UA / RU
Поддержать ZN.ua

Мотивация отцовства

Все знают, повторяют и, возможно, на собственном опыте ощущают, что мама - самый важный человек на Земле. Она из-за нас не спит, причем не только в первый год жизни, она всегда рядом, ухаживает, кормит, согревает, успокаивает, когда обижают. И еще множество поступков, за которые мы так любим особенную женщину - маму. А какую роль играет отец в нашей жизни? Когда вообще среднестатистический человек мужского пола становится папой?

Автор: Максим Петров

Роль папы в современной семье

Все знают, повторяют и, возможно, на собственном опыте ощущают, что мама - самый важный человек на Земле. Она из-за нас не спит, причем не только в первый год жизни, она всегда рядом, ухаживает, кормит, согревает, успокаивает, когда обижают. И еще множество поступков, за которые мы так любим особенную женщину - маму.

А какую роль играет отец в нашей жизни? Когда вообще среднестатистический человек мужского пола становится папой?

Каждый из нас, особенно мальчики, ища ответ на первый вопрос, сразу скажет: "Ну как же: папа - пример для меня, руководство в любой момент, большой авторитет и наставник".

Психологи считают, что отец очень сильно влияет на ребенка, способствует формированию у него таких качеств, как эмоциональная сдержанность, неспешность, самообладание и оптимизм. Он берет ответственность за жизнь, здоровье и благополучие всех членов семьи, планирует будущее тех, о ком заботится, является образцом для подражания в жизненных ситуациях и определяет, что - хорошо, а что - плохо.

Кроме того, отец незаменим, когда ребенок нуждается в защите. С первых дней жизни каждый ребенок должен знать, что у него есть кто-то, кто защитит в случае опасности, т.е. папа. Внешний мир - источник множества опасностей. Обязанность отца - предупредить ребенка об их наличии в жизни и всегда прийти на помощь. Это он должен научить малыша преодолевать страх, справляться с некоторыми фантазиями, а порой и желаниями.

Отец по-разному влияет на мальчиков и девочек. Для первых он - пример, образец мужского поведения и характера. Уже с трех-пяти лет мальчик моделирует свое поведение, равняясь на папу, отождествляя себя с ним, пытаясь подражать.

Наблюдая за отношениями папы и мамы, мальчик познает культуру взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Так у него формируется модель будущих отношений с противоположным полом. Часто бывает так, что модель семейных отношений, усвоенная в детстве, воспроизводится в собственной семье.

Особая роль отца в воспитании сына заключается и в заботе о его здоровье. Это от него в большей степени зависит, какой будет физическая подготовка сына: будет ли он закаленным, сильным, ловким и выносливым, или станет наблюдать за такими по телевизору, сидя на диване. Перенимая активный образ жизни, ребенок становится более организованным и дисциплинированным.

Папа - лучший друг. Его похвала, готовность порадоваться успехам - очень важны для мальчика. Родительская доброта не влияет на сына отрицательно. Исследования показывают, что мужественные ребята вырастают именно у тех родителей, которые не скупятся на нежность по отношению к детям, особенно в раннем детстве.

Для девочек папа - тоже образец мужского поведения. Только дочь воспринимает отца иначе. Контакт с папой для нее - это первый опыт общения с мужчиной.

Считается, что подсознательно дочь всегда будет искать отношений, которые повторяют модель взаимоотношений мамы и папы, независимо от того, плохие они или хорошие. Однако с этой ролью важно не переборщить, иначе это может привести к смещению ролей, к агрессии в отношении к маме и восприятию отца "как своего мужа".

Еще одна важная задача отца в воспитании дочери - воспитание любознательности. Именно он расширяет кругозор девочки, знакомит ее с тем, что выходит за рамки уже известного ей от мамы.

К сожалению, статистика свидетельствует, что участие родителей в жизни детей в Украине недостаточно. Так, по данным исследования, проведенного в 2014 г. Украинским институтом социальных исследований им. Александра Яременко совместно с представительством Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Украине, 94% подростков разного возраста и пола уверены в любви матери, а в любви отца - 78,5%. 17-летние подростки, особенно учащиеся профессионально-технических учебных заведений, чувствуют родительскую любовь меньше. 88% подростков легко говорят на волнующие их темы с матерью, и только 68% - с отцом. С возрастом количество тех, кто готов доверять родителям свои личные проблемы, уменьшается на 10-15%.

Отсутствие человека, олицетворяющего отца, неизбежно приводит к возникновению феномена неполной семьи. Такой тип крайне негативен, поскольку ему присущ выше, чем в полной семье, уровень конфликтности отношений, нечеткость их внешних и внутренних границ. Это можно объяснить тем, что в условиях, когда родители не живут вместе, сложно выполнять обычные функции семьи: совместное воспитание детей, установление надежных коммуникативных связей, совместный досуг, ведение домашнего хозяйства и многие другие. Как следствие - растет уровень неудовлетворенности семейными отношениями, эмоциональной отчужденности, а затем и конфликтности.

