UA / RU
Поддержать ZN.ua

5% ВВП на оборону для европейских стран: насколько такое требование Дональда Трампа реалистично

Автор: Николай Гаврись

Пять процентов от ВВП на оборону для европейских стран — членов НАТО. Что это — троллинг от Дональда Трампа или объективная необходимость?

Избранный президент США требует от европейских союзников по Альянсу увеличить оборонные расходы уже не до 2%, являющихся действующим нормативом для этих государств, и даже не до 3%, разговоры о чем все чаще велись в последнее время, а до 5% от ВВП.

Читайте также: У Трампа готовят встречу с Путиным — Reuters

От неспециалистов часто можно услышать мнение, что это не такая уж и большая проблема. Ну, было 2%, а в действительности для многих европейских стран и значительно меньше, теперь станет 5% — not a big deal. Однако в современной объективной реальности многих европейских членов НАТО, максимально мирных, демилитаризированных и социально-ориентированных государств, это огромная, практически нерешаемая в ближайшее десятилетие проблема, если, конечно, у них не начнется война. Тогда деньги найдутся на все, но может быть уже слишком поздно.

Еще раз отдельно заметим, что речь идет о процентах от валового внутреннего продукта (ВВП), то есть от стоимости всей конечной продукции, товаров, работ и услуг, не предназначенных для дальнейшей переработки и перепродажи, произведенных резидентами определенной страны в течение года. Это не проценты государственного бюджета — разница огромная.

Например, номинальный ВВП Украины в 2021 году составлял около 5,5 трлн грн, а доходы бюджета — почти 1,3 трлн грн, то есть менее 24% от ВВП. После полномасштабного вторжения эти цифры резко возросли — до более чем 34% от ВВП в 2022 году и почти 41% от ВВП в 2023-м. И примерно такую же цифру можно ожидать и в 2024 году, ведь реальные доходы бюджета за год должны составить около 3 трлн грн, а номинальный ВВП можно ожидать на уровне 8 трлн грн. Но эти показатели экстремальные, они вызваны чрезвычайными условиями, в которых сейчас живет Украина, поэтому они не характерны для большинства других государств.

Расходы на оборону в Украине только из государственного бюджета в 2024 году составили по меньшей мере более 21% от ВВП. С учетом иностранной военной помощи в виде оружия, боеприпасов, амуниции, разведданных, расходов на обучение украинских военных и прочего, а также донатов как от украинцев, так и от иностранных благотворителей реальная цифра с запасом превысит 30 и даже 32% от ВВП, ведь, по разным данным, в 2024 году на оборону Украина израсходовала до 64,8 млрд долл. США. Проектом бюджета на 2025 год предполагается направить на нужды обороны и безопасности беспрецедентные 26,3% ВВП Украины, увеличив эти расходы до 2,23 трлн грн, половина из которых будет потрачена на оплату труда военных, так что реальная цифра снова может быть еще больше.

Читайте также: Успеть до инаугурации: Урсула фон дер Ляйен хочет встретиться с Трампом

Россиян расходами на «оборону» в 5% от ВВП сегодня тоже не удивишь. Хотя они до сих пор пытаются подражать американцам, называть развязанную РФ войну «специальной военной операцией», этаким усмирением непокорных бунтарей с периферии, чтобы унизить украинцев, расходы на их министерство нападения и другие организации и учреждения, прямо или косвенно связанные с боевыми действиями и внутренней безопасностью, свидетельствуют совсем о другом.

Расходы на войну резко возрастают каждый год — уже в 2024 году они составили 5,4–6,4% от почти 2 трлн долл. российского ВВП. А на самом деле с учетом коррупции и массы засекреченных статей бюджета, которые фактически также тратятся на военные потребности, и традиционной привычки для России дорисовывать свой ВВП и его стабильный рост это могут быть и 8–10%. В 2025 году даже формально эти расходы могут превысить 7% от ВВП.

