UA / RU
Поддержать ZN.ua

Из пункта А в пункт Б: испытание детской коляской

Детская коляска мгновенно превращает обычные ситуации в сложные задачи, которые требуют не только физических усилий, но и логического мышления. Что делать, если коляска не помещается в лифт? Носить ее по лестнице? А где тем временем оставить ребенка? Дома одного? А если лифт застрянет? А если украдут? Все это напоминает классическую задачку о волке, козе и капусте, но только решение должно лежать не в плоскости материнского интеллекта.

Автор: Оксана Билык

Взрослому и здоровому жителю города совсем нетрудно спуститься на лифте с 12-го этажа или сбежать по ступенькам с 4-го, обойти лужу на тротуаре, зайти в троллейбус, пройти через подземный переход.

Немного сложнее заставить себя переходить дорогу по надземному переходу и уже совсем непросто лавировать между грязными автомобилями, тесно припаркованными на тротуаре. Но эти преграды мы спокойно преодолеваем ежедневно. Мысль, что что-то с нашим городом не так, появляется тогда, когда мы с большим чемоданом пытаемся добраться до вокзала или аэропорта. Оказывается, что машины и лужи можно обойти лишь по проезжей части, а чемодан все время придется поднимать: на пандусах в переходах удобно расположились продавцы и нищие, а тротуары возле зебр почему-то не имеют плавного снижения. И подробнее о недостатках городской инфраструктуры вам расскажут пожилые люди, инвалиды (если вам удастся их найти, поскольку они зачастую не имеют возможности даже выйти из дома) и родители маленьких детей. Детская коляска мгновенно превращает обычные ситуации в сложные задачи, которые требуют не только физических усилий, но и логического мышления. Что делать, если коляска не помещается в лифт? Носить ее по лестнице? А где тем временем оставить ребенка? Дома одного? А если лифт застрянет? А если украдут? Все это напоминает классическую задачку о волке, козе и капусте, но только решение должно лежать не в плоскости материнского интеллекта.

На уровне норм

Украинских туристов удивляет, что во многих западных странах "взрослых" 4-летних детей все еще возят в колясках. Впрочем, когда их дети утомляются от экскурсий, идея представляется уже не такой странной. Но, возможно, дело в том, что за рубежом коляска является преимуществом, а не препятствием?

Среди претензий киевских мам к инфраструктуре на первом месте - неудобство передвижения по городу с детьми. Люди с детскими колясками принадлежат к маломобильной группе населения. Вместе с инвалидами, больными и пожилыми людьми они нуждаются в безбарьерной среде, о которой в Украине много говорят, но к делу переходить не спешат. Полноценную жизнь в городе для таких людей обеспечивают пандусы с наклоном и удобными поручнями, большие лифты в домах и переходах, на вокзалах и станциях метро, низкопольный общественный транспорт и плавное снижение тротуаров возле наземных переходов. Теоретически учитывать эти потребности должны во время любого строительства или реконструкции, но в реальности мы видим пандусы с экстремальным углом наклона, закрытые или сломанные лифты в надземных переходах, новые, но такие же высокие трамваи и множество других недостатков, которые делают поездку в поликлинику или банк неудобной для мамы одного ребенка, сложной - для родителей двойни и недоступной - для человека на инвалидной коляске.

Созданием безбарьерной среды занимаются в основном организации, имеющие отношение к инвалидам, для них этот вопрос более критичен, чем для родителей. "Колясочный" период у детей продолжается сравнительно недолго - два-три года, так что для многих его проще перетерпеть, чем погружаться в болото чиновничьей волокиты. Впрочем, терпеть согласны не все. Активист Вадим Сташук на собственном опыте ощутил все недостатки передвижения по Киеву не только с двумя детьми, но и со старенькой бабушкой на инвалидной коляске. "Согласно нормам, - подчеркивает он, - высота бордюра на пешеходном переходе не должна превышать 4 см, а на практике почти все бордюры выше 20 см, потому что никто не следит за соблюдением норм. Если вы видите, что где-то обустраивают переход с высокими бордюрами - немедленно пишите и звоните в Киевавтодор, тогда, скорее всего, переход сразу сделают правильно. Чтобы разобраться с уже готовыми, надо также писать в Киевавтодор или на сайт 1551.gov.ua, но ждать изменений придется дольше".

