ЕС, возможно, и улучшит новый пакет санкций против России, но он не бьет Кремль в самое больное место. В отсутствие консенсуса между странами и ожесточенной оппозиции со стороны Венгрии, которая продолжает налаживать более тесные связи с Россией, очевидно, что ЕС чувствует, что у него заканчиваются возможности сдерживать разжигание войны в Украине.
Эти варианты есть. Но также пять вещей, которые могли бы сделать политики, если бы они действительно хотели прижать президента Владимира Путина. Издание Politico оценило каждую из них на основе вероятности того, что это действительно произойдет, и насколько это ударит по казне Москвы.
Фиксация верхнего предела цены на нефть
К началу войны в Украине продажа нефти и газа составляла почти половину доходов России. Теперь, когда компании и квалифицированные работники покидают страну, ископаемое топливо является одним из немногих оставшихся спасательных кругов.
В декабре 2022 года клуб богатых стран G7, а также ЕС и Австралия установили беспрецедентное ограничение цены на российскую нефть на уровне 60 долларов за баррель — шаг, который, как они надеялись, заставит Москву продолжать поставки для стабилизации мирового рынка, сократив ее доходы от продажи.
Однако хотя первоначально план сработал, его эффективность со временем снизилась, поскольку Москва нашла способы обойти правила. Сегодня практически ни одна нефть не продается ниже верхнего предела цены.
Сейчас главным приоритетом для Киева является заставить западных союзников принять меры против "теневого флота" устаревших нефтяных танкеров, которые Россия использует для продажи своей нефти вопреки санкциям. Украина также настаивает на том, чтобы партнеры закрыли лазейку, позволяющую таким странам, как Индия, Турция и Китай, покупать российскую нефть любой ценой и перерабатывать ее на бензин, дизельное топливо и другие виды топлива для продажи в других странах. Но отсутствие согласия среди западных союзников, заявляющих, что США не заинтересованы в ужесточении существующих правил, а также опасения роста цен на энергоносители сдерживают какие-либо действия.
Запрет на торговлю русскими металлами
Некоторые столицы ЕС настаивают на запрете всего импорта российского алюминия, поскольку около 80% прибыльной торговли этим металлом с Россией пока не подпадают под действие санкций. Хотя этот шаг поддерживают Эстония, Латвия, Литва и Польша, Европейская комиссия не включила эту идею в свое последнее предложение о санкциях. Однако исполнительные власти ЕС отметили, что эта мера может быть рассмотрена в будущем пакете санкций.
Как компромисс, чиновники могут предложить полузапрет. Или они могут договориться о поэтапном запрете. Так происходит в случае с нынешними запретами ЕС на полуфабрикаты из российской стали. То же касается чугуна, критически важного материала для сталелитейной промышленности.
Перекрыть газовые краны
Хотя ЕС поспешил отказаться от российской нефти после войны, именно Москва приняла решение о перекрытии газопровода, по которому газ поступал на континент, пытаясь лишить союзников Украины ключевого источника энергоресурсов.
Тем не менее, в прошлом году на Россию все еще приходилось около 15% газового импорта ЕС, несмотря на то, что континент увеличил импорт сжиженного природного газа (СПГ) из таких стран, как США, Норвегия, Ливия и Алжир. На самом деле такие страны, как Бельгия и Испания, даже увеличили свои закупки газа у Москвы в 2023 году.
Это означает, что ЕС все еще набивает карманы Кремля, покупая российский газ. По данным Центра исследований энергетики и чистого воздуха, за последние два года платежи ЕС за газ в Россию превысили 80 миллиардов евро.
Однако отказ от российского газа — непростой процесс. Многие страны связаны с долгосрочными контрактами, которые трудно расторгнуть.
"Кроме того, эксперты предупреждают, что страны ЕС закрывают глаза на российский СПГ, двигающийся через европейские порты на пути к другим пунктам назначения. Однако прекращение этой практики лежит на плечах отдельных столиц, таких как Франция и Бельгия, а не брюссельских бюрократов", — сообщает Politico.
Борьба с посредниками
Доходный черный рынок расцвел после того, как западные союзники запретили российский импорт многих западных предметов роскоши и, что еще более тревожно, товаров "двойного назначения", которые московские вооруженные силы могут перепрофилировать. Такие страны как Грузия и Армения на Южном Кавказе и Казахстан в Центральной Азии имеют общую границу с Россией или находятся близко к нему и ведут важные торговые отношения с Москвой.
Кроме того, Турция, Индия и Китай наживаются на потребности Москвы в альтернативных торговых путях: Пекин поставляет тонны оборудования, которое может быть легко использовано российскими войсками в Украине. Пока Брюссель вместе с США закручивает гайки по обходу санкций, будет нелегко закрыть лазейки скорее, чем приспешники Путина успеют их открыть.
Технически Брюссель имеет юридическую возможность приостановить любую торговлю товаром, если иностранная страна не прислушается к "другим индивидуальным мерам и разъяснительной работе ЕС". Но такой шаг требует единодушия всех 27 стран ЕС, что делает планку вето достаточно низкой, особенно если любая страна ЕС получает выгоду от таких продаж.
Сказать "нет" российской ядерной промышленности
В Украине оккупация Россией Запорожской атомной электростанции, крупнейшей в Европе, вызвала предупреждение о катастрофе, которая может повлиять на весь континент. Однако по ту сторону границы в ЕС Москва все еще остается важным игроком в гражданской атомной энергетике блока.
Бывший заместитель министра энергетики Украины Фарид Сафаров заявил в ноябре в интервью изданию Politico, что европейским странам пора прекратить сотрудничество с российским государственным гигантом атомной энергетики "Росатом", который в настоящее время поставляет топливо и оказывает услуги в ряде стран ЕС. Хотя этот сектор не является одним из самых прибыльных, он предоставляет российским государственным компаниям доступ к чувствительной европейской инфраструктуре.
Однако по-прежнему барьером для более жестких действий является Венгрия. Будапешт расширяет свою атомную электростанцию "Пакш" при поддержке "Росатома", а премьер-министр Виктор Орбан пообещал заблокировать любые санкции против этого сектора.
Если не сейчас, то когда?
Хотя в краткосрочной перспективе Россия не демонстрирует признаков исчерпания средств, необходимых для закупки оружия и выплаты зарплаты военным, эксперты отмечают, что вряд ли она сможет оставаться в таком военном положении вечно. Это означает, что конфликт все больше превращается в жестокую войну на истощение между способностью Москвы продолжать воевать и способностью Запада поддерживать Украину.
"Поскольку политические разногласия и экономические проблемы препятствуют некоторым мерам, которые могли бы оказать наибольшее влияние на способность Москвы вести войну, последний раунд санкций, скорее всего, не станет чем-то большим, чем символическим жестом на празднование двух лет смертей и разрушений в Украине", — пишет Politico.
Однако Брюссель пообещал немедленно начать работу над 14-м пакетом санкций, который, как некоторые надеются, может стать более жестким — особенно если лидеры ЕС смогут повторить свою стратегию, направленную на то, чтобы заставить Венгрию отступить от своей оппозиции к ключевым шагам, направленным на помощь Киеву. Чиновникам придется убеждать настороженную общественность в том, что какие-либо санкции не отразятся на их карманах.
"ЕС пообещал сделать все возможное, чтобы помочь Украине победить в войне, и, безусловно, существуют варианты закручивания гаек", — сказал один европейский дипломат.