По словам высокопоставленного европейского дипломата, Россия, похоже, успешно обходит санкции ЕС и G7, чтобы обеспечить поставки важных полупроводников и других технологий, необходимых для войны против Украины. Об этом сообщает Bloomberg.
Российский импорт в целом в значительной степени вернулся к довоенному уровню 2020 года, а анализ торговых данных свидетельствует о том, что современные чипы и интегральные микросхемы, производимые в ЕС и других странах-союзниках, поставляются в Россию через третьи страны, такие как Турция, США, ОАЭ и Казахстан.
После вторжения в Украину год назад ЕС и G7 ввели ряд санкций, пытаясь ослабить военную машину и подорвать экономику РФ.
Данные свидетельствуют о том, что реальное влияние санкций в некоторых областях пока не соответствует ожиданиям.
«Простого присоединения к новым санкциям недостаточно. Теперь правительствам нужны механизмы принудительного исполнения», – сказал Даниэль Таннебаум из консалтинговой компании Oliver Wyman.
Поставки из Китая в Россию также резко возросли, поскольку Пекин играет все более важную роль в торговле Москвы, добавил дипломат, попросивший не называть его имя, чтобы не разглашать конфиденциальную информацию. Не входящие в ЕС страны сами не ввели санкции против России, но большинство из них неоднократно отрицали, что помогают Кремлю.
ЕС ввел санкции против почти 1 500 физических лиц, ограничил экспорт сотен товаров и технологий, а также нацелился на многие ключевые источники доходов Москвы. Но некоторые чиновники обеспокоены тем, что у блока все еще нет эффективного аппарата для обеспечения выполнения этих мер и он отстает от США.
Имея более широкую историю санкций против иностранных государств, США имеют централизованное ведомство, более эффективные процедуры сбора информации, а также строгое законодательство и инструменты для обеспечения соблюдения правил как дома, так и за рубежом.
В ЕС контроль за соблюдением санкций – это разрозненные усилия, которые в основном возлагаются на страны-члены.
В то время как Европейская комиссия, исполнительный орган блока, контролирует исполнение и дает рекомендации, национальные органы власти отвечают за выявление нарушений и введение штрафов. А это значит, что результаты непоследовательны.
В конце концов все зависит от политической воли, сказал один из представителей ЕС, вовлеченный в процесс, и чиновники на национальном уровне могут оказаться под давлением, когда дело доходит до жестких действий против собственных компаний.
«Наши санкции наносят сильный удар и способствуют длительной экономической рецессии в России. Но их эффективность также зависит от того, насколько хорошо они применяются», – заявил вице-президент Еврокомиссии Валдис Домбровскис на прошлой неделе.
Продажа полупроводников через Казахстан
На первый взгляд, санкции кажутся эффективными. Экономика России сократилась, а многие банки и компании остаются отрезанными от международных финансовых и торговых систем. Есть также доказательства того, что ограничения на получение европейских и американских технологий ослабили ключевые российские отрасли и препятствуют их способности к инновациям в будущем.
Но информация, собранная компанией Trade Data Monitor, базирующейся в Женеве, указывает на то, что некоторые попавшие под санкции товары, в частности, современные полупроводники, перенаправляются в Россию через третьи страны, многие из которых резко изменили свои торговые привычки после российского вторжения.
В некоторых случаях экспорт в Россию технологий, которые могут быть использованы в военных целях против Украины, увеличился с фактически нулевого уровня до миллионов долларов.
Ключевым примером является Казахстан. В 2022 году страна экспортировала в Россию современных полупроводников на 3,7 миллиона долларов, тогда как за год до начала войны этот показатель составлял всего 12 тысяч долларов.
В 2017-2021 годах Россия покупала у ЕС, США, Японии и Великобритании современные чипы и интегральные микросхемы в среднем на 163 миллиона долларов ежегодно. В 2022 году эта сумма упала до 60 миллионов долларов.
Данные показывают, что Турция, Сербия, ОАЭ и полдюжины других стран Восточной Европы и Центральной Азии помогли компенсировать дефицит. Между тем поставки высокотехнологичных компонентов в эти государства из стран блока резко возросли на аналогичную сумму.
По словам дипломата, подобные закономерности наблюдаются в сотнях категорий товаров, но особенно остро это чувствуется, когда речь идет о современных микросхемах и интегральных схемах, которые могут быть использованы в военных целях.
Поскольку война России против Украины продолжается уже второй год, ЕС и его союзники все больше сосредотачиваются на том, чтобы закрыть какие-либо лазейки и не допустить обход очередных раундов введенных санкций.
Обход систем отслеживания
Но отслеживание поставок – это не простой процесс. Покупатели иногда используют сложные корпоративные транспортные средства и модели дистрибуции для скрытия конечного пункта назначения своих товаров. Непрозрачности может прибавлять неполная документация, а также так называемые перевалочные пункты, где товары перегружают с одного транспортного средства на другое или изменяют их маршрут.
Недавно администрация США обнародовала рекомендации по борьбе с посредниками, которые используются для обхода санкций и экспортного контроля в отношении России. В сообщении названы Китай, Армения, Турция и Узбекистан как страны, которые могут использоваться для незаконного перенаправления подсанкционных товаров в Россию.
На прошлой неделе страны G7 объявили о создании нового механизма усиления применения санкций, а ЕС также ввел несколько инструментов в своих недавних пакетах ограничений для преследования тех, кто помогает России.
Однако страны ЕС пока «стесняются» использовать некоторые из этих инструментов и бороться с потенциальными нарушениями, по крайней мере, публично. По словам чиновников и дипломатов, дискуссии об усилении режима контроля в ЕС открыли дебаты о том, где должно быть разделение ответственности между Брюсселем и европейскими столицами, когда речь идет о «полицейских мерах».
Разрозненная система контроля
«Конечно, было бы удобнее всем, если бы этим занималось одно учреждение на уровне ЕС», - сказал исполняющий обязанности директора подразделения финансовой разведки Латвии Томс Платацис.
Латвия криминализировала нарушение санкций, в то время как другие страны ЕС этого не сделали, поэтому нарушители могут «искать другие страны, где обход санкций несет меньше потенциального наказания», сказал он.
Вводя очередные раунды санкций, страны ЕС пытались ограничить их влияние на собственное финансовое положение и мировую экономику в целом. Иногда это приводило к длительным дискуссиям между странами блока по поводу исключений и требований к отчетности.
«С каждым раундом санкций мы делаем шаг вперед с новыми мерами и шаг назад с новыми исключениями», - сказал один высокопоставленный европейский министр.
Некоторые страны ЕС относятся к исполнению санкций с меньшим энтузиазмом и делают недостаточно, добавил он.
«Обеспечение соблюдения экспортных санкций не тривиально. Каждое правительство хочет, чтобы все другие страны применяли их, но предпочитает быть снисходительным к собственным компаниям. Опыт экспортных ограничений времен холодной войны это ясно демонстрирует. Таким образом, возложение ответственности за выполнение санкций на национальные правительства не всегда может работать безупречно», – сказала главный экономист Европейского банка реконструкции и развития Беата Яворчик.
Ранее сообщалось, что ЕС и его союзники расследуют рост экспорта в соседние с Россией страны, пытаясь помешать компаниям уклоняться от западных санкций, введенных против РФ.
Представитель ЕС по вопросам санкций Дэвид О'Салливан заявил Financial Times, что значительный рост торговли со странами-соседями России вызывает вопрос о том, не попадают ли санкционные товары в РФ через «черный ход».