UA / RU
Поддержать ZN.ua

Неврозы — разрешенные и запрещенные

Представьте, что вы попали под дождь, и у вас нет зонтика. Спрятаться негде. Холодные розги стегают изо всех сил, одежда насквозь промокла, холодно, зуб на зуб не попадает… Самочувствие не самое лучшее. Скорей домой отогреваться - горячая ванна, чай, а возможно, придется даже пилюли глотать... Приблизительно так чувствует себя и невротик.

Автор: Наталия Михайленко

Представьте, что вы попали под дождь, и у вас нет зонтика. Спрятаться негде. Холодные розги стегают изо всех сил, одежда насквозь промокла, холодно, зуб на зуб не попадает… Самочувствие не самое лучшее. Скорей домой отогреваться - горячая ванна, чай, а возможно, придется даже пилюли глотать...

Приблизительно так чувствует себя и невротик. Каждый день он отправляется из дома, не имея при себе "зонтика" от малых и больших стрессов. Каждый день он возвращается "мокрым до нитки". И каждый день вынужден с этим справляться.

Фобии, панические атаки, нервное истощение - непреодолимая проблема для многих людей. Разновидностей и форм неврозов множество. Темп современной жизни и научный прогресс добавляют новые и новые проявления этой болезни. Недавно врачи всерьез заговорили о селфомании - расстройстве, при котором человек становится чрезвычайно зависимым от оценки своих фото в социальных сетях.

Неврозом называют временные проблемы с нервной системой. Временность в этом случае означает возвратность процессов, возможность вылечиться, вернуть организм к нормальному состоянию. Но далеко не всегда это удается. Несмотря на огромную палитру методов, методик, специалистов (врачей и психологов), многие невротики не могут справиться со своей болезнью.

Почему? Есть ряд причин. И главная из них - люди не обращаются за помощью. Да, есть лекарство, специалисты, но больные разными невротическими расстройствами не спешат отдать себя в руки профессионалов. Негативное общественное мнение и элементарная нехватка информации приводят к тому, что врачи вынуждены работать уже с довольно запущенной формой болезни, а многие люди вообще остаются один на один со своими проблемами.

Неврозы бывают по двум причинам. Первая - это различные психотравмы в детстве или подростковом возрасте. Ранние невротические расстройства встраиваются в структуру личности, становятся частью ее характера, определяют все ее дальнейшее поведение. Они проявляются страхами, фобиями, высоким уровнем немотивированной тревожности. Что с ним что-то не так, человек начинает понимать в зрелом возрасте, когда однотипные конфликты с действительностью разрушают жизненные планы. К врачу или психологу невротики приходят крайне редко. Обычно лишь тогда, когда невроз приводит к нервному истощению, и бороться своими силами уже просто невозможно. Они, может, и пришли бы раньше, но их останавливает страх общественного осуждения и непонимания.

Вторая причина - психотравма, которой человек подвергся во взрослой жизни. Авария, насилие, проблемы со здоровьем, потеря близких, моббинг на рабочем месте могут нанести ущерб здоровой до того психике. Такие больные обычно быстро обращаются к врачам, поскольку осознают причину своего состояния, понимают последствия и не боятся, что общество неадекватно воспримет их поход к психиатру. Так, никому и в голову не придет осуждать женщину, потерявшую неродившегося ребенка или пережившую сложный развод, которая из-за этого обратилась за помощью. Но вместе с тем мало кто поймет человека, у которого все вроде бы хорошо, а он лечится в клинике неврозов. Хотя второй случай часто требует большего внимания специалистов, чем первый, потому что это запущенная форма болезни.

Есть "социально разрешенные" неврозы и такие, относительно которых общество проявляет "непонимание". Например, заикание, нервный тик, панические атаки, энурез имеют видимые физические проявления и потому считаются настоящей болезнью, требующей лечения. Страхи, фобии - это сложность, которую население более-менее понимает. Все уже выучили слова агорафобия, клаустрофобия и даже социопатия. Поэтому, когда скажешь, что ты социопат, окружающие это если и не воспримут, то поймут. Хуже людям с тревожными, пограничными расстройствами, неврастенией. Их болезнь, занимающая свое законное место в международной классификации заболеваний, кажется окружающим чем-то средним между привередливостью, леностью и плохим характером.

Почему это имеет значение? Потому что любой невроз - это болезнь контакта, а следовательно, невротику чрезвычайно важна поддержка социума. Если социум хотя бы намекает на осуждение, путь к специалисту становится намного длиннее. К сожалению, люди все примеряют на себя, и фразы вроде "я в твоем возрасте на шахте вагонетки таскал" или "и где это ты так переутомился, ты же ничего не делал?" звучат сначала не из-за отсутствия чуткости, а из-за искреннего удивления. Удивления, которое потом превращается в раздражение и слова осуждения в адрес больного человека. Именно поэтому, например, неврастеники на прием к врачу приходят тогда, когда ходить уже почти не могут. Только полная или частичная потеря трудоспособности дает им моральное разрешение обратиться за помощью.

