UA / RU
Поддержать ZN.ua

Молоко за вредность, или Как избежать школьного стресса

Лучшей профилактикой школьных перегрузок будет наше уважение к личности ребенка и его потребностям.

Автор: Екатерина Гольцберг

Конец учебного года, как правило, ознаменовывается появлением в моем кабинете большого количества детей с типичной симптоматикой.

Чаще всего это выглядит как невероятная усталость, головная боль, боль в животе, которые сопровождают отсутствие всяких желаний и целый букет транзиторных тиков. Тики своим разнообразием поражают: от простых морганий и подергиваний, закатываний глаз, вокальных тиков в виде покашливаний, шмыганий носом, мычаний до сложных ритуальных - выполнения определенных повторяющихся действий.

Ритуальные действия пугают и родителей, и самих детей, но хождение по определенной траектории, подсчет плиток при хождении, закручивание или выдергивание волос, откусывание ногтей, прикосновения к частям предметов или собственного тела, как ни печально, очень распространены. Родители, обнаружив такие симптомы, теряются, пытаются запретить ребенку "так делать", раздражаются, злятся и всеми этими действиями только усугубляют проблему.

Сразу оговорюсь, что транзиторные тики (именно так это явление называется) могут быть следствием поражения центральной нервной системы и являются сферой заботы врача-невролога, но могут иметь в своей основе и психологические причины, которые врачи часто называют популярным нынче словом "психосоматика". А психологи, работающие с детьми, выражают мнение, что это типичный школьный стресс. Есть еще ряд симптомов, с которыми школьники появляются у других специалистов, например у гастроэнтеролога, эндокринолога и кардиолога, но это уже тема скорее медицинской статьи, а мы попробуем все-таки поговорить именно о школьном стрессе и его причинах.

Нужно сразу сказать, что школа с первых дней пребывания в ней требует от ребенка высокого уровня напряжения и очень жесткого изменения жизненных приоритетов. Там, где ребенку свойственно бегать и прыгать, приходится сидеть смирно и не двигаться; там, где хочется быстро что-то сказать, приходится ждать и соблюдать очередь; нужно постоянно быть внимательным и сдерживать эмоции - выражать свои чувства открыто запрещается. Все это вызывает сильное напряжение, которое неподготовленные к такому опыту дети переживают с трудом, переводя это напряжение в разные телесные симптомы.

Родители, вместо того чтобы научить ребенка еще до школы соблюдению правил, элементарным навыкам самообслуживания, научить общаться и знакомиться с детьми, моторной ловкости и координации, с упорством дрессировщиков натаскивают неокрепший детский мозг часто ненужными и совершенно разрозненными знаниями. Они вязким грузом ложатся на детскую психику и не то что не развивают, а скорее наоборот, парализуют мозг, вызывая у ребенка полное неприятие школьной жизни и всего того, что так тщательно вколачивают в этот мозг родители-перфекционисты.

Школьный стресс чаще всего возникает на фоне сильной тревоги ребенка и учебной перегрузки, которая связана с тем, что ребенок не только учится в школе с высоким уровнем требований, но и посещает после школы еще множество кружков и дополнительных занятий. Плюс домашние задания, на которые у добросовестного ученика средней школы уходит четыре–пять часов в день. Становится очевидным, что все допустимые нормативы учебных нагрузок игнорируют как учителя, так и родители. В ситуацию добавляет стрессовости необходимость соответствовать требованиям всех этих взрослых. Оценка как критерий успеха и всевозможные рейтинги, которые ставят ребенка в зависимость от успехов других детей, и влияют на его самооценку.

Если нарисовать психологический портрет такого школьника, вероятнее всего это будет отличник или хорошист: с усердием учится, мало бывает на воздухе и проявляет склонность к перфекционизму - желанию быть первым и лучшим. Если это ему удается без труда - прекрасно, но если его физические возможности или тип психической организации немного другого склада, то ребенок в буквальном смысле начинает страдать и тревожиться, что и приводит его к перманентному стрессу и усталости.

Вторая категория детей всю свою жизнь проводит в состоянии хронической неуспешности, когда все, кто окружает ребенка, напоминают ему о том, что он постоянно не дотягивает до какой-то усредненной нормы. В этих условиях, возможно, гениальному математику прививают ощущение того, что он плох лишь за то, что пишет неразборчиво, и его "писанину" никто разобрать не может. В то же время отличному оратору достанется клеймо выскочки и клоуна, а его успехи назовут недостатками, дополнят это мифической "гиперактивностью", которая в школе направо и налево раздается учителями всем, кто попадает в разряд "неудобных".

Но школьный стресс связан не только с физическими возможностями и умственным переутомлением, он часто имеет дополнительные факторы. Одним из них является ограничение времени на выполнение заданий, которое вводится для детей, например на уроке или при выполнении контрольных робот. А система оценивания унифицирована и не предполагает, что ребенок может иметь особенности восприятия или воспроизводства информации, что для выполнения отдельных заданий кому-то нужно значительно больше времени. Так, очень многим детям-аудиалам легче воспринимать информацию на слух, а читают они значительно медленнее, и при возникновении в контрольной работе заданий, которые требуют чтения про себя, теряются и не могут выполнить его достаточно быстро, как того требуют условия.

