Что нужно знать, собираясь в школу
Предчувствие своего первого похода в школу наполнено радостным ожиданием и мечтами, но в то же время - тревогами и страхами. Не соглашусь с теми, кто считает, что этот день определяет все - любовь к школе, успешность, мотивацию. Нет - это все домыслы, своеобразная идеализация события. Некоторые аспекты, конечно, запомнятся и будут всплывать в памяти как фотографии из старого школьного альбома.
Но раз уж в нашей стране сложилась традиция делать из этого события праздник, то важно сам праздничный ритуал наполнить тем, что действительно оставит в жизни ребенка приятные, хоть и волнительные воспоминания.
Ритуал выбора школьного портфеля
Если бы школьных базаров не было, их бы стоило придумать. По сути, походы за школьными принадлежностями вместе с ребенком - это мягкий и непринужденный способ дать понять будущему школьнику, что школа - неизбежность, с которой лучше смириться. В большинстве своем дети любят выбирать себе то, что их будет окружать. Делая подобные покупки, можно фантазировать, рассказывать ребенку о предстоящих уроках, описывая, что и для чего ему может пригодиться, тем самым создавая некую предсказуемость будущего, за что ребенок будет вам премного благодарен. Ведь он реально сильно тревожится, что что-то пойдет не так, особенно если ваш родительский опыт был негативным, и вы уже успели слегка "накрутить" чадо своими собственными страхами.
В выборе одежды постарайтесь избежать излишеств и "наворотов". Первоклассник должен без посторонней помощи надеть и снять форму и обувь. Если, например, вам не удалось научить ребенка завязывать шнурки, купите обувь на липучках - это и безопаснее, и не будет вгонять вашего малыша в ненужную фрустрацию. Но лучше все-таки научите завязывать шнурки!
Пуговицы, кнопки, резинки - все должно легко расстегиваться и застегиваться ребенком самостоятельно!
Пусть портфель будет удобным, форма - модной, пенал - функциональным, а ручек и карандашей - побольше.
Накануне
Постарайтесь незадолго до школы познакомить ребенка с первой учительницей, расскажите о правилах, которые приняты в школе, покажите, где находятся туалет, столовая, раздевалка и его классная комната. Возможно, это сделает учитель в первые дни учебного года, но, на мой взгляд, это лучше сделать немного заранее, погасив тревогу перед неизведанным пространством, потому что именно 1 сентября в школах обнаруживается некоторое количество заблудившихся детишек, которые так напуганы, что 2 сентября для них уже не существует.
Предсказуемость - основа спокойствия вашего малыша. Поэтому необычайно важен сформированный режим дня, к которому тоже стоит приучить ребенка заблаговременно. Есть один весьма важный принцип начала школьного дня: ребенок должен вставать утром за час до выхода в школу. Не до начала занятий, а именно до выхода в школу! Засовывать непроснувшегося малыша в транспорт - это значит полностью отменить первый урок. О таких родителях учителя говорят: поднять - подняли, разбудить - забыли! Этот час дома ребенок может проводить на свое усмотрение - подольше умываться, есть, смотреть мультики, играть, но он не должен спать. Потому что ребенку, как, впрочем, и взрослому, на полное пробуждение требуется время. У полусонного малыша нарушена координация, отсутствует внимание, еще отключены некоторые функции организма. Как в таких условиях учиться? Из этого всего следует, что и ложиться спать нужно вовремя.
Научите ребенка навыкам самообслуживания. Самостоятельная еда, мытье рук, поход в туалет - обязательное условие комфортного пребывания в детском коллективе.
Совершенно естественно, что первоклассник волнуется перед походом в школу первый раз, ведь это связано с долгим периодом ожидания и фантазий относительно того, что его ждет за порогом школы. Потому он ощущает одновременно печаль и радость, нетерпение и тревогу, злость и нежность. Даже взрослому человеку нелегко преодолеть период неопределенности, а что уж говорить о том, что ребенок способен реагировать на такое состояние всем своим телом, выражая то полную апатию и безразличие, то состояние повышенной возбужденности, двигательной активности как способа справиться с тревогой. Отнеситесь к этому спокойно, не ругайте и не корите малыша за такое поведение, не требуйте от него "взрослости", осознанности. Лучше достаньте свой школьный альбом и расскажите о том, что доброго и светлого было у вас в школе. Уверена: хоть что-то да найдется, даже у скептиков и школоненавистников. Наполните день светлыми воспоминаниями о своей школьной жизни, учителях, школьных проделках и друзьях. Даже вам с таким настроем завтра будет легче отдать дитя учителю.
