UA / RU
Поддержать ZN.ua

Детская сексуальность: советы родителям

Формирование сексуальности человека начинается с момента эмбрионального развития и продолжается до достижения половой зрелости.

Автор: Святослава Федорец

Основа же здоровой сексуальности закладывается до 5–7 лет. Поэтому важно, чтобы родители понимали особенности психосексуального развития ребенка и умели правильно реагировать на детские сексуальные проявления.

На генетическом уровне у ребенка сформирована потребность в познании самого себя. А то, как это будет происходить и в каких формах реализовываться, очень зависит от воспитания и от того, как будут реагировать родители на особенности детской сексуальности. Ведь в определенных неблагополучных обстоятельствах это может стать основой для развития разного рода отклонений в половой сфере. Ниже рассмотрим основные этапы психосексуального развития ребенка.

Период 1–5 лет - это время становления полового самосознания ребенка: начинают закладываться первые представления и ощущение того, к какому полу он принадлежит. Они могут совпадать с полом, установленным при рождении, а иногда могут и не совпадать (в случае транссексуализма). Но при условии нормативного развития ребенок до двух лет уже понимает, кто он - мальчик или девочка. Но еще не может объяснить, почему именно он такого пола.

Приблизительно в 2–3 года у ребенка возникает любопытство к своим гениталиям. Так реализуется готовность познавать себя, что является нормой для детского возраста. Родители должны воспринимать такие действия именно как попытку исследовать себя и свое тело. Этого поведения не надо бояться. Ребенка нельзя ругать, стыдить или наказывать, потому что это сформирует негативную фиксацию на всем, что будет касаться половой сферы. Например, у взрослых женщин чаще бывают проблемы с достижением оргазма, чем у мужчин. С одной стороны, это связано с особенностями их физиологического развития, из-за которых девушки начинают переживать оргазм позже. С другой - в раннем детстве родители реже, чем девочек, ругают мальчиков, когда они трогают свои гениталии. Ведь нам привычнее, что мальчик дотрагивается до своего пениса, поскольку он это делает при каждом акте мочеиспускания. А вот прикосновения девочек к своим гениталиям обычно вызывают резкое осуждение и желание "перевоспитать". Из-за чего у ребенка может сформироваться запрет на контакт с этой частью тела и начинает восприниматься как нечто грязное, плохое.

Самое лучшее, что могут сделать родители для ребенка в этом возрасте, - это удовлетворить любопытство, познакомив ребенка со своим телом. При этом чем меньше выделять зону половых органов, тем лучше. Рассказ о гениталиях должен быть органично вплетен в общий рассказ о теле. Начните рассказывать ребенку о строении его тела сверху вниз. И о каждом органе рассказывайте одинаковым эмоциональным тоном, не стыдясь и не смущаясь. О пенисе или вульве ребенку надо рассказать так, как рассказывали об ушках или носике. Подача информации должна соответствовать возрасту ребенка, быть простой и короткой. Помогут в этом книги для детей, где есть приемлемые изображения и простое объяснение физиологии. Если ребенок что-то дополнительно спрашивает, родители обязательно должны давать ответ, но только на поставленный вопрос.

Для родителей должно стать правилом: если ребенок что-то спрашивает о половой сфере, он должен получить надлежащую информацию. Подчеркиваю, что отвечать надо только на поставленный вопрос. Не надо лишних объяснений, которые для маленького ребенка могут быть преждевременными, непонятными, а иногда и лишними.

Нельзя воспринимать проявления детской сексуальности по аналогии с таким же поведением взрослых. Например, демонстрация мальчиком своих гениталий, прикосновение к гениталиям другого мальчика не являются проявлениями эксгибиционизма или гомосексуальности, как это происходит у взрослых. Все описанное является своеобразной проверкой и тестированием ребенком реальности, а также изучением себя и других.

До возраста 3–4 лет ребенок верит, что может измениться: сначала побуду мальчиком, а потом девочкой. Довольно опасно относиться к таким детским разговорам серьезно и или позволять ребенку "выбрать" пол, или видеть в этом нарушение развития. Все эти особенности являются вариантом возрастной нормы, и до 5–6 лет исчезают. Если внутренняя семейная ситуация не содействует их закреплению.

Начиная с трех лет, предлагайте ребенку те игрушки, которые соответствуют его биологическому полу. Девочкам - куклы, мальчикам - машинки и т.п. Игрушки, соответствующие полу ребенка, будут содействовать постепенному усвоению правильного полоролевого поведения.

В возрасте 4–5 лет дети начинают играть во врача. Такая игра носит развивательный характер, потому что дает возможность исследовать тело другого и обеспечивает реализацию установки на самопознание. Желательно, чтобы родители относились к этому с пониманием и содействовали игре. Например, покупая игрушечные наборы медицинских инструментов.

