UA / RU
Поддержать ZN.ua

В Руанду — с куражом: стоит ли выбирать послов на конкурсе?

МИД ищет таланты с четырьмя «П»

Автор: Андрей Веселовский

Новость о готовности Министерства иностранных дел Украины объявить общенациональный конкурс на послов в зарубежных государствах взволновала общество. Нет, война не отступила на второе место, но лозунг о «послах из народа» уверенно конкурирует с новостями об Угледаре и испанских «Леопардах».

Речь идет о том, что, по словам министра, в ведомстве «особенно сложно с поиском кандидатов на должности послов». Он «ищет» их в дипломатической системе. В бизнес-среде. Среди научных работников. И все напрасно. И на весь мир, и особенно на Африку, их критически не хватает. Поэтому любой гражданин Украины, соответствующий несложным в целом критериям, может попытать посольского счастья.

Читайте также: "Впервые в истории украинской дипломатии": МИД объявило об открытом наборе кандидатов в послы

Выглядит на первый взгляд анекдотично. Здесь сразу вспомнили и о «поварихе, которая должна учиться управлять государством» (такой себе В.Ульянов), и о том, что конь должен знаться с конем, а вол — с волом (великий И.Котляревский), и тому подобное.

Но стоит не пожалеть и второго взгляда, присмотреться внимательнее и отделить зерна от плевел.

Первое, что приходит в голову, — констатация профессионального провала. Министерство содержит 600 дипломатов в Киеве, Львове, Ужгороде, Одессе и еще дважды столько в 80+ дипломатических учреждениях на пяти континентах и… не может выбрать из них первых лиц в 20 не первых стран мира.

О каких странах идет речь? Среди выставленных на конкурс есть небольшие и, собственно, еще несуществующие посольства. Сообщается, например, об Омане или Гане, или Руанде. Понятно, быть там эффективным послом непросто. Но с этим наверное смогли бы справиться украинские дипломаты, работающие сейчас на должностях заместителей послов (советники-посланники или советники) в Египте или Иордании, Канаде или Южной Африке, начальники управлений или отделов в центральном аппарате. Неужели они бы отказались? Стать послом — не просто почетно, это настоящий профессиональный вызов и вершина дипломатической карьеры. Даже если ты стартуешь как руководитель дипломатического представительства не из Франции или США. Почему это не происходит в указанном случае?

На этом мы остановимся ниже, а сейчас затронем более важные и сложные страны.

Ведь среди прочих разыгрываются и должности в Чехии (член ЕС и НАТО, одна из самых активных стран в глобальной проукраинской коалиции), Норвегии (член НАТО, граничит с агрессором, оказывает Украине колоссальную помощь), Иране (супервызов для каждого современного дипломата), Армении (страна, без которой невозможна десоветизация Южного Кавказа), наконец — Филиппинах. В этой последней численность населения почти втрое выше, а ВВП — вдвое больше, чем в Украине. И вдобавок — она имеет стратегическое значение в Юго-Восточноазиатских экономической, политической и безопасностной сферах. Как кажется, и в этих важных государствах МИД готово отдать предпочтение непрофессиональным, по сути посторонним людям, а не своим же сотрудникам с многолетним опытом работы.

Удивительно! Ведь на должности заместителя министра на Михайловской площади сейчас — бывший успешный многолетний посол Украины в Чехии. Он знает всех украинских бизнесменов, научных работников, управленцев, связанных с Прагой, имеет представление, в каких сферах национальной экономики могут отыскаться профессиональные лица, причастные к этому государству, и, казалось бы, может предложить качественные кандидатуры. Там же, на Михайловской, — спецпредставитель Украины по вопросам Ближнего Востока и Африки, успешный бывший посол в Алжире. Наверное он мог бы помочь с поиском кандидата на свое место, свободное вот уже почти год!

И здесь время задаться вопросом: почему так странно строится кадровая политика дипломатического ведомства (занимается им, к слову, уже третий год один человек)? Почему не спрашивают знающих? Почему не продвигают талантливых? Почему не повышают патриотичных? Почему не назначают настойчивых — из тех полутора тысяч имеющихся от Киева до Претории и Канберры, до Эдмонтона и Буэнос-Айреса? Или почему не избавляются от бездарных, «ватных» и ленивых, незаслуженно называющихся дипломатами, чтобы освободить место достойным? Ведь если ищут где попало, это значит, что у себя нет. Почему нет?

Второе, о чем заставляет задуматься необычное объявление, о желающих и о достойных.

В своем тексте-призыве министр справедливо предостерегает, что последних среди первых будет отыскать сложно. И это естественно. Ведь сегодня подаваться на посольскую должность успешной личности… нет резона!

Представьте, что речь идет о действующем министре или заместителе министра и даже директоре важного департамента в важном министерстве. Который к тому же владеет двумя иностранными языками (а это — стандартное требование ко всем дипломатам), имеет отличное здоровье (в Омане, на Филиппинах или в Руанде оно просто обязательно!) и при этом готов оторваться от обычного образа жизни, от друзей и интеллектуальной среды, даже от жены или детей, если там не будет соответствующей школы или надлежащих условий безопасности.