Как эффективно лечить невроз? Тот, у кого есть опыт обращения к врачам-психиатрам, вероятно, заметил, что все лечение сводится к медикаментозной терапии. Но ведь невроз вызван единичной или хронической психологической травмой, а разве ее можно вылечить с помощью лекарства? И да, и нет.

Нервные расстройства сказываются на биохимии организма человека. Меняется работа не только нервной системы, но и эндокринной и сердечно-сосудистой. Кроме того, последние исследования доказали, что даже состав крови становится иным. Когда в рамках одного исследования лабораторным крысам ввели кровь нервнобольных, поведение животных изменилось. Оно стало более сумбурным и беспорядочным. Такого не наблюдалось, когда им вводили кровь здоровых людей.

Таким образом, медикаментозное лечение необходимо. С его помощью не только снижается тревожность, исчезают страхи, депрессивные настроения, но и организм получает потерянные вещества. Ведь известно, что, например, магний при стрессе тратится намного активнее, чем в спокойном состоянии. Нервная система истощается именно по химическому составу и потому остро нуждается в пополнении различными минералами и витаминами.

Но достаточно ли этого для полного выздоровления? К сожалению, практика показывает, что нет. Если человек во взрослом возрасте имел психическую травму, обратился к врачу и прошел курс медикаментозного лечения - это одно дело. В таком случае результат часто положительный. Но при запущенном неврозе нужен другой подход, и без психотерапии здесь не обойтись.

Сложность невроза заключается в том, что психотравма перестраивает и выстраивает всю психику человека, делает его поведение ригидным. В дальнейшем он не сможет выбирать из спектра реакций на событие ту, что наиболее соответствует ситуации. Невротик действует однотипно, стараясь избежать старой травмы.

Например, ребенок, потребностями которого хронически пренебрегали в детстве, будет ожидать подобного отношения от всех. Поэтому он будет использовать отстранение, манипуляции или подобострастие в отношениях со всеми людьми, не считаясь с их индивидуальными особенностями. Военный, пережив боевой стресс, автоматически будет выбирать наиболее безопасный маршрут, хотя угрозы нападения нет.

Получается, что начальная травма - это полбеды. Трагедия в том, что искаженные реакции вызывают дальнейшую психотравматизацию. Страхи, конфликты, стрессы там, где другим их избежать довольно просто, делают жизнь невротика невыносимой и преисполненной стрессов. Время от времени проходить курс медикаментозного лечения, чтобы восстановить нервную систему, - не выход, потому что причина остается. Для полного выздоровления придется перестроить свое взаимодействие с миром, исправить собственные реакции, чтобы сделать их более гибкими и более осознанными. Это позволит снять внутренний конфликт, уменьшит количество стрессов и расширит возможности поиска ресурсов для решения любых проблем и удовлетворения собственных нужд.

Единственная ложка дегтя в этой бочке меда - продолжительность и цена психотерапии. Как правило, это долго и дорого. Но лучше потратить год-два и некоторую сумму денег, чем мучиться всю дальнейшую жизнь.

Детские неврозы - вещь особая. Во-первых, их нелегко заметить. Они маскируются за негативизмом, капризами, упрямством, истериками, тихой задумчивостью. Во-вторых, требуют тщательного, почти детективного, расследования, чтобы обнаружить настоящую причину расстройства.

В-третьих, их часто воспринимают как проявление плохого поведения, которое подлежит наказанию различной степени тяжести, что лишь усугубляет болезненное состояние. Только очень внимательные родители начинают подозревать что-то неладное, бьют в набат и ведут ребенка к психологу.

В-четвертых, сам малыш не понимает, что с ним происходит. Поэтому ему трудно попросить помощи. Трудно даже осознать, что именно его так досадно поразило. И тут важно даже не само событие, куда важнее вызванные им чувства. А их ребенок еще не дифференцирует.

Случай из практики. Родители обратились из-за внезапной перемены в поведении ребенка. Ребенок проявлял негативизм, стал упрямым и плаксивым. Воспитательные беседы результата не дали. Наказания - также. Поэтому мама привела мальчика к психологу.

Оказалось, что он вместе с одноклассниками стал жертвой издевательств старших по возрасту ребят. Проблема быстро решилась, обидчиков наказали, но у ребенка остались эмоции, продолжавшие его беспокоить. После пережитого у ребенка критически упала самооценка. Даже взрослым трудно справиться с этим, а в нежном возрасте снижение самооценки - это вообще вселенская катастрофа. Родители всегда сыну объясняли, что мальчик должен быть смелым, сильным, давать сдачи, а тут… Он не смог постоять за себя, да еще и испугался так, что расплакался. Это мучило ребенка и истощало его нервную систему. Внутреннее напряжение требовало выхода и находило его через негативизм.

Как ни удивительно, но хватило короткой беседы и объяснения, что мальчик действовал правильно. Что нет ничего страшного в страхе и слезах. Что все люди боятся, и это нормально. Родители же получили рекомендацию осторожнее давать ребенку установки и не загонять его в жесткие оценочные рамки.

Таким образом, сталкиваясь с детскими невротическими проявлениями, мы должны помнить, что причины не лежат на поверхности. В каждом конкретном случае необходимы тщательный анализ и изучение ситуации.