Доноры на конференции под руководством Европейского союза в понедельник пообещали выделить 7 миллиардов евро (7,5 миллиардов долларов) на восстановление Турции после разрушительных землетрясений в прошлом месяце, в то время как Анкара оценила затраты более чем в десять раз больше.
Землетрясения 6 февраля стали сильнейшим стихийным бедствием, обрушившимся на современную Турцию: в Турции и соседней Сирии погибло более 56 000 человек. Европейский союз и страна-член Швеция в понедельник провели конференцию, чтобы заручиться поддержкой.
«Общие обязательства сегодня составляют 7 миллиардов евро», — сказал премьер-министр Швеции Ульф Кристерссон, сообщает Reuters.
Он сказал, что деньги «помогут людям, чьи жизни были разрушены за считанные секунды и минуты», и вселяют надежду, «что восстановление повседневной жизни станет возможным».
В эту сумму входит один миллиард евро от исполнительной Европейской комиссии ЕС, половина из которых будет потрачена через кредитное подразделение блока, Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), приостановив почти полный запрет банка на финансирование Турции в последние годы.
Германия также удвоит свою помощь пострадавшим в Турции и Сирии до 240 миллионов евро, заявила министр иностранных дел Анналена Бербок.
Комиссия потратит еще 108 миллионов евро на гуманитарную помощь и скорейшее восстановление в Сирии, где у ЕС нет дипломатических отношений с президентом Башаром Асадом из-за войны, начавшейся там в 2011 году.
Программа развития ООН (ПРООН) оценила «общее финансовое бремя землетрясения» для Турции примерно в 103,6 миллиарда долларов и заявила, что это составляет 9 процентов прогнозируемого ВВП страны на 2023 год.
По оценкам, около 3,3 миллиона человек были вынуждены покинуть свои дома, и большинство из них сейчас живут во временных убежищах. Он добавил, что около 650 000 домов необходимо будет восстановить.
Президент Тайип Эрдоган, выступая на конференции в Брюсселе по видеосвязи, оценил ущерб от землетрясения в 104 миллиарда долларов, заявив, что в первый год Турция построит 319 000 домов.
«Одна страна не может самостоятельно справиться с кризисом такого масштаба», — сказал он. «Мы никогда не забудем солидарность, которую все наши друзья… продемонстрировали в эти трудные дни».