важной чертой подросткового возраста являются увлечения. Подростковый возраст без увлечений был бы похож на детство без игр. На вечерницах такими увлечениями были музыка, танцы, песни, игры, в частности и религиозно-обрядовые. При этом некоторые увлечения тогдашней молодежи могли иметь и практический характер. Например, на вечерницах вышивали или пряли. С одной стороны, это давало возможность девушкам продемонстрировать свою сноровку и трудолюбие. А с другой - можно было позаимствовать у других девушек причудливые узоры, обменяться опытом. Хотя справедливости ради следует сказать, что выполнение такой работы на вечерницах было связано и с необходимостью подготовить приданое (сундук) к будущей свадьбе. Потому творческая активность подростков также была подчинена основной установке - бракосочетанию.

Поскольку в подростковом возрасте происходит половое созревание, то для него являются характерными реакции, обусловленные сексуальным влечением. Поэтому вечерницы были насыщены разного рода эротическими компонентами. Начиная от девичьих гаданий о бракосочетании, до совместных игр с ребятами, включая игру в притулу. Игры, загадки, рассказы на вечерницах также имели выразительный эротический подтекст.

Этнографы пишут, что на вечерницах приобретался не только опыт первого эмоционального общения с противоположным полом. Молодежь получала на них и опыт телесного контакта - поцелуев, ласок, объятий, прикосновений и т.п. При этом инициатива такого общения всегда принадлежала юноше. Обычно в тех играх пара старалась действовать осторожно. Полового акта как такового не происходило, однако могли практиковать неполноценный половой акт (вестибулярный), который не приводил к разрыву девичьей плевы. Сохранились этнографические материалы, указывающие на то, что порой низкий уровень осведомленности девушек в физиологии полового акта приводил к тому, что юноши под видом игры реализовывали с ними полноценные сношения. Как следствие - некоторые девушки становились покрытками (т.е. родили внебрачных детей).

Интересно, что тогдашнее половое воспитание предусматривало довольно четкое упрочение традиционно определенного полоролевого поведения. Так, девушки на украинских вечерницах должны были занимать выжидательную позицию. Они не имели права приходить на другие посиделки, не имели права проявлять чрезмерную активность или инициативу в общении с парнями. А парни имели возможность выбирать дом с вечерницами, посещать досвитки в другом селе и т.п. Считается, что все это было связано с давним распределением сфер деятельности: все, что касалось событий вне дома, принадлежало мужчине; то, что происходило внутри дома, - закреплялось за женщиной. Приблизительно такой прообраз можно проследить в правилах вечерниц, которые существовали отдельно для девушек и юношей.

Девушки должны были подготовить хату к вечерницам, убрать, украсить ее. То есть происходила как бы своеобразная примерка тех форм поведения, которых нужно будет придерживаться после бракосочетания.

При этом холостяцкое сообщество довольно активно склоняло девушек к желаемым для них формам поведению. Но одинаково не любили как слишком развратных девушек, так и чересчур скромных. И тех и тех могли публично унижать, наносить им материальный вред. Например, обмазывали дегтем ворота или дом, где жила девушка, портили вышивку, с которой она пришла на вечерницы, и т.п. Иногда расправой могло быть и физическое наказание. Подвергнуть наказанию могли и тех девушек, которые позволяли себе словесный отпор ребятам или были слишком остры на язык. Такие карательные меры должны были сформировать определенное поведение - сдержанность и уступчивость в отношениях с мужчинами. В общем, попытки девушки проявить хоть какое-то преимущество над юношей, особенно силовое, воспринимались тогдашним обществом как отклонение, которое следовало обязательно исправить.

С позиции настоящего может сложиться впечатление об угнетенном положении девушек в украинской культуре. Но это будет не совсем справедливо. Большинство девушек не воспринимали такое отношение как что-то негативное. Это было что-то из категории социально приемлемых форм общения. Доказательство - снисходительное отношение родителей к посещениям детьми вечерниц. К тому же контакт с противоположным полом на вечерницах увеличивал шанс найти себе жениха. Если же девушка избегала общих игр и развлечений с юношами, то такое поведение расценивали как отклонение.

Итак, половое воспитание в истории украинцев носило выраженную установку на бракосочетание с упрочением четко определенного полоролевого поведения будущих супругов. При этом старинные сексуальные обычаи формировались тысячелетиями и были одним из способов обеспечить выживание рода.