Проблема с пересечением улиц касается не только родителей маленьких детей: подземные и надземные переходы всегда будут менее удобны, чем наземные, для всех жителей города. Они провоцируют пешеходов на нарушения правил дорожного движения: пожилые люди, перебегающие широкие трассы, делают это не ради адреналина, а из-за невозможности без боли преодолеть даже невысокие ступеньки. Иногда так делают и родители с колясками - оправдать их поведение невозможно, но можно сделать так, чтобы такой необходимости и риска для детей не возникало вообще. Современные подходы к формированию городской среды предусматривают максимальное использование наземных переходов, подземно-надземные же размещают только там, где иначе - никак, и обязательно с удобствами для маломобильных людей. Не так давно киевлянам удалось заменить надземный переход к станции скоростного трамвая "Площадь Победы" удобным наземным: по исследованиям, четверо из пяти пассажиров просто перебегали дорогу. Сейчас инициативная группа борется за обустройство наземного перехода возле станции метро "Театральная" - там, чтобы перейти узенькую улицу с односторонним движением, людям приходится спускаться под землю.

На уровне людей

Соблюдение норм и их своевременное обновление в соответствии с развитием технологий и потребностей населения - дело важное и необходимое. Но проблемы молодых родителей в мегаполисе не ограничиваются нарушением строительных норм. Еще один больной вопрос - невозможность проехать по тротуару из-за припаркованных на нем автомобилей. На улице Ивана Франко в Киеве испытания начинаются сразу после выхода из дома: напротив лестницы с самого утра уже стоит чья-то машина, а проход между ней и ее соседками рассчитан на человека, больного анорексией. Если вам удастся протиснуться, поднимая коляску над головой как зонтик, дальше вас встретит строительный забор, который оставляет вам приблизительно полметра тротуара, уже занятого ушлыми автовладельцами. Даже обычные пешеходы вынуждены выходить на дорогу под колеса, что уж говорить о мамах с колясками. И эта ситуация не уникальна или характерна лишь для центральных улиц города, где сложно припарковаться. Даже в спальных районах водители занимают тротуары, вытесняя пешеходов на дороги и газоны. Работники ГАИ на такие ситуации внимания не обращают, поскольку по нынешним законам наказать нарушителя непросто, так что бороться за свободный проход людям приходится своими силами.

Леся, мать годовалой Евы, живет на Лукьяновке и часто выкладывает в социальных сетях фото автомобилей, мимо которых ей не удается пройти с детской коляской. "Друзья советовали мне царапать машины металлическими предметами и лепить на них наклейки, но я остановилась на более цивилизованном варианте - оставляю под дворниками записки", - говорит молодая мама. Впрочем, ключи как оружие против автовладельцев родители применяют часто, для них это одновременно и месть, и возможность выпустить агрессию, которая, к сожалению, регулярно возникает во время обычных прогулок с ребенком. Альтернативой становится публичное осуждение нарушителей на специальных страницах в соцсетях: после появления снимков в сообществе "Герой парковки" некоторые узнанные знакомыми "герои" начинают парковаться с бЧльшим уважением к пешеходам, а некоторые даже извиняются и платят штраф. Но есть еще более действенные методы - установка столбиков или обустройство клумб, которые делают невозможным заезд на тротуар. Этим должны заниматься организации, отвечающие за их содержание, то есть ЖЭКи, ОСМД и городские "автодоры", но нужен соответствующий запрос от граждан.

