Большинство школьников, еще не имеющих четкого представления о будущей профессии, ориентируются, прежде всего, на то, что модно и престижно. Но, как показывает практика, более 60% выпускников учебных заведений и вузов так и не будут работать по избранной специальности, а их дипломы останутся лежать дома в ящике.
С началом выпускных экзаменов во многих семьях началась игра: "Куда пойти учиться?" В ней принимают активное участие все члены семьи. Наряду с вопросом коммерческого характера: "Сколько это стоит?", родители, бывает, интересуются и мнением детей. Однако немногие выпускники готовы порадовать твердым ответом.
"Мне нравится английский язык", - говорит девятиклассник Виталий. Услышав это, его младший брат Саша советует идти учиться на пограничника: "Там форму дают и хорошо платят". Родители же не форсируют события, поскольку считают, что подумать время еще есть.
"В девятом классе слишком поздно выбирать профессию, - говорит практический психолог Львовской СШ №28 Мирослава Черная. - Выбор лучше всего делать в 12-летнем возрасте. Тогда у ребенка будет достаточно времени для того, чтобы развить в себе имеющиеся способности, накопить необходимые знания".
Коллеги с ней не совсем согласны. "Вообще, выбор профессии не должен иметь четкой привязки к возрасту ребенка, - считает психолог Игорь Федоришин. - Это достаточно длительный процесс, начинающийся чуть ли не с самого рождения. Наблюдение родителей за развитием своих детей, их поведением, проявлением интересов - это, наверное, и есть первая стадия профориентации. Соответственно, чем старше становится ребенок, тем больше важной информации можно получить о его способностях к той или иной специальности".
Но кто поможет ребенку в нелегком выборе будущей профессии? Школа? Родители? Или, может, кто-то другой? Родители преимущественно все еще руководствуются старым как мир: "Не будешь учиться, пойдешь бычкам хвосты крутить". В школе учителя часто работают с лучшими учениками или с теми, за кого доплачивают. На других у них нет ни времени, ни желания. Сами же дети еще маленькие и не имеют представления о большинстве профессий.
Соционика, отпечатки пальцев и тесты
в центре занятости
О наличии проблем с выбором профессии свидетельствуют многочисленные примеры.
28-летний Виктор очень хорошо учился в школе, интересовался биологией, был победителем школьных олимпиад, но поступил почему-то на психологию. А на старших курсах института неожиданно увлекся компьютерной техникой. Теперь работает в компьютерной фирме, работой доволен. Говорит, что при необходимости готов снова сменить профессию.
Зато 32-летний Игорь Федоришин от психологии получает большое удовольствие. "Психология в моем случае - совершенно самостоятельный выбор. Однако сделал я его уже в сознательном возрасте, после службы в армии. (Первая профессия, которой он овладел по выбору родителей, - слесарь по ремонту автомобилей. - В.Х.) Учиться дальше заставило желание глубже познать себя, найти внутренний покой и гармонию. Теперь профессионально помогаю в этом другим людям".
Но историй с хорошим концом немного. Многие профессий требуют разносторонних знаний и основательной многолетней подготовки. А для этого нужно как можно раньше "найти себя". И кто в этом может помочь? Во Львове найти агентство, которое предоставляло бы высококвалифицированные услуги по тестированию, мне не удалось. Большинство специализируется на взрослой аудитории, которая способна оплатить услуги психолога.
Правда, в прошлом году один из тамошних специалистов предлагал взрослым и детям определить профессиональные способности по… отпечаткам пальцев с помощью специальной программы. Но мало кто воспринял эту идею всерьез. Школьные психологи к этой методике отнеслись скептически.
А вот соционику считают интересной и познавательной наукой. "К сожалению, в профориентации ее почти не используют", - говорит львовский филолог, администратор соционической страницы в социальной сети "ВКонтакте" Ирина Зарицкая.
По ее мнению, соционика действительно может помочь в профориентации. И ничего сложного здесь нет. Если кто-то любит общаться с людьми, может идти в рекламу. Если может и хочет работать с новыми фактами, энциклопедиями - ученый. У каждого человека есть свои сильные и слабые стороны. Соционика указывает на них. Когда человек опирается на сильные - он успешная гармоничная личность.
Информацию о способностях детей можно получить в центрах занятости. С помощью нехитрых тестов компьютерная программа подсказывает безработным, среди которых много молодежи, а также детям, к чему они способны. "Учился, учился, а теперь оказалось, что не на того", - шутит один из присутствующих. Историк по профессии, он уже больше года не может найти работу. За копейки работать не хочет, а срок пребывания на бирже труда истекает. Что делать дальше - не знает. "Говорил мне отец, иди учиться в институт нефти и газа. Нет, не послушался, а теперь без работы", - сокрушается он.
"Детям интересно тестирование. Раньше мы проводили тестирование "вручную", теперь это делает машина", - рассказывает специалист Львовского центра занятости Ирина Буряк. - Тест на профессиональность ребенок может пройти за 10-30 минут. Но его результат часто зависит от его настроения. В основном к нам приходят родители детей, которые заканчивают девятый класс и хотят продолжить обучение в техническом училище, однако не могут определиться, в каком именно. Правда, часть родителей скептически относится к этим тестам".
