UA / RU
Поддержать ZN.ua

NYT: Война в Украине – испытание столетиям нейтралитета

Речь, конечно, о Швейцарии. Государство производит оружие, которое западные союзники хотят отправить Киеву. Швейцарское законодательство запрещает это, встал вопрос дебатов о том, следует ли изменить концепцию нейтралитета.

В то время как в Восточной Европе украинцы оказались в окопах, в Западной борются с новым миропорядком, в котором война больше не является теорией. Однако, спрятавшись в сердце континента, швейцарцы беспокоятся о высоких идеалах. The New York Times анализирует вызовы для статуса нейтралитета на континенте, которым на протяжении веков выделялась Швейцария (страна не участвовала в войнах со времени подписания Парижского договора 1815 года, восстановившего в свое время власть Бурбонов).

Читайте также: Эксперты объяснили, почему финскую модель нейтралитета нельзя использовать для случая Украины

Возможен ли нейтралитет в эпоху войны для Европы?

В парламентских залах из витражей и полированного дерева депутаты страны проводят дебаты вокруг хваленого наследия нейтралитета страны — и что вообще означает нейтралитет в новую эру войны для Европы.

Оказывается, Швейцария имеет оружейную промышленность, производящую крайне необходимые боеприпасы для некоторых видов оружия, поставляемых европейцами в Украину, а также некоторые из обещанных ими основных боевых танков Leopard 2.

Но она также имеет строгие правила относительно того, куда это оружие может отправляться, а именно закон, который сейчас является предметом горячих дебатов, запрещающий любой стране, покупающей швейцарское оружие, присылать его стороне конфликта, например Украине.

Война испытывает толерантность швейцарцев к тому, чтобы стоять в стороне и служить мировой элите на равных, ставя страну в беду конкурирующих интересов.

Читайте также: Швейцария утилизирует системы ПВО, способные сбивать крылатые ракеты

Местные производители оружия говорят, что их неспособность экспортировать сейчас может сделать невозможным поддержку западных клиентов. Европейские соседи тянут швейцарцев в одну сторону, а традиция нейтралитета – в другую.

«Нейтральное государство, которое экспортирует оружие… вот что привело Швейцарию в эту ситуацию», — сказал Оливер Диггельманн, профессор международного права Цюрихского университета. Она хочет экспортировать оружие, чтобы вести бизнес. Установить контроль над этим оружием. Страна в то же время хочет быть "хорошим парнем" (в соблюдении своего нейтрального статуса). Вот где наша страна сейчас спотыкается».

Швейцарии удалось держаться нейтралитета на протяжении веков и с таким статусом она прошла через две мировые войны. Эту позицию поддерживают 90 процентов из 8,7 миллиона человек, поддерживающих такое положение вещей как национальный идеал. Будучи хозяевами Организации Объединенных Наций и Красного Креста в Женеве, швейцарцы считают себя мировыми миротворцами и гуманитариями.

Читайте также: Трагедия в Оленивке: ОП посетовали на бездействие Красного креста

Нейтралитет Швейцарии: идеалы или бизнес

Но западные страны сегодня воспринимают колебания Швейцарии — как по экспорту, так и санкциям против России, которые, по мнению западных дипломатов, Швейцария недостаточно делает для выполнения — доказательством того, что мотивация страны — это не столько об идеалах, сколько о бизнесе.

Страна, чьи банки печально известны своей секретностью и часто обвиняются в отмывании денег для мирового класса клептократов, остается крупнейшим в мире центром оффшорных богатств. Это включает в себя примерно четверть мирового общего количества, которое, несомненно, обслуживает многих российских олигархов, связанных с Путиным.

Высокопоставленный западный чиновник, захотевший остаться анонимным, поскольку он вел переговоры со швейцарцами, сказал, что статус-кво оставил у западных дипломатов ощущение, что Швейцария придерживается «нейтралитета экономической выгоды».

Месяцы противостояния не привлекли к соседям альпийскую нацию.

«Все знают, что это вредит Швейцарии. Весь ЕС раздражен. Американцы расстроены. Недовольство поступает и от россиян. Мы все знаем, что это вредит нам», – сказал Саша Зал, историк нейтралитета Швейцарии из Бернского университета. «Но это показывает, сколь глубоко эта вера в нейтралитет уходит в наших убеждениях».

