UA / RU
Поддержать ZN.ua

Зона особого напряжения

В этом году Украина стала эпицентром внимания мирового энергетического сообщества. Уже хотя бы потому, что именно у нас в течение одного года запускается сразу два энергоблока-миллионника...

Автор: Валентин Землянский

В этом году Украина стала эпицентром внимания мирового энергетического сообщества. Уже хотя бы потому, что именно у нас в течение одного года запускается сразу два энергоблока-миллионника. Эти современные мощности дают повод говорить об Украине как о надежном энергопоставщике. А также дополнительный повод для продолжения с нашим государством предметного диалога.

Впрочем, опасения того же ЕС продиктованы скорее экономическими причинами, нежели обеспокоенностью последствиями возможных аварий на энергоблоках. Достаточно вспомнить обещанные четыре года назад кредиты на достройку дополнительных мощностей на Хмельницкой и Ривненской АЭС после закрытия ЧАЭС. Единственным результатом стал кредит ЕБРР и Евроатома в сумме 125 млн. долл., выданный месяц тому на повышение безопасности достраиваемых энергоблоков. Однако несмотря на демонстративный скепсис Запада, успешное развитие украинской атомной отрасли вызывает большой интерес у зарубежных инвесторов.

Проект определенно финансово-политический

Одним из основных вопросов для гарантии стабильной работы НАЭК «Энергоатом» является проблема корпоратизации. Прошло уже достаточно времени с тех пор, как было принято решение о корпоратизации «Энергоатома», но до сегодняшнего дня точки над «і» в этом вопросе не расставлены. Эксперты полагают, что такая ситуация вызвана серьезным политическим противостоянием между нынешним энергетическим блоком Кабмина и депутатским корпусом.

Яркой иллюстрацией является игнорирование парламентом законопроектов, предусматривающих реструктуризацию и погашение задолженности в электроэнергетике. В случае принятия данного законопроекта предполагалось сократить задолженность субъектов электроэнергетического рынка: кредиторскую с 13,39 млрд. грн. по состоянию на 1 января 2003 года до 5,69 млрд., дебиторскую — с 16,18 млрд. грн. до 5,64 млрд. Оставшаяся задолженность должна была погашаться на общих основаниях.

На сегодняшний день дебиторская задолженность НАЭК значительно превышает кредиторскую. При этом, будучи госпредприятием, «Энергоатом» практически не имеет возможности применить рыночные механизмы для возврата долгов ГП «Энергорынок». В то же время не прекращаются попытки кредиторов «Энергоатома» (чей долговой интерес довольно небезразличен и ряду народных избранников) вернуть свои долги путем подачи исков в различные судебные инстанции, которые оканчиваются периодическим блокированием отдельных направлений финансовой деятельности НАЭК. Другими словами, пока проект сращивания государственного и частного капитала на базе «Энергоатома», кроме моральных дивидендов, никакой прибыли не приносит.

Для того же чтобы придать статус государственной важности процессу игнорирования создания на базе НАЭК корпорации, гражданам было разъяснено, что корпоратизация компании может стать первым шагом к ее приватизации. У народа же, после чернобыльской катастрофы, образ частного собственника атомной электростанции вызывает панический страх похлеще, чем все вместе взятые хлебно-бензиново-инфляционные кризисы за все годы независимости. В результате парламентский бойкот реформирования электроэнергетической отрасли находит полную поддержку общественного мнения. Но, как говорится, есть нюанс…

Проект сугубо экономический

Несмотря на сложившуюся ситуацию, зарубежный бизнес достаточно заинтересован в дальнейшем развитии мирного атома в Украине. Первыми возможность заработать на атомной электроэнергетике увидели страховщики. И, что символично, движение возглавили именно российские страховые компании.

В мае этого года НАЭК «Энергоатом» заключил соответствующие соглашения с 21 украинской страховой компанией. Эти компании, объединившись в Ядерный страховой пул Украины (ЯСПУ), взяли на себя солидарный риск и обязались компенсировать в случае ядерного инцидента более 200 млн. долл. Однако эту ответственность решили дополнительно перестраховать за границей.

Впрочем, еще год назад первый заместитель гендиректора российского «Ингосстраха» Олег Тишкин заявил, что страхование украинских атомных станций в России обойдется ориентировочно в 3,5 раза дешевле, чем на Западе. По оценкам экспертов, стоимость страхования «Энергоатома» на российском рынке может составить около 6 млн. долл. ЯСПУ в конце мая этого года заключил договор перестрахования с Российским ядерным страховым пулом, который взял на себя ответственность в размере SDR39,7 млн. (SDR — специальные права заимствований).