На вопрос, насколько эффективны результаты тестов на профпригодность, Ирина Буряк отвечает, что "в глубину человеческих душ здесь, конечно, не заглядывают".
По ее мнению, родители, прежде всего, должны думать о том, где их ребенок будет работать после окончания учебного заведения. Устроится на работу или пополнит ряды безработных. Ведь несмотря на наличие рабочих и инженерных вакансий дети почему-то не хотят быть рабочими и инженерами.
Карьера для избранных
Но сами тесты вопроса не решат. Ребенком нужно заниматься. И не только учителям, но и родителям. А здесь как раз наибольшие проблемы. Как рассказала Мирослава Черная, украинских родителей можно разделить на два типа: гипер- и гипоответственные. Одни уделяют своим детям слишком много внимания, а у других они растут как трава у дороги.
Есть претензии и к школьному образованию.
"Если ты учишься в лицее с определенным уклоном или классической гимназии, то имеешь все возможности реализовать свои способности, - считает выпускница факультета журналистики Львовского университета им. Ивана Франко Ирина Березовская. - Но если живешь в селе, где есть одна школа, или учишься в обычной городской школе - извини, тебе не повезло".
Свой выбор в пользу журналистики девушка сделала еще в седьмом классе. С тех пор ездила на занятия в Малую академию наук во Львов, каждый раз преодолевая сто километров туда и назад. Дома же теряла время на ненужные ей, по ее мнению, интегралы, тангенсы-котангенсы, закон Бойля-Мариотта и др. А вот литературу, язык и другие интересные и важные для нее предметы в школе преподавали в недостаточном объеме. "В старших классах много часов уделяли математике, физике, химии и крайне мало гуманитарным дисциплинам. Как по мне, такое распределение предметов непропорционально. То, что нам преподают, обычному ребенку просто не нужно", - считает Ирина.
Тьфу-тьфу!
Какой ты некрасивый
Психологи называют еще одну черту украинских родителей, которая не способствует профессиональному росту их детей.
"Украинцы не умеют поддержать своих детей, не видят их положительных черт. В основном критикуют: "Ты этого не выучил, того не знаешь. Будешь дворником, ничего в жизни не достигнешь…" Дети, не имея поддержки, вырастают с низкой самооценкой. В то же время еврейские матери - даже если у ребенка низкие интеллектуальные способности, не справляется с обучением - каждый его шаг воспринимают с энтузиазмом и считают большим успехом. Даже если ребенок получит "тройку", еврейка скажет: "Хорошая девочка (мальчик)! Сегодня ты получила "три", а завтра будет "четыре", потому что ты молодчина!"
Когда рождается ребенок, в украинских семьях, чтобы не сглазить, суеверно приговаривают: "Тьфу-тьфу! Какой некрасивый". И этим будто программируют ребенка: ты некрасивый, неумный, ни на что в жизни не способен. Вместо того чтобы поддержать ребенка, мы закрепляем в нем неуверенность в себе. Во взрослой жизни он делает много ошибок, теряется в сложных ситуациях. Даже став руководителем, очень сложно будет принимать волевые решения. Это наша национальная черта", - подытоживает Мирослава Черная.
Комментарий:
Игорь Федоришин, психолог
Безусловно, каждый случай нужно рассматривать отдельно. Но, как по мне, именно родители оказывают наибольшее влияние на выбор профессии своих детей. Они ориентируются на собственные возможности (прежде всего финансовые), а также на свое представление о будущем своих детей. Дети в подростковом возрасте обычно еще не знают, чего хотели бы. Поэтому, а также из-за материальной зависимости от родителей они вынуждены соглашаться с их выбором. Случается, что родители, сами не реализовавшись в какой-то сфере, навязывают детям то, что когда-то нравилось им.
Другая ситуация, когда дети проявляют свои таланты или способности, например, в музыке, спорте, имеют на этом поприще определенные достижения. Тогда выбор будущей профессии напрашивается сам собой, становясь определенным логическим продолжением детского увлечения. К сожалению, очень редко родители делают все от них зависящее, чтобы их дети избрали именно свою профессию.
Наше общество и массовая культура формируют искаженное отношение к такому понятию, как работа. Поэтому в процессе выбора профессии взрослые довольно часто не обращают внимания на два чрезвычайно важных принципа: 1) профессию нужно любить, а трудовая деятельность должна приносить удовольствие; 2) выбор профессии осуществляется на основе талантов, склонностей и способностей, которые есть у каждого из нас от природы. Соблюдение этих принципов дает возможность стать хорошим специалистом в избранной сфере, а настоящие профессионалы ценились всегда и всюду. От этого зависит и уровень заработка. "Стабильная работа и достойная зарплата" - одна из самых распространенных ошибок, которая часто сбивает людей с их пути и в конечном результате служит причиной глубокого разочарования и даже отчаяния. Работа должна быть, прежде всего, источником положительных эмоций и счастья. Все остальное прилагается подчас автоматически.