Детям дошкольного и младшего школьного возраста, воспитывающимся в неполных семьях, присущи повышенный уровень тревожности, эмоциональное отчуждение от родителя, который не живет с семьей (в 78,3% неполных семей вместе с семьей не живет отец, в 10,7 - мать, в 11% - оба). У таких детей уровень эмоционального благополучия в семье ниже, чем у детей этого же возраста из полных семей.

Воспитание ребенка в неполной семье часто влияет на его психическое развитие. Такие дети чаще испытывают страх, отчаяние, тревогу, раздражение, неуверенность и беспомощность, имеют комплексы, что негативно сказывается на их социализации. У них наблюдается повышенная агрессивность по отношению к одному из родителей или, наоборот, зависимость, сопровождаемая изменениями в социальном и эмоциональном развитии ребенка.

Воспитание ребенка в неполной семье может привести во взрослой жизни к социальной изоляции, блокировке собственного жизненного потенциала, чувству одиночества, вины, тревоги, к чрезмерной импульсивности, зависти, ревности, конфликтности, склонности манипулировать другими, деструкции взаимоотношений с окружающими, наконец, нарушению полового самосознания личности. Кроме того, у таких детей наблюдается тенденция к блокировке взаимоотношений с окружающими, искривление представлений о гендерных ролях мужа и жены.

Приведу простую статистику, которая покажет глубину проблемы в нашем государстве. По информации Госкомстата, в 2013 г. на 295 тыс. заключенных браков в Украине приходилось 130,7 тыс. разводов. То есть расставались 44,3% супружеских пар. В то же время, по данным упоминавшегося ранее совместного исследования Украинского института социальных исследований им. Александра Яременко и представительства ЮНИСЕФ в Украине, по состоянию на 2014 г. 30,1% подростков жили без отца. Очевидно, что ситуация далека от благополучной.

Кроме психологических, фиксируются и другие проблемы. Так, ученые-педиатры пришли к неутешительному выводу: дети из неполных семей значительно чаще, чем из полных, подвержены острым и хроническим заболеваниям с тяжелым течением.

Воспитание без отца приводит и к повышению частоты правонарушений среди подростков. По данным Государственной пенитенциарной службы, по состоянию на 1 июня 2015 г. 48% осужденных - именно из таких семей.

Поэтому, уважаемые папы (впрочем, мамы тоже), активно участвуйте в жизни своих детей. Очень часто наблюдаем ситуацию, когда отец достаточным участием в воспитании сына или дочери считает их материальное обеспечение. А иногда мужчина видит свою роль в контроле выполнения правил, установленных в семье, и поэтому ведет себя как полицейский. Бывает также, что родительский инстинкт проявляется через несколько месяцев, а то и лет после рождения ребенка. Конечно, это также повлияет на него не лучшим образом.

В то же время бывают случаи, когда мужчины чувствуют свое отцовство еще до рождения ребенка, сознательно готовятся к этому событию: обустраивают жилье, активно проявляют свою ответственность за будущее младенца и потом принимают максимальное участие в его жизни.

Т.Архиреева и Е.Полевая, исследуя мотивацию отцовства, обнаружили три ее типа.

Первый тип характеризуется отношением к отцовству как к способу решения личностных и семейных проблем. Сюда вошли такие мотивы, как "бессознательное желание иметь ребенка", "соответствующий возраст", "благоприятное материальное положение", "желание увеличить семью", "понимание того, что дети укрепляют семью", "желание жены иметь детей". По их мнению, эти мотивы можно понимать как недостаточно зрелые, но предполагающие возможность дальнейшего развития. Их незрелость заключается в том, что ребенок еще не является для отца самостоятельной ценностью и предметом удовлетворения потребности в отцовстве.

Второй тип характеризуется "вынужденной" необходимостью. По сути, тут вообще нет какой-либо мотивации к отцовству, поскольку ребенок появляется "случайно", не запланировано. Мужчина при этом относится к своему отцовству как к вынужденному обстоятельству.

Третий тип связан с ценностным отношением человека к ребенку, включая такие мотивы, как "любовь к детям", "желание иметь ребенка от любимой женщины", "понимание того, что ребенок является продолжателем рода". Этот тип мотивации означает сознательное отношение человека к своему отцовству, которое является не средством удовлетворения дополнительных потребностей, а самостоятельной целью. Авторы теории называют это "мотивацией ценностью ребенка".

Итак, отец действительно играет важную роль в жизни ребенка. Он является примером поведения для него, мотиватором, тренером, другом, защитником, прототипом и т.п. Конечно, эта роль чрезвычайно сложна и требует много времени, сил и эмоций. Настоящий и преданный отец - это тяжелый, но приятный труд.