Другим же, наоборот, важно видеть и читать текст, и они хуже справляются с заданиями, которые подаются аудиально (на слух). При этом обе категории детей могут быть достаточно способными, а вот оценки в этом случае получат лишь с учетом того, какая модальность (тип восприятия) у них доминирует, какой вид деятельности подвергся контролю, и был ли он в дефиците. Но насколько объективна такая оценка, и что бы изменилось, если бы дать возможность ребенку опереться на свою ведущую модальность и поменять время исследования? Очень многое.

Одним из источников напряжения для многих учеников младшей школы всегда были высокие требования к скорости чтения и письма. В НУШ (Новой украинской школе) эти нормы уже не являются ключевыми, но учителя действуют по старинке, не ориентируясь на потребности конкретного ребенка.

К факторам стресса можно отнести и особенности наших учебных программ. Они переполнены теорией и очень мало ориентированы на практику, которая для ребенка сейчас значительно интереснее и важнее. В текстах школьных учебников присутствует огромное количество ненужных дат, названий, имен, запоминание которых не имеет особого смысла, и которые можно загуглить ровно за полминуты.

Ощущая бессмысленность данных изучений, ребенок теряет мотивацию, а после этого испытывает стресс уже от того, что вынужден учить то, в чем нет для него объективного смысла. Аргументом учителей и родителей часто становится необходимость развивать память, но вот тут я как раз скажу, что один мой подопечный прекрасно ориентируется и помнит наизусть более 200 значков сил в игре Нексо Найтс, а другой знает все виды акул, места их обитания и отличает их по профилю. Ведь очевидно же, что память ребенка гораздо лучше развивается в условиях, когда ему интересно и весело, а не тогда, когда просто "нужно", но бессмысленно.

Еще одним фактором, имеющим ключевое значение для ребенка, но от него практически не зависящим, является абсолютное выгорание окружающих его взрослых. И если раздраженный учитель, например, кричит на Сережу при всем классе, важно знать, что стресс испытывает при этом не только Сережа, а все, кто гипотетически мог совершить то же самое, что совершил Сережа, и что вызвало гнев учителя. Например, то, что Сережа забыл дома тетрадь (а тетрадь хоть раз в жизни забывает каждый ребенок), и все, абсолютно все, воспринимают крик учителя так, словно кричат на него, ведь именно он может быть следующим. В этот момент лимбическая система, которая отвечает за эмоции, буквально блокирует возможность думать и пользоваться своим логическим мышлением, нашу способность воспринимать любую информацию.

Как после такого крика можно дальше учиться? Да никак. Именно лимбическая система запускает вегетативные и соматические реакции, приспосабливая организм к новым стрессовым условиям. И одной из форм реагирования является реакция замирания, когда у человека блокируется даже возможность двигаться. Возможно, это как раз то, что и хотели бы многие учителя видеть: ребенок, сидящий на уроке без движения. Но как раз последствиями и могут быть все эти тиковые состояния: подергивания, обкусывание ногтей, моргания, а также энурез и заикание. Выгоревшие родители часто ведут себя аналогично, выбирая путь запугивания и устрашения, а в результате получают реакцию молниеносного "отупения" ребенка, что опять-таки самого родителя только раздражает и никак не помогает ребенку лучше учиться.

Отдельное место как фактор стресса занимает школьный буллинг. К сожалению, он процветает во многих учебных заведениях и зачастую инициируется самими педагогами. Не так давно меня поразил рассказ ребенка, которого по инициативе учителя "разбирали" при всем классе, когда каждый ученик должен был высказать вслух свое отношение к его "недостаткам". Стоит ли говорить о том, что чувствовал ребенок, и как отразилось это "показательное выступление" на его желании быть в школе…

На что все-таки родителям и учителям важно обратить внимание, чтобы не сделать учебу, да и само пребывание в школе, источником стресса и перегрузок?

Важно понимать, что во многих ситуациях избежать стресса действительно невозможно, например, при сдаче экзаменов или ВНО, но научить ребенка методам саморегуляции нужно и важно.

Важно объяснить ребенку, что жизнь состоит не только из учебы и успехов в ней, что есть масса не менее интересных дел, которым можно и нужно уделять внимание, - спорт, общение, музыка.

Важно самим понимать, что каждый ребенок - индивидуальность, его способность к запоминанию может не совпадать со способностью мыслить творчески. И наша задача - подчеркнуть и развивать способности, а не мучить зону дефицитарности. Необходимо понять, что ребенок больше всего ненавидит именно тех, кого мы ставим ему в пример, и это знает каждый отличник, который был этим примером.

Попробуйте с помощью специалиста - детского психолога - определить и адекватно оценить уровень способностей вашего ребенка и его интересы, чтобы правильно распределить нагрузку и учесть это в организации режима дня. Не торопитесь отдавать ребенка в школу, если специалист говорит вам, что он к школе не готов. Это не имеет никакого отношения к интеллекту, а скорее говорит о физической составляющей, которая значительно важнее как фактор готовности к школе. Нет ничего ужасного, если вы обратитесь за помощью к врачу- неврологу в ситуации, когда обнаружили, что ребенок уже имеет отдельные симптомы переутомления и школьного стресса.

Вопрос не в том, чтобы исключить из жизни ребенка всяческие нагрузки, а в том, чтобы сделать их рациональными и оправданными, дать возможность развиваться ребенку в его собственном темпе, с учетом его реальных, а не надуманных родителями возможностей.

А лучшей профилактикой школьных перегрузок будет наше безоценочное отношение к ребенку, уважение к его личности и потребностям, без желания угодить и предвосхитить, но с возможностью всегда быть рядом, когда ребенок в этом нуждается. И тогда нашим детям не придется пить молоко "за вредность"…