По мнению историков, нейтралитет Швейцарии имел гораздо больше общего с ведением войны, чем с ее избеганием.

От Средневековья до раннего Нового времени бедные альпийские кантоны, составляющие нынешнюю Швейцарию , арендовали наемников в войнах по всей Европе. Многие изготовляли оружие, чтобы идти с этими армиями; Швейцарская гвардия Ватикана является реликвией той эры.

«Предыдущая идея нейтралитета заключалась в том, что нейтралитет служил обеим сторонам», - сказал господин Зал.

Нейтралитет Швейцарии начал официально оформляться после наполеоновских войн, когда европейские страны согласились, что могут сделать буфер меж региональными государствами.

Читайте также: ВСУ прислушаются к Наполеону: ISW считают, что Украина воспользуются ошибками России на Донбассе

Он был дополнительно кодифицирован в Гаагской конвенции 1907 года – на основе современного нейтралитета Швейцарии. Конвенция требовала от нейтральных государств воздерживаться от ведения войны и поддерживать равнорасстояние между воюющими сторонами, например, они могли продавать оружие, но только если они делали это для всех сторон конфликта. Он также обязывает нейтральные страны гарантировать, что их территории не будут использоваться воюющими силами.

Это привело к тому, что швейцарцы называют "вооруженным нейтралитетом" - обязательством не просто к нейтралитету, но и к сохранению способности его защищать. Сейчас критики утверждают, что последний находится под угрозой.

Нейтралитет должен быть "вооружен"

Сторонники швейцарской оружейной промышленности соглашаются, что это не оказывает большого экономического влияния на страну. Занимая 14 000 человек, это составляет менее 1 процента ВВП. Но они говорят, что это важно для вооруженного нейтралитета.

«Вооруженный нейтралитет нуждается в солдатах, оружии, оборудовании и оружейной промышленности. Наш нейтралитет должен быть вооружен, иначе он бесполезен», – сказал Вернер Зальцманн, член консервативной Швейцарской народной партии.

Читайте также: Нейтралитет Австрии может быть использован для будущих переговоров России и Украины – Земан

Вооруженная промышленность, экспорт и боеприпасы для немецких Gepard

Швейцарская оборонная промышленность зависит от экспорта, сказал он, и не могла бы выжить без него.

Швейцария играет решающую роль в Германии, которая является одним из важных поставщиков оружия для Украины. Швейцарская компания Oerlikon-Bührle является единственным производителем боеприпасов для самоходной зенитной установки Gepard, десятки которых Берлин отправил в Украину. Швейцария еще блокировала попытки Германии закупить свежие боеприпасы.

Европейцы и крупные игроки оборонной промышленности все более осторожно относятся к производству оружия или критических частей в Швейцарии. Rheinmetall, немецкий производитель оружия, владеющий швейцарской компанией, планирует открыть фабрику для производства в Германии.

Читайте также: Rheinmetall подготовит для Украины 100 БМП и 50 танков — глава компании

«В течение следующих двух-трех лет мы все еще будем производить из-за старых контрактов, которые мы должны выполнить», — сказал Матиас Золлер, спикер оружейной промышленности торговой группы Swissmem. «Но мы не получаем никаких заказов. Экспортный рынок просто погибнет».

Западные страны признают, что швейцарские взносы были преимущественно символическими. Но они утверждают, что хотя Швейцария десятилетиями получала выгоду от эффективной защиты НАТО в окружении государств-членов, сейчас она не изъявила желания помочь этим государствам.

Швейцарский нейтралитет, утверждал г-н Буркарт из Свободных демократов, работает, только если он гибок и если остальной мир верит в него. Швейцарцы согласились с нацистами во время Второй мировой войны и американцами, сократив торговлю с Советским Союзом во время холодной войны.

История Швейцарии, утверждал историк господин Зал, является лучшим аргументом, почему нейтралитет никогда не был таким четким понятием, как многие считают.

"Сказать, что ты нейтральный, это все равно, что сказать, что ты хороший христианин", - сказал он, вероятно, имея в виду, что между словом и делом бывает пропасть - ред. «Что это действительно значит? Что такое хороший христианин? А что такое нейтралитет?