«Вы являетесь частью нашей семьи, ваше будущее в нашем союзе, и наш союз не является полным без вас», – сказала в прошлом году Украине и девяти другим странам, претендующим на вступление, президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляен. Поскольку перспектива присоединения Украины к блоку приближается, европейские лидеры задаются вопросом: готов ли ЕС к расширению, пишет The Guardian.
Каким будет влияние на уже находящийся под давлением бюджет ЕС? Были бы счастливы Польша, Греция или Венгрия перейти от статуса чистых бенефициаров финансирования ЕС к чистым плательщикам? Готовы ли Германия и Франция платить больше?
Придется ли членам Европарламента подвинуться, чтобы освободить место для большего количества политиков из новых государств в крупнейшем парламенте мира? Политический баланс изменится влево или вправо?
Любое из 27 государств-членов может наложить вето на вступление другой страны, что делает внутреннюю политику весомым фактором в принятии решений по поводу того, кто попадет в ЕС, а кто нет. Если любое государство увидит минусы для своего электората, это может помешать вступлению.
"Очень поздно страны-члены осознали, что им придется реформироваться внутри блока", - говорит Стивен Блокманс, директор по исследованиям Центра европейских политических исследований (CEPS).
По словам Блокманса, аналитический центр занимался этим вопросом годами, но только сейчас, после российского полномасштабного вторжения в Украину, министерства и канцелярии по всей Европе начинают производить расчеты «на обратной стороне конверта». Перед вторжением некоторые наблюдатели считали расширение «клинически мертвым, искусственно поддерживаемым на высшем уровне внутри ЕС».
Война всё поменяла. Как сказал один дипломат: «Расширение не только вернулось в повестку дня, но и вернулось как один из трех главных вопросов, которыми занимаются лидеры».
Европейской комиссии еще предстоит определить возможные сценарии бюджетных и институциональных реформ в расширенной Европе. Пока не появилось ничего, «что напоминало бы ощутимую, структурированную реформу процесса расширения», – сказал Блокманс в недавнем отчете CEPS.
Украина и Молдова были добавлены прошлым летом в очередь официальных кандидатов, включающую Албанию, Сербию, Косово, Турцию, Черногорию, Северную Македонию и Боснию и Герцеговину, а Грузия находится в активном процессе подачи заявки. Косово заключило стабилизационное соглашение с другими балканскими государствами, чтобы продвинуться дальше.
Президент Европейского парламента Роберта Мецола призвала начать официальные переговоры по вступлению в ЕС с Украиной и Молдовой в следующем году, и верхушка комиссии признает, что теперь нужно также сосредоточить внимание на вопросах, задерживающих присоединение стран Западных Балкан.
«Мы должны обсудить, как будет выглядеть процесс принятия решений. Мы обсудим, как будет распределено общее финансирование, которое у нас есть: какой общей политики мы придерживаемся? Это очень важные вопросы, которые мы должны задавать друг другу. Мы должны решить их как можно скорее, потому что нам понадобится время, чтобы сделать вывод», - сказала фон дер Ляен на церемонии начала председательства Испании в ЕС.
Хотя Украина и Молдова сейчас лидеры, один высокопоставленный дипломат ЕС предупредил, что ничего не произойдет, чтобы ускорить процесс, пока внутри ЕС не возникнет больше шума. «Ничего не будет, пока не будет максимального политического давления. Почему страны-члены соглашаются на расширение против статус-кво?» – заявил высокопоставленный источник в Европейской комиссии.
На этой неделе президент Европейского совета Шарль Мишель призвал политиков начать участвовать в реформах ЕС, установив цель к 2030 году, чтобы быть готовыми к расширению. «Предстоит еще много работы. Это будет тяжело, а иногда и больно. Для будущих государств-членов и для ЕС», – сказал он.
Насколько увеличится бюджет ЕС, который составляет 186 миллиардов евро? Придется ли трем крупнейшим вкладчикам – Германии, Франции и Италии – глубже копать свои карманы, чтобы поддержать Украину? Готова ли Польша, которая идет на выборы в октябре, взять на себя большую финансовую обузу?
"В политическом плане это будет трудно воспринять", - говорит Блокманс. Но он отмечает, что многие потенциальные чистые бенефициары находятся на Балканах и хотят, чтобы «Россию отталкивали еще дальше», и это может перевесить негативные аргументы вокруг стоимости расширения.
Затем возникает вопрос размера Европейского парламента. С довоенным населением в 44 миллиона, что на 3 миллиона меньше, чем в Испании, и на 3 миллиона больше, чем в Польше, Украина может ожидать от 50 до 60 евродепутатов. Сможет ли она забрать некоторые из 73 оставшихся вакантных мест из-за Brexit? Или расширение сделает парламент громоздким? Ожидайте аргументов для уменьшения представительства в государствах-членах, что никогда не было популярной темой для тех, кого это касается.
Учитывая растущую политическую силу фермерских общин, одной из самых больших задач для чиновников в Брюсселе является начертание возможных реформ общей сельскохозяйственной политики, если Украина станет членом.
Украина является одним из крупнейших игроков на мировом рынке зерна, имея больше возделываемых земель, чем Италия. До войны на нее приходилось 10% рынка пшеницы, 15% рынка кукурузы и 13% рынка ячменя. По данным Европейской комиссии, она также являлась доминирующим игроком на рынке подсолнечного масла с 50% сектора.
Украина была бы основным бенефициаром общих сельскохозяйственных платежей при нынешнем режиме. Сильвия Бендер, немецкий министр продовольствия и сельского хозяйства, недавно заявила, что до следующего периода финансирования CAP (Совместная сельскохозяйственная политика ЕС) осталось пять лет, и расширение должно быть частью разговора.
«Нам нужно подумать о том, как мы можем включить кандидатов на поступление и интегрировать их в европейскую сельскохозяйственную политику. Если бы Украина присоединилась, то существующая сегодня система прямых платежей точно бы не работала», - сказала она.
Вопрос доступа к внутреннему рынку и изменениям, которые это может создать для фермеров, также следует обсудить, хотя Блокманс отмечает, что шок системы уже ощутим в Польше и других соседних странах, где прямая продажа некоторой украинской продукции находится под временным запретом.
Блокманс говорит, что перспектива вступления Украины спровоцирует дебаты и ускорит обсуждение вопросов по CAP, которые не решались годами.
«Если бы [Украина] присоединилась к внутреннему рынку с ее позицией на глобальном рынке продовольствия и сельского хозяйства, это превратило бы ЕС в глобального игрока и поставщика продовольственной безопасности. Думаю, что со временем эти моменты помогут Украине и ЕС побороть шок», - добавил он.
В то же время представитель ЕС сказал, что невозможно комплексно оценить влияние на CAP, другие программы ЕС и бюджеты «до политических результатов переговоров о вступлении с каждой страной-кандидатом», в ходе которых ЕС определит финансовые рамки будущего вступления, в том числе изменения в работе фондов.