UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЖИРНЫЙ ЛОМОТЬ

В прошлом году на рынке смазочных материалов доминировали две основные тенденции — незначительный рост потребления продукции и увеличение доли украинских производителей...

Автор: Олег Гавриш
Автомобиль: «не подмажешь» — не поедешь... Пересяду на коня!

В прошлом году на рынке смазочных материалов доминировали две основные тенденции — незначительный рост потребления продукции и увеличение доли украинских производителей. Причем рост продаж украинских масел и смазок имел место при крайне неблагоприятном для наших нефтемаслозаводов законодательном поле.

Рынок смазочных масел и смазок является привлекательным по нескольким причинам: достаточной эластичности спроса, относительно высокой оборачиваемости средств и приличной емкости, которая оценивается разными источниками от 320 до 400 млн. долларов.

Однако при всей привлекательности продаж эксперты затрудняются ответить на вопрос: почему, вопреки росту промышленного производства и оживлению работы транспорта, промышленности, сельского хозяйства, рост потребления всего спектра продукции от масел и смазок до солярки и бензина растет невысокими темпами? Например, в прошлом году, по данным Госкомстата, потребление смазочных масел и смазок, по сравнению с предыдущим годом, выросло всего лишь на 11,7% и составило 420 тыс. тонн. Хотя, по прогнозам специалистов Института биоорганической химии и нефтехимии Национальной академии наук Украины, которые были проведены еще три года назад, должен был составить 500 тыс. тонн. Самых очевидных объяснений может быть два: ошибка статистики и экономия ГСМ. Украинская статистика, естественно, хромает и не дает полного представления о расходовании, так как не ведет учет целых групп потребителей, но в целом тенденции характеризует верно. Так, в прошлом году, при невысоком росте общего потребления, значительный его рост составили индустриальные масла, что объясняется некоторым подъемом в промышленности.

В пользу экономии говорит тот факт, что самое большое падение потребления смазочных материалов, почти на 20%, произошло в сельском хозяйстве. Этот сюжет повторяет картину с прошлогодним потреблением дизельного топлива, когда фермеры и КСП использовали почти на 30% горючего меньше, чем планировали. Как считают специалисты Минэкономики, это прежде всего связано с государственной политикой на селе переходом от «коллективизации» к, пусть и условной, приватизации земли, в связи с чем менталитет крестьян «все вокруг колхозное», а значит не мое — стал меняться. После отключения первого условного рефлекса «бери все, что плохо лежит», доминантным стал второй — бережливость. Собственно, это с таким же успехом можно отнести и к другим категориям потребителей.

Потребители

Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что основным отраслевым «пожирателем масла» является промышленность, доля которой в общем потреблении выросла с 46% в 1998 году до 52% в прошлом. Тенденцию увеличения роста спроса на индустриальные масла и смазки, а также на фасованную продукцию отметили на ЗАО «Укртатнефть». Рост потребления промышленными предприятиями, среди которых в первую очередь выделяются металлургические заводы, прослеживается и в этом году.

Собственно номенклатура масел и смазок, