На прошлой неделе на премьер-министра Словакии Роберта Фицо совершили покушение. Однако, когда до выборов в Европейский парламент остается лишь три недели, зловещие признаки назревающего в Европе насилия выходят далеко за пределы нападения на Фицо.
Мотив стрельбы остается непонятным, но она произошла в контексте токсичной политической среды, которая от этого покушения станет еще более ядовитой, по крайней мере, в Словакии, но потенциально и за ее пределами. Европа все больше разделяется, и это опасно. Как и в Словакии, этот раскол сталкивает выступающих против иммиграции националистов с либералами, которые видят в ультраправых угрозу верховенству закона, свободной прессе и самой демократии, отмечает The New York Times.
При таком количестве политического напряжения одна искра может оказаться взрывоопасной. Покушение на Фицо "демонстрирует, к чему может привести такая поляризация, и над чем европейским обществам, да и Соединенным Штатам тоже следует задуматься", заявил Жак Рупник, французский политолог, специализирующийся на Центральной Европе.
Война за пределами Европы и политические баталии внутри нее подпитывают друг друга. Российские успехи на поле боя и возможное развертывание инструкторов НАТО в Украине — напоминание о том, что эскалация всегда возможна. Покушение на Фицо также продемонстрировало это.
Фицо выступает против власти Европейского союза, военной помощи Украине, массовой иммиграции и прав LGBTQ. По этим и другим причинам его ненавидят либералы. Он не популярен в словацкой столице Братиславе, но популярен за ее пределами. При этом его политическая судьба совпадает с переломом в обществах Франции, Германии и Нидерландов, где основная борьба сейчас идет меж государственным и глобальным. Война в Украине обостряет эти противоречия, потому что националисты по всей Европе присоединяются к нравственной идеологии президента Владимира Путина.
"Политическое насилие не ограничивается Словакией. В Германии в этом месяце четыре человека напали на известного социал-демократического политика Маттиаса Экке, который развешивал агитационные плакаты в Дрездене, в результате чего у него были сломаны скула и глазница", — пишет газета.
Главным фактором насильственной конфронтации, вероятно, стал стремительный рост иммиграции — около 5,1 миллиона иммигрантов въехало в Европейский Союз в 2022 году, что более чем вдвое больше, чем в предыдущем году, что резко разделило мнения на всем континенте. В Германии, Франции, Италии, Швеции, Нидерландах и самой Словакии это также привело к стремительному росту ксенофобских ультраправых партий.
Напомним, что Россия ужесточает диверсии по всей Европе. Путин, возможно, надеялся, что создание проблем в Европе будет оказывать давление на Запад, заставляя его сдерживать Украину и ограничивать собственное участие в войне.