Министры стран Балтии предупредили, что глушение GPS-сигналов, в котором обвиняют Россию, может привести к авиационной катастрофе после того, как из-за помех навигационным сигналам два финских рейса были вынуждены развернуться посреди полета. 25 и 26 апреля два самолета авиакомпании Finnair, которые должны были лететь из Хельсинки в эстонский город Тарту, были вынуждены вернуться, поскольку не смогли безопасно проложить маршрут в запланированный пункт назначения, сообщает Financial Times.
"Ситуация в Балтийском регионе вблизи российских границ становится слишком опасной, чтобы ее игнорировать", — заявил министр иностранных дел Литвы Габриелюс Ландсбергис.
Согласно данным экспертов, за последние месяцы от глушения GPS пострадали десятки тысяч гражданских рейсов. Глушение, влияющее на всех пользователей GPS в регионе, где оно работает, также препятствует сигналам, используемым судами в Балтийском море, что привело к предупреждениям со стороны шведского флота о безопасности судоходства.
"Мы рассматриваем происходящее с GPS как часть враждебной деятельности России, и мы обязательно обсудим это с нашими союзниками. Такие действия являются гибридной атакой и представляют угрозу для наших людей и безопасности, и мы не потерпим их", — сообщил министр иностранных дел Эстонии Маргус Цахкна.
Один из высокопоставленных чиновников сказал, что, по одной из версий, таким образом Россия пытается оградить Калининград от возможных атак украинских беспилотников. Эксперты утверждают, что существует несколько различных источников GPS-помех: один из них, по-видимому, базируется в Калининграде, другой отвечает за препятствия в Эстонии и Финляндии, а еще один источник влияет на крайний север Норвегии и Финляндии.
Напомним, что случаи глушения GPS происходят регулярно с начала полномасштабной войны в Украине в 2022 году. Помехи GPS влияют на навигационные системы самолетов в странах Балтии, а также в других конфликтных регионах.