Раздражает родителей и невозможность зайти с коляской в магазин или поликлинику. Софийка скоро уже пойдет в школу, но ее мама Аня до сих пор помнит множество неприятных моментов: "В поликлиниках нет мест для парковки, и коляски часто воруют, пока мама у врача. Так же и с магазинами. В крупных супермаркетах такой запрет уже практически не встретишь, а в маленьких магазинчиках часто заставляют оставлять коляску на улице". Просьбу поликлиники не завозить детский транспорт в помещение еще можно понять - учитывая требования гигиены и пожарной безопасности. Зато аргументы владельцев магазинов хоть и разные - "вы что-то украдете", "у нас слишком узкие проходы", "на ребенка что-то может упасть", но все незаконные. Обычно с маленьким ребенком проще пойти в другое заведение, чем спорить и требовать жалобную книгу, но когда альтернативы поблизости нет, приходится или отстаивать свои права, или торопливо с малышом на руках делать покупки, или пристегивать коляску велосипедным замком.

Добрая или злая воля владельцев бизнеса определяет и такие важные для родителей с ребенком моменты, как удобные туалетные комнаты, пеленальные столики (ситуация, когда ребенка будет пеленать или переодевать отец, похоже, не рассматривается вообще, да и для женских туалетов это редкость), детские стульчики в кафе и ресторанах и т.п. И пока законодательные нормы не поспевают за интеграцией самых маленьких граждан в активную городскую жизнь, улучшение ситуации ложится на плечи самих родителей и немногочисленных активистов.

На уровне семьи

После пессимистичного начала можно перейти и к более приятной части: как же жителям города удается справляться со всеми инфраструктурными препятствиями и не потерять при этом веру в человечество и желания иметь еще одного ребенка.

Во-первых, новейшие изобретения и технологии активно применяются в производстве продукции для детей: современные коляски умеют спускаться и подниматься по ступенькам, раскладываться на части, превращаясь в шасси и автокресло-переноску, разные материалы и диаметр колес позволяют выбрать именно то, что лучше всего будет преодолевать ямы и бордюры в вашем районе. Все это стоит немалых денег, но ощутимо облегчает ежедневные маршруты.

Во-вторых, вновь открытые горожанами слинги - длинные отрезы ткани, которыми ребенка приматывают к себе - решают большую часть описанных проблем передвижения. Без коляски родители ребенка вполне свободны в выборе транспорта и пункта назначения. Несмотря на осуждение консерваторов - "как цыганка", "нет денег на коляску", "ему там холодно" и другие перлы уличной коммуникации, слинги быстро получают распространение в городах, где путешествие с коляской напоминает преодоление полосы препятствий. Более привычной альтернативой являются различные рюкзачки, которые охотно надевают и мужчины, но их, в отличие от слингов, не используют для новорожденных.

В-третьих, рациональный подход к жизни с маленьким ребенком позволяет избежать потенциально сложных ситуаций. Ежедневные прогулки далеко не все родители воспринимают как святую обязанность: сон на балконе позволяет получить необходимые дозы витамина D и свежего воздуха без чрезмерных физических нагрузок, а интернет-магазины с доставкой окажутся хорошей альтернативой обычным закупкам.

В-четвертых, немного инициативы и свободного времени дадут возможность изменить окружающую действительность. Г-н Сташук подчеркивает, что в украинском обществе недостаточно сформирован запрос на улучшение пешеходной среды: этот вопрос партии даже не включают в предвыборные программы. Обращение в учреждения, которые отвечают за благоустройство и удобство инфраструктуры, создание общественных организаций для защиты прав пешеходов и даже собственноручно установленные пандусы и устроенные клумбы могут существенно улучшить жизнь всех маломобильных людей не только в пределах одного маршрута, но и по всему городу.

Получается, перед современными родителями два варианта - приспосабливаться к городской среде или менять ее в соответствии со своими потребностями. Первый требует средств, второй - времени и активной позиции. Но если вы планируете второго или третьего ребенка или же просто хотите жить в комфортном и дружественном к людям городе, самое время брать город в свои руки.