UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЕС должен признать, что угрозы экономической безопасности поступают со всех сторон — Financial Times

Сосредоточение на Китае не должно отвлекать ЕС от вызовов, которые предстанут перед возможным вторым президентством Трампа.

Рынки сейчас поля битв, и ЕС пытается защитить себя. От проверки инвестиций до экспортного контроля — Брюссель упорно работает над созданием аппарата экономической безопасности.

Но было бы ошибкой, если бы Европа нацелила свои оборонные меры, прежде всего, на Китай. Учитывая почти стопроцентное выдвижение Дональда Трампа кандидатом в президенты США от Республиканской партии, ЕС должен быстро удвоить свои усилия, иначе он рискует оказаться крайне уязвимым, отмечает Financial Times.

Трудно недооценить масштаб необходимых преобразований. ЕС был основан на идее, что открытость и торговля являются каналами мира и процветания, а не векторами уязвимости. Удивительно, но Европа уже начала адаптироваться к этим неожиданным рискам, обнародовав повестку дня экономической безопасности, подкрепленную рядом политических предложений.

Читайте также: Мишель: Достижение соглашения о поддержке Украины является жизненно важным для авторитета Евросоюза

Но расшифровка бюрократии показывает, что она в значительной степени защищается от угрозы Китаю, даже если это не всегда выражено. Беспокойство, на которое они обращают внимание (включая проверку инвестиций, промышленный шпионаж и технологии двойного использования), коренятся в том, как Пекин начал давить на ЕС.

Китай является главной угрозой, но ЕС не хочет говорить о еще большей угрозе — возможной администрации Трампа. Это удивительно, поскольку самое агрессивное возобновление Трампом санкций против Ирана впервые разбудило ЕС от геополитической спячки в 2018 году. Когда блок понял, что он бессилен против мер США, направленных против нефтяного, газового и финансового секторов, он начал серьезно задумываться об экономическом принуждении.

Вторая администрация Трампа была бы гораздо хуже. Когда его попросили определить основные экономические угрозы, Трамп выделил ЕС как "врага". Его главное предвыборное обещание — ввести 10% ввозные пошлины. Даже если он не пойдет на прямую атаку на Европу, он несомненно обострит конфликт с Китаем. И в отличие от команды Байдена, пытавшейся работать с европейскими союзниками, чтобы минимизировать сопутствующие убытки, Трамп, вероятно, будет использовать санкции, финансовое принуждение и контроль над ключевыми технологиями, чтобы заставить европейский бизнес "встать на колени".

Читайте также: Европа дешевеет: в какой стране ЕС сейчас выгоднее всего жить и почему

ЕС должен признать, что экономическое принуждение происходит не только с востока, но и с запада. И он не может ждать к январю 2025 года, чтобы подготовиться. Он должен продумать свои уязвимые места в отношениях с США уже сейчас и работать над минимизацией "узких мест" в отношениях.

Во-первых, ЕС придется инвестировать в значительную экспертизу в области экономического принуждения и санкций, в частности. За одни выходные в 2022 году Европейский центральный банк по координации с Министерством финансов США смог заморозить 300 миллиардов евро российских резервов. Европе в принципе хватает экономической силы. Чего ей не хватает, так это опыта и полномочий, чтобы самостоятельно противостоять США.

Имея лишь несколько десятков санкций на всем континенте, европейские государства-члены зависят от Министерства финансов США в предоставлении необходимых разведывательных данных для нанесения собственных экономических ударов. Решительность США помогла Европе преодолеть внутренний политический процесс, пронизанный вето.

Читайте также: Инфляция в еврозоне упала до самого низкого уровня за два года, аналитики ожидают спад экономики

"Официальные лица в Брюсселе публично надеются, что они никогда не будут вынуждены применять свой теоретически мощный инструмент противодействия принуждению, превращающий доступ к единому рынку и таможенному союзу в сдерживающий фактор. Но эти надежды подрывают доверие к этому инструменту", — отмечает Financial Times.

ЕС должен начать думать о тестовых примерах, которые могли бы продемонстрировать его силу и решительность. Превращение обороны в наступление не только противостоит Трампу, но и все более воинственному Китаю. Это также стало бы предупреждением любой будущей администрации США, которая попытается развернуть свое экономическое оружие против Европы.

Европа оказалась ловчее, чем ожидали большинство критиков, признав, что глобальные рынки порождают как уязвимость, так и процветание. Но она должна сосредоточиться не только на вызовах, но и на предполагаемых соперниках.