Но еще более сложный выбор — для негосслужащего. Такое лицо должно отказаться от ведения бизнеса, своей специальности научного работника или исследователя на как минимум три или больше года.

К тому же, и те, и другие очевидно не выигрывают в зарплате. Финансовое обеспечение в зарубежных учреждениях сейчас приличное. Оно вполне удовлетворяет нуждам рядовых дипломатов, получающих в родном МИДе свои 20–30 тысяч гривен. Но ведущие специалисты, высокие управленцы или успешные бизнесмены оперируют другим порядком вознаграждения. Менять жирных синиц в руках на худых неуверенных журавлей они вряд ли захотят. На должность посла в США, Канаде или КНР — наверное, многие согласились бы. Но вот Кот д'Ивуар, где он будет руководить консулом (являющимся водителем по совместительству) и вторым секретарем по торговле, как-то не привлекает…

Не последний фактор для такого варяга по конкурсу — его полная беззащитность на посольской должности. Назначение указом президента Украины означает, к сожалению, и возможность смещения с должности таким же указом без особого объяснения причин и даже без предупреждения. В МИД вам назовут фамилии таких послов, в свое время пострадавших ни за что.

Но представим, что качественные кандидаты нашлись, они вполне соответствуют критериям и готовы отправляться. Осталось обучить их новой специальности.

Дипломатия, по определению кадровиков Госдепартамента США, это «искусство и умение строить и поддерживать отношения, проводить переговоры, используя такт и взаимное уважение». К несчастью, украинская реальность заставляет и членов правительства, и бизнесменов приобретать совсем другие навыки, похожие, скорее, на единоборства. Надо будет учиться, как убедить собеседника в Мозамбике соответственно проголосовать в Генассамблее ООН, а он все будет переспрашивать, где эта Украина, сколько бесплатных стипендий ее правительство предоставит мозамбикским студентам и почему бы Киеву просто не попросить прощения у большого соседа и не отдать пару областей, «чтобы был мир».

Другая важная добродетель — вжиться в новую рабочую среду. Практически все негосслужащие с подозрением, если не с недоверием, относятся к отечественной бюрократической машине, частью которой они автоматически становятся на новой должности. И, несмотря на громкий титул, будут обязаны работать в условиях специфического документооборота, не в состоянии вмешаться и разрубить бумажные дебри лично. Этому искусству невозможно научиться за месяцы. Ссылки на военное положение срабатывают в исключительных случаях. Обходя перед отъездом госаппарат и бизнесы, будущий посол устанавливает ценные контакты. Через два месяца, уже там, далеко, он понимает, что все его вежливые киевские собеседники о нем забыли и живут в ритме военного времени, не совпадающем с зарубежным, а его запросы — далеки от их реальных ежедневных дел.

Но наш претендент — талантливый. Он — супербюрократ и супертолерантный переговорщик. Но знает ли он свое будущее рабочее место? Страну, ее культуру, историю, отношения с соседями, с бывшими оккупантами или колонизаторами или же колониями? Ознакомился ли с социальными и экономическими проблемами, верованием и привычками, узнал ли о кланах, олигархах, медиа-магнатах, женах, детях, приятелях лидера и его окружении? И сможет ли он это охватить за месяца два подготовки? На днях жена наследника британского престола ошиблась, подав руку для приветствия в мечети. Ее простят. Простят ли украинскому послу одно или другое, чему его не учили полжизни, как учили профессионалов, поднимающихся по ступеням от атташе к высшей должности?

Скептик, прочитав эту статью, ухмыльнется: не надо ничего придумывать! Должности послов пустые, потому что предложения министра по назначению дипломатов не принимают в офисе президента. Там считают это корпоративным заговором. Он, дескать, предлагает своих. А надо свежую кровь.

Не берусь утверждать: лично не слышал. Но похожие подходы уже практиковались в нашем государстве и громко провалились. Назначали министром здравоохранения известного хирурга. А через полтора месяца увольняли. Уже в другие времена назначали активистку-юриста. Тоже пошло не так. Сторонники «свежей крови» напоминают, что не боги горшки обжигают. Но в данном случае речь идет не о горшке, а о ценной вазе двусторонних отношений, которой можно международные отношения украсить, но которую очень легко разбить так, что и не склеишь.

Смелые эксперименты с «перекрестным опылением» здесь, в Украине, сказываются на людях, на бюджете, на доверии к власти. В дипломатической сфере цена эксперимента вдобавок — еще и реноме государства, его президента и правительства. Которые смело возглавляют войну с захватчиком и держат украинский флаг высоко над всем миром. В каждой зарубежной стране этот флаг — в руках нашего Чрезвычайного и Полномочного. Послу с улицы справиться с этой задачей будет значительно сложнее.

P.S. Я понимаю необходимость политических назначений, практикующихся повсюду и неплохо зарекомендовавших себя в украинских реалиях. Открытый конкурс на лицо, которое будет говорить и действовать от имени руководителя Украинского государства, — дело более рискованное. Оправдан ли он — есть сомнения. А вот куража и нестандартности имиджу Украины добавит точно.

Больше статей Андрея Веселовского читайте по ссылке.