Если вы соблюдаете традицию дарить учителю цветы, купите небольшой букет. Во-первых, он не будет закрывать вашего ребенка на первых школьных фотографиях, и, во-вторых, не станет причиной его усталости: держать такой букет в руках всю линейку - еще то испытание на прочность! Разве вам не жалко было малышей с огромными заваленными набок или опущенными до асфальта букетами, которые они еле держат в руках?
1 сентября
В этот день ребенок, поверьте, встанет раньше обычного, потому как он с нетерпением ждет этого дня и волнуется. Постарайтесь не напутствовать малыша словами "веди себя хорошо", "смотри не опозорься" - это часто приводит к обратному результату. Лучше скажите "я верю, все у тебя получится!" или что-то подобное, ведь, надеюсь, это действительно так? Постарайтесь и впредь не ставить ваши отношения с ребенком в зависимость от его успешности.
Постараетесь сразу же после торжественной части уйти, в любом случае исчезнуть из поля зрения малыша, даже если чувствуете, что он расстроен и вот-вот заплачет. Мелькающая в проеме двери или окна мама - реальный повод для слез! Если мы ведем себя так, будто начало школьной жизни - настолько травмирующее событие, что мы непременно должны стоять рядом, держать дитя за руку и часами утирать слезы, нашим детям это не поможет. Не у всех начало школьной жизни окажется легким - иногда движение к независимости сопровождается слезами. Если ребенку трудно привыкнуть к школе, поговорите с учителем или психологом и разберитесь в причинах, возможно, они именно в вас. Однако вы не должны оставаться в классе лишь потому, что ребенок расстраивается. Он обязательно успокоится! Подавляющее большинство учителей умеют обращаться с расстроенными детьми. Но если вы останетесь, то подтвердите тревогу ребенка, что что-то идет не так, и можете спровоцировать истерику. Лучше уходите.
Во многих немецких школах на входе есть табличка: дальше ваш малыш идет сам! Примите это, как правило!
После возвращения из школы не нападайте с расспросами, вы можете испугать ребенка своим повышенным интересом, который он отсканирует как тревогу. Он сам расскажет о том, что с ним происходило хотя бы потому, что ему необходимо таким образом снять напряжение.
Проведите остаток дня с ребенком - просто в виде бонуса, а не как компенсацию за "тяжесть" дня.
Первый месяц
Смиритесь с тем, что в жизни вашего малыша появился человек более уважаемый, чем вы. Да, это учитель! Уважайте мнение ребенка о своем педагоге, не обесценивайте его личность, не придирайтесь, не говорите, что учитель не прав. Это чрезвычайно важно как для первоклассника, так и для любого ученика! Да, кто-то лучше вас знает, как соединятся буква "Ш" и буква "К", но разве вы не этого хотели? Личность первого учителя особо важна для создания атмосферы любви к школе, поэтому помогите педагогу и вы. Учитывайте его пожелания и требования, не сопротивляйтесь его авторитету. Вашему ребенку достаточно уже того, что он борется с собственными предубеждениями.
Избегайте разборок с другими родителями из-за детей! И тем более, никогда не воспитывайте чужих детей, если вас об этом не попросили их родители. Часто случается так, что дети поссорились в первом классе, помирились через день, а родители не разговаривают до выпускного. В школе есть негласное правило: все конфликтные ситуации необходимо разбирать через учителя или другого посредника, из школьной среды, возможно, школьного психолога. Быть объективным в отношении своего ребенка вам вряд ли удастся, а испортить отношения со всеми и прослыть сварливой мамашей получится довольно быстро.
Второй месяц
Период адаптации к школе длится 60 дней. Именно столько времени нужно 6-летнему ребенку, чтобы привыкнуть психологически и физиологически к школе. Именно этот период необходим, чтобы понять принципы функционирования школы, ощутить все школьные процессы, привыкнуть к режиму и полюбить школу. Важно все это время не пропускать уроки, ведь если ребенок отсутствует в школе более недели, процесс адаптации сводится на нет и начинается заново.
Если вы заметили признаки дезадаптации, немедленно обратитесь к психологу. К таким относятся: нежелание идти в школу, усталость, проблемы с засыпанием, плаксивость, обидчивость. Из физических признаков - жалобы на боль в животе, рвота. Важно вовремя помочь малышу, не дожидаясь признаков перегрузки.
Ваш ребенок пришел в школу учиться, не забывайте, что каждый имеет право на ошибку. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику ощутить значимость его нового положения.
Любовь к школе редко бывает с первого взгляда, но крепкой и незабываемой вполне может стать.