А тем временем стало известно, что международные технические эксперты, проводившие страховую экспертизу всех действующих энергоблоков атомных электростанций Украины, не видят препятствий для заключения договоров перестрахования гражданской ответственности НАЭК «Энергоатом» между Ядерным страховым пулом Украины и зарубежными страховыми пулами. Технический директор Немецкого ядерного страхового пула (DKVG), руководитель группы технических экспертов Майкл Фукс, комментируя предварительные результаты инспекции, проведенной на украинских АЭС с 26 августа по 8 сентября, заявил, что «с технической стороны мы не видим препятствий для перестрахования». По словам М.Фукса, в ходе инспекции определена вероятность наступления страхового случая, оценено техническое состояние украинских АЭС. По оценкам экспертов, вероятность наступления страхового случая на украинских АЭС составляет 10—4—10—5 (один случай в 10—100 тыс. лет). По информации ЯСПУ, перестрахование позволит увеличить страховую сумму до установленных законом SDR150 млн. (составляет около 221 млн. долл.).

Кроме внешних, рассматриваются в этом вопросе и внутренние интересы Украины. В проекте Госпрограммы экономического и социального развития Украины на 2005 год предусмотрено увеличение производства электроэнергии на 3,6% по сравнению с 2004 годом, до 188,6 млрд. кВт·ч, при этом нарастив экспорт сразу на 56,2%, до 11,1 млрд. кВт·ч. Правительство ожидает, что в этом году производство электроэнергии увеличится на 1,4%, до 182,1 млрд. кВт·ч, экспорт — на 37,9% до 7,1 млрд. кВт·ч.

При этом предполагается, что основной прирост производства в 2005 году обеспечат атомные станции за счет ввода в эксплуатацию в конце этого — начале следующего года 2-го блока Хмельницкой и 4-го Ривненской АЭС. Планируется, что они выработают на 9,1% больше электроэнергии — 92,1 млрд. кВт·ч, увеличив свою долю до 48,8% по сравнению с 45,3% в прошлом году.

Напомню, что «Энергоатом» ведет переговоры с Россией об экспорте 500 млн. кВт.·ч в год. В конце августа НКРЭ утвердила механизм реализации экспортных контрактов. Похоже, что пока северо-восток остается одним из наиболее перспективных направлений экспорта отечественной электроэнергии, поскольку единственным препятствием для увеличения объемов экспорта на Запад является техническая неготовность украинской электросети.

Проект исключительно стратегический

Помимо этого, перед самим «Энергоатомом» стоит большой перечень вопросов технологического порядка. Ибо реализация всех вышеперечисленных проектов вряд ли возможна без соблюдения международных норм безопасности на всех без исключения энергоблоках. И в компании, и зарубежные эксперты утверждают, что подход к безопасности «Энергоатома» осуществляется в строгом соответствии с международными стандартами. Другими словами, понятие мер безопасности, принятых в Украине, тождественно мировым требованиям.

Впрочем, не все в «Энергоатоме» так гладко. Иначе не появилось бы печально известное обращение народного депутата Андрея Деркача, в котором содержится перечень недостатков, которые существуют на объектах «Энергоатома». По этому поводу в НАЭК «Энергоатом» сообщили, что по материалам обращения депутата А.Деркача в Верховную Раду давно работает межведомственная комиссия, основной задачей которой является отработка каждого пункта данного документа. В состав комиссии включены специалисты органов ядерного регулирования, профильного комитета, Минтопэнерго, «Энергоатома», независимые эксперты. При этом НАЭК заинтересована в том, чтобы обращение было рассмотрено как можно скрупулезнее. В ближайшее время ожидается соответствующее резюме комиссии.

Не стоит переживать, утверждают эксперты, и по поводу остановок второго блока ХАЭС. «Первые полгода, которые должны пройти после пуска энергоблока, являются так называемым периодом освоения мощностей.

Необходимо также учитывать и конструктивные особенности турбин, установленных на реакторах. На втором блоке Хмельницкой АЭС установлена турбина российского производства, а на Ривненском четвертом — «Турбоатома». По оценкам специалистов, виброхарактеристики харьковской установки выше, поэтому, скорее всего, потребуется меньше времени для выведения блока на номинальную мощность», — отметил в интервью «ЗН» директор по достройке НАЭК «Энергоатом» Геннадий Сазонов.

Более того, как сообщил «ЗН» заместитель главного инженера по ядерной и радиационной безопасности ХАЭС Михаил Гашев, на энергоблоке продолжается нормальный процесс освоения мощности. Энергоблок еще не принят в экспериментально-промышленную эксплуатацию. Из пяти этапов, которые должен пройти энергоблок, осуществлен только один. В том, что энергоблок остановлен и отключен от сети, нет ничего чрезвычайного. Например, на первом энергоблоке ХАЭС таких остановок было 22, а в Чехии аналогичный энергоблок ВВЭР-1000 российского проектировщика останавливался 17 раз, причем одна из остановок была аналогична произведенной на ХАЭС 25 августа.

В общем, ситуация находится в развитии, и мы обещаем продолжать отслеживать события, которые сопровождают освоение украинского мирного атома. Тем более что буквально на днях состоялся энергетический пуск четвертого блока РАЭС. Обещания выполнены. Осталось гарантировать качество.