То есть современная Россия по данному показателю превзошла даже Советский Союз времен окончания холодной войны. Ведь, например, в 1989 году его оборонный бюджет составлял 77,3 млрд руб. из 494,8 млрд руб. общего бюджета и 1606 млрд руб. номинального ВВП. Таким образом, доля военных расходов в валовом внутреннем продукте была равна 4,8%.

Однако для современных цивилизованных стран, не находящихся в состоянии войны, расходы в 5% ВВП на оборону в ХХІ веке могут казаться откровенной дикостью.

Когда избранный президент США предлагает европейцам выделять на оборону 5%, логично было бы предположить, что Соединенные Штаты сами уже столько тратят и только хотят заставить союзников делать то же самое. А вот и нет. Хотя оборонные расходы США стабильно растут как минимум с 2018 года, происходит это примерно теми же темпами, какими увеличивается и ВВП. В 2023 году Штаты израсходовали на оборону 782 млрд долл. из 27357 млрд долл. ВВП, а в 2024-м — 842 млрд долл. из 28781 млрд долл. ВВП (прогнозные данные). Это всего 2,86 и 2,93% ВВП, соответственно. Отчеты НАТО дают несколько иные данные по оборонным расходам своего самого ценного члена — 875,6 и 967,7 млрд долл. в 2023-м и 2024 годах, то есть 3,2 и 3,36% от ВВП. Так что все еще достаточно далеко от 5%. Конечно, американцы всегда могут справедливо заметить, что война идет на Европейском континенте, а не на Американском, но такое требование все равно не выглядит вполне справедливым.

Германия, которая еще в 2023 году тратила на оборону всего 67,6 млрд евро (около 73,17 млрд долл. США) из 4457 млрд долл. ВВП, что составляло 1,64%, и, таким образом, даже на втором году полномасштабной войны в Европе не выполняла норматив НАТО в 2%, в 2024-м резко нарастила эти расходы до 90,6 млрд евро (98,1 млрд долл.), то есть до 2,14% от ожидаемого ВВП в 4591 млрд долл.

Читайте также: Дональд Трамп обсуждает завершение войны в Украине к Пасхе – Лемми

Однако, чтобы выполнить предложенный Дональдом Трампом норматив в 5%, Германии гипотетически пришлось бы потратить на оборону 229,5 млрд долл., то есть немного больше, чем закладывает Китай, ВВП которого в четыре раза превышает немецкий. Это примерно на 15% больше, чем весь ВВП Украины за 2024 год. Другими словами, пришлось бы где-то дополнительно найти более 130 млрд долл. Вариантов немного: либо резко повысить налоги, которые в Германии и многих других странах Евросоюза уже и так высоки настолько, что это оказывает ощутимое влияние на инвестиционный климат и уровень жизни многих граждан, либо же так же резко сократить другие бюджетные расходы, прежде всего социальные и инфраструктурные.

Аналогичная ситуация и с самими Штатами, вот только искать пришлось бы не 130, а 470–600 дополнительных миллиардов долларов. Могло бы руководство этих стран в нынешних условиях, когда война большинству их граждан, как и нам когда-то, кажется, скорее, страшилкой, чем реальной перспективой ближайших лет, объяснить такие огромные расходы своим избирателям? Вопрос, очевидно, риторический.

Есть ли у НАТО хотя бы призрачный шанс достичь расходов на оборону в 5% от ВВП в ближайшие годы? В целом, очевидно, нет, но отдельные страны могут попробовать выполнить этот перспективный норматив. Посмотрим на инфографику, которая базируется на отчетах самого Альянса (см. рис. 1–3).

ZN.UA

ZN.UA

ZN.UA

Первое, что бросается в глаза, это то, что в 2024 году расходы США на оборону все еще составляют почти две трети (65,6%) от совокупных расходов всех стран НАТО, несмотря на то, что номинальные расходы других членов в последнее время повышаются более быстрыми темпами. Впрочем, еще в 2018-м это было 69,1% от совокупных расходов. ВВП США тоже больше, чем ВВП всех других членов, вместе взятых, хотя в Альянс входят еще пять стран из первой десятки по этому показателю, но здесь разница менее чем в полтора раза, тогда как по расходам на оборону она почти двукратная. Таким образом, США действительно тратят на оборону больше, чем союзники, и имеют право критиковать их.

