UA / RU
Поддержать ZN.ua

5 выводов по оборонной стратегии ЕС — Politico

Европейская комиссия хочет, чтобы блок координировал свои военные отрасли для борьбы с "экзистенциальной угрозой", которую представляет Россия.

Лишь кровавое российское вторжение вынудило Европейский Союз серьезно задуматься об обороне. Во вторник 5 марта на презентации чиновники ЕС изложили свой план кардинальной перестройки оборонной промышленности блока. Стратегия обороны включает в себя поощрение стран покупать больше оружия вместе и меньше у США; обеспечение безопасности поставок; финансирование "вечно теплых мощностей", чтобы продолжать производить оружие даже при спаде спроса; и сокращение бюрократической волокиты для европейских оборонных проектов, представляющих общий интерес, пишет Politico.

"Жестокая агрессивная война России против Украины вернула в Европу войну высокой интенсивности. После десятилетий недофинансирования мы должны инвестировать больше в оборону, но мы должны делать это лучше и вместе", — заявил Жозеп Боррель, высший дипломат ЕС.

Читайте также: ЕС планирует создать оборонно-промышленный комплекс, готовый к войне: что это значит? — Politico

Однако пока эти благие намерения сопровождаются очень незначительными средствами — всего 1,5 миллиарда евро в рамках Европейской оборонной инвестиционной программы (EDIP). Несмотря на критику высокопоставленных дипломатов ЕС, исполнительная власть ЕС стремилась подчеркнуть, что план не является ни захватом власти, ни толчком к изменению договоров. Эти идеи вынашивались месяцами, и пройдут годы, прежде чем они будут полностью приняты — но они действительно знаменуют собой "важную веху", как выразилась исполнительный вице-президент Комиссии Маргрете Вестагер. Вот пять основных выводов из этих предложений:

1. Это не лучшая новость для американской оборонной промышленности

Одной из целей стратегии является обеспечение того, чтобы правительства стран ЕС покупали меньше оружия у американцев (хотя, в знак доминирования США в оборонной сфере, на презентации было представлено фото истребителя McDonnell Douglas F/A-18 Hornet). Еще в сентябре, по словам нескольких чиновников, бюрократы Франции и ЕС были в ужасе от исследования, проведенного французским аналитическим центром IRIS, показавшим, что подавляющее большинство европейских оборонных расходов направляется подрядчикам за пределами блока. На это исследование ссылались в большинстве консультационных документов Комиссии по стратегии.

Брюссель хочет, чтобы к 2030 году половина национальных бюджетов на оборонные закупки уходила местным компаниям, а к 2035 году этот показатель должен вырасти до 60%. В настоящее время почти 80% вооружений закупаются у иностранных компаний, в том числе более 60% — в США, отметили в Еврокомиссии.

Читайте также: Страны ЕС опасаются финансирования "захвата власти" Брюсселем в сфере обороны — Financial Times

Комиссия также хочет облегчить европейским оружейным компаниям продажу, скопировав американскую систему, где запасы оружия доступны для более быстрой поставки клиентам. Это может создать большую конкуренцию американским компаниям.

2. Все дело в деньгах

Комиссия выделила 1,5 миллиарда евро на EDIP до 2027 года, но чиновники ЕС признают, что этого недостаточно для достижения поставленных целей. В конце концов, Тьерри Бретон, европейский комиссар по внутреннему рынку хочет создать оборонный фонд в размере 100 миллиардов евро.

Страны могут использовать фонды сплоченности — деньги, которые помогут бедным странам догнать более богатые. Другой вариант — страны могут занимать средства, необходимые им для укрепления своей военной промышленности, но это раскалывает блок. Франция вместе с Польшей и Эстонией поддерживают эту идею, в то время как Германия и другие экономные страны относятся к ней настороженно, что делает маловероятным выпуск еврооблигаций при поддержке всего ЕС.

Читайте также: Европа должна крепко стоять на ногах в вопросах обороны – Financial Times

Другим источником дополнительных средств могут стать неожиданные доходы от миллиардов арестованных российских активов. Однако Боррель поспешил отвергнуть этот вариант, заявив журналистам во вторник 5 марта, что национальные правительства не достигли согласия по этому вопросу.

3. Беспрецедентная власть над созданием

Комиссия хочет запустить FAST — Фонд ускорения трансформации цепей поставок в оборонном секторе. Денежный капитал предназначен для малых и средних компаний, которые, как ожидается, используют мощность блока для расширения своих линий поставок для производства вооружений, но пока неясно, как это будет происходить на практике.

Также планируется выяснить, как гражданские производственные линии могут быть быстро перенастроены на выпуск военной продукции. Тем не менее, необходимо будет найти точки пересечения между потребительским и военным производством, чтобы построить заводы, необходимые для поддержания военного производства в готовности, даже если спрос упадет.

4. Появился еще один игрок: НАТО

Европейская комиссия — не единственный институт, разработавший оборонно-промышленный план. Во время саммита Североатлантического союза в Вильнюсе прошлым летом лидеры стран-членов договорились о плане действий по оборонному производству с целью увеличения совместных закупок и производственных мощностей.

Читайте также: Оборонные вызовы, которые стоят перед Европой — The Guardian

"Если эта новая обнародованная стратегия будет рассматриваться как дополнение, это одно дело, но если оно будет рассматриваться как противоречащая [стратегии НАТО], это может стать определенной политической проблемой", — сказал Роберт Пшель, бывший чиновник НАТО и старший научный сотрудник польский Центр восточных исследований.

Он добавил, что ЕС должен сосредоточиться только на стандартах НАТО, учитывая, что большинство стран ЕС являются членами Альянса. Бретон отверг обеспокоенность тем, что стратегия может вступить в конфликт с НАТО.

5. Украина рассматривается как квази-член ЕС

Одним из ключевых моментов Комиссии является то, что к Украине будут относиться почти как член блока, который сможет участвовать в совместных закупках ЕС. А у украинских компаний будет право на получение денежных средств EDIP.

"Украина сможет воспользоваться поддержкой этой стратегии для своей оборонной промышленности и увеличить свои производственные мощности как любая европейская компания", — сообщил Тьерри Бретон, добавив, что целью является подготовка к интеграции украинского оборонного производственного аппарата с европейским.