В 5–6 лет к ребенку приходит понимание необратимости своего пола. Обычно оно происходит естественно, без особой фиксации внимания, и именно в этом возрасте у ребенка должна быть сформирована его половая идентичность: из-за осознания и принятия своего пола, из-за единства переживаний и поведения ребенка.

В период от 5 (7) до10 (12) лет у ребенка начинает формироваться поведение лица мужского или женского пола. За это время родители должны помочь ребенку овладеть набором требований и ожиданий, которые общество выдвигает к представителям его пола. И если формирование полового самосознания до пяти лет больше зависело от биологических факторов, то формирование полоролевого поведения и психосексуальной ориентации больше зависит от влияния социума. Поскольку именно в это время ребенок усваивает правила, принятые в данном обществе. То же касается и полового воспитания. Воспитывая ребенка, мы пытаемся вложить у него те формы поведения, которые являются социально желательными.

С 5 (7) до 10 (12) лет закладываются также особенности поведения - женственность или мужество. По этой причине полезно, чтобы дети начинали посещать разные кружки, которые будут содействовать формированию соответствующих черт характера и поведенческих привычек. Поэтому мальчиков желательно отдавать в секции борьбы, а девочек на танцы, гимнастику, рисование и т.п. Но окончательный выбор кружка должен зависеть от того, что интересно самому ребенку.

В этот же период ребенок усваивает нормы взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Поэтому важно, чтобы дома он мог наблюдать пример здоровых отношений между родителями. А также видел четкие гендерные роли. Поскольку смещение этих ролей в семье может негативно повлиять на сексуальность ребенка.

В возрасте от 5 (7) до 10 (12) лет начинает меняться и характер детской игры. Если до сих пор дети охотно играли в разнополых группах, то теперь они предпочитают находиться только с детьми своего пола. Причем игры все больше отличаются: девочки играют в дочки-матери, мальчики в войнушки и т.п. Кроме того, девчачьи и мальчишеские коллективы вырабатывают свои ритуалы и правила. Такое игровое разделение содействует психосексуальному отличию детей.

В этом же возрасте появляется любопытство к противоположному полу, дети уже пробуют ухаживать. Задача взрослых ― с пониманием отнестись к таким проявлениям, помогать ребенку учиться дружить, проявлять свою симпатию к другому и т.п. Запреты детских ухаживаний, высмеивание, попытки пристыдить ребенка могут привести к искажению психосексуального развития. И в целом родители должны допускать мысль, что у детей могут быть эротические переживания еще до начала полового созревания. Эти переживания будут проявляться в любопытстве к сексуальной тематике, в вопросах на интимную тему, играх и т.п. Все это не нанесет ребенку никакого вреда, в отличие от неправильной реакции родителей. Так, проблемы во взрослой сексуальной жизни ребенка могут возникнуть из-за стыда, ужаса, агрессии родителей в ответ на детские вопросы.

В этот период на ребенка особенно негативно влияет дефицит общения с ровесниками, что может послужить причиной задержки психосексуального развития. Если в этом возрасте ребенок по каким-то причинам вынужден отказаться посещать школу, желательно позаботиться о том, чтобы он имел возможность контактировать с ровесниками.

Приблизительно с 10–11 лет ребенок входит в подростковый возраст. Психосексуальные ориентации, сформированные в предыдущие годы, начинают определять выбор объекта влечения, особенности того, как это влечение будет реализовываться, и действий, которые будут обеспечивать половую жизнь и т.п. Постепенно у ребенка возникает желание дружить, в том числе и с представителем другого пола. Задача родителей - не препятствовать реализации этой потребности. Ребенок должен научиться самостоятельно выбирать себе друзей, выстраивать с ними отношения и поддерживать их. Негативно будут влиять запрет детской дружбы, навязывание родителями "желательных" друзей, высмеивание друзей, которые не нравятся, или же чрезмерная загрузка ребенка учебой, с игнорированием его потребности в дружбе с ровесниками.

В подростковом возрасте также начинают формироваться телесные триггеры оргазма. Постепенно появляется желание тактильных контактов, поцелуев, петтинга и т.п. Девочки пытаются кокетничать, хотят понравиться. Мальчики хотят завоевать внимание и авторитет среди девочек. Способ, которым будут реализовываться эти потребности, будет влиять на дальнейшую половую жизнь. Поэтому подросток должен иметь возможность контактировать с ровесниками (в том числе и противоположного пола) и удовлетворять перечисленные выше потребности и желания. При таких условиях будущее вхождение в первые сексуальные контакты будет проходить плавно и естественно. В этот период подростки должны получать достаточно информации о физиологии своего и противоположного пола, о заболеваниях, передающихся половым путем, средствах контрацепции. Причем такую информацию надо предоставлять с определенным опережением развития подростков - до того, как это станет актуальным. А поэтому родители должны владеть достаточными знаниями о детской сексуальности, служить примером женственности или мужества для своего ребенка, тем самым закладывая ответственное отношение к своей половой жизни, умению делать осознанный и взвешенный выбор.