Если в 2018–2019 годах не все члены НАТО тратили на оборону даже 1% ВВП, то в 2024-м подавляющее большинство из них уже обеспечило по крайней мере 2%, причем лучшая динамика наблюдается за последние три года и особенно у стран, являющихся соседями России. Наихудшие показатели демонстрируют Бельгия, Канада, Италия, Люксембург, Португалия, Словения и Испания, у которых нет общих границ с РФ, хотя и у этих стран, кроме Канады, динамика положительная.

Читайте также: Команда Трампа меняет подход к войне в Украине — FT

Среди лидеров по показателю расходов в процентах от ВВП имеем, кроме США, Польшу, Эстонию, Латвию, Литву и Грецию. И если у последней пик расходов пришелся на 2021–2022 годы и связан он, скорее, с конфликтом с Турцией, чем с войной России против Украины, то другие четыре страны являются очевидными кандидатами на дальнейшую российскую агрессию. Но как раз они это хорошо понимают и только у них есть шансы выполнить «норматив Трампа» в ближайшие годы. К сожалению, наши большие друзья, страны Балтии, по объективным причинам являются одними из наименьших экономик НАТО и физически не могут без помощи союзников оказать серьезное сопротивление потенциальной агрессии. Хотя в их смелости и нежелании снова оказаться под российской оккупацией мы можем быть вполне уверены, чего нельзя сказать о многих других членах Альянса. Так что единственным из российских соседей, кто действительно серьезно относится к угрозе и потенциально способен оказать достойное сопротивление, является Польша.

У остальных стран НАТО, включительно даже с самими США, в ближайшее десятилетие мало шансов достичь показателя расходов на оборону в 5% от ВВП, если не произойдет что-то действительно ужасное. Причем продолжение войны в Украине для них таким ужасом не является. Очевидным «черным лебедем» здесь могло бы стать нападение на члена НАТО, которое, как все надеются, пока не произойдет из-за того, что Россия ослаблена войной против Украины. В меньшей степени стимулами тратить на оборону больше могли бы стать новая война в Корее или попытка аннексировать Тайвань.

Мир сегодня быстро меняется, и, к сожалению, в большинстве случаев не к лучшему. Почти все украинцы сейчас с радостью согласились бы платить 5% от ВВП хоть следующие сто лет, лишь бы не произошло то, что уже произошло. Лишь бы не погибали и не оставались калеками наши люди, не уничтожались дома, предприятия и инфраструктура, не оставались в оккупации и не убегали из страны навсегда миллионы людей, которых к тому же после войны придется замещать теми же мигрантами, от чего сейчас так лихорадит всю Европу. И этим пользуется в том числе Россия, искусственно разгоняя популярность правых и левых партий, выступающих за ограничение миграции.

На самом деле предложение избранного президента США тратить на оборону 5% ВВП содержит в себе много рационального. Возможно, даже больше, чем он сам представляет. Ведь на сегодняшний день инициатива для европейских стран, которые еще несколько лет назад часто не тратили на это даже 1% ВВП, выглядит, скорее, как троллинг, которого от Дональда Трампа тоже вполне можно ожидать.

Читайте также: Как Трамп планирует изменить мир: анализ его заявлений без эмоций

Но если условная западная цивилизация, к которой мы теперь относим и себя, хочет если не победить, то хотя бы выжить и сохранить свои ценности в борьбе с автократиями и диктатурами, ей придется меняться, в каких-то аспектах повторять путь Украины, на который она встала вовсе не по собственному желанию. Смогут ли это понять граждане и руководители западных государств и успеют ли они сделать это своевременно?