Решение Пекина ограничить экспорт критически важных минералов ударит по ключевым секторам в усилиях ЕС по декарбонизации экономики и демонстрирует пределы стремлений Запада вывести цепи поставок дальше Китая. Об этом пишет Bloomberg.
Китай является крупнейшим мировым производителем галлия и германия, на экспорт которых в следующем месяце будут введены ограничения и которые имеют решающее значение для полупроводниковой, телекоммуникационной и электромобильной отраслей. ЕС получает 71% галлия и 45% германия из Китая.
Пекин сделал этот шаг через несколько недель после того, как ЕС обнародовал новую стратегию экономической безопасности, которая предусматривает надзор за экспортом критически важных технологий и может ограничить исходящие инвестиции ради национальной безопасности. Это предложение является частью расширения усилий внутри блока по активизации инструментов безопасности, поскольку такие страны как Китай и Россия все чаще используют торговлю и контроль над критически важными линиями поставок для достижения политических и даже военных целей.
"Действия Китая являются суровым напоминанием о том, кто имеет преимущество в этой игре. Суровая реальность заключается в том, что Западу понадобится минимум десятилетие, чтобы избавиться от рисков, связанных с китайскими цепями поставки минерального сырья, это действительно асимметричная зависимость", - сказала исследовательница аналитического центра Bruegel Симона Тальяпьетра.
ЕС извлек тяжелый урок, когда Россия вторглась в Украину в прошлом году, спровоцировав стремительный рост инфляции и опасения, что целые отрасли могут разрушиться, поскольку блок спешил найти новые источники поставки нефти и газа. ЕС пытался согласовать реакцию на действия Кремля на фоне излишней зависимости некоторых стран блока от российских нефти и газа.
Такая же динамика наблюдается и в политике ЕС по отношению к Китаю: некоторые страны не желают ставить под угрозу свои торговые отношения со второй по величине экономикой мира.
Потребительский рынок Китая объемом 6,8 триллиона долларов критически важен для европейского экспорта автомобилей, фармацевтических препаратов и оборудования. Немецкие автопроизводители Volkswagen AG, Mercedes-Benz AG и Bayerische Motoren Werke AG построили в Китае десятки заводов, и все три производителя сейчас продают в Китае больше автомобилей, чем на любом другом рынке.
США настаивают на том, чтобы Европа заняла жесткую позицию в отношении Пекина, а глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен утверждает, что блок должен "уменьшить риски" в отношениях с Китаем, но без полномасштабного "разъединения".
В марте ЕС принял Закон о критическом сырье, чтобы облегчить финансирование и получение разрешений на новые проекты по добыче и переработке, а также заключить торговые альянсы, чтобы снизить зависимость от китайских поставщиков. США и Европа также стремятся создать "клуб покупателей" для заключения соглашений о поставках и инвестиционном партнерстве со странами-производителями.
"В течение определенного времени мы наблюдали целенаправленное усиление общей стратегической позиции Китая, которое теперь сопровождается наращиванием все более решительных действий. Так же как Китай усиливает свою военную силу, он также расширяет свою политику дезинформации и экономического и торгового принуждения", - заявила фон дер Ляйен в начале этого года.
Некоторые страны ЕС предпринимают еще более жесткие меры. На прошлой неделе правительство Нидерландов объявило о решениях, которые не позволят ASML Holding NV – компании с почти монопольным правом на производство станков, необходимых для изготовления самых современных полупроводников – продавать часть своего оборудования в Китай.
Еврокомиссия может противостоять новым экспортным ограничениям Китая через процедуру урегулирования споров во Всемирной торговой организации, базирующейся в Женеве.
Однако такой процесс может занять годы. Кроме того, заявление Китая о том, что эти меры необходимы для национальной безопасности, может активировать лазейку в ВТО, позволяющую правительствам предпринимать любые действия, которые они считают необходимыми для защиты своих интересов безопасности.
Но для ЕС эскалация напряженности может поставить под угрозу способность блока трансформировать свою экономику так, чтобы она стала более экологичной.
Решение Китая появилось в то время, когда ЕС приступает к беспрецедентной перестройке, направленной на устранение выбросов углерода в своей экономике - от производства энергии до сельского хозяйства и транспорта. Зеленый курс, целью которого является сделать регион климатически нейтральным к 2050 году, потребует доступа к огромному количеству критически важных материалов, используемых во всем - от солнечных панелей до электромобилей.
"Сегодня Европа в значительной степени зависит от Китая в получении чистых технологий и критически важных компонентов, поэтому эскалация этой напряженности может сделать "зеленый" переход Европы более ухабистым", - говорит Тальяпьетра.
Ранее сообщалось, что главный дипломат ЕС Жозеп Боррель отправится в Пекин на следующей неделе для встреч с китайскими официальными лицами. Поездка состоится в то время, когда Европа пытается выяснить, что делать с экономическим соперничеством с Китаем.
Брюссель столкнулся с трудностями в своих попытках согласовать более решительную экономическую политику в отношении Китая, поскольку страны ЕС требуют больше доказательств, прежде чем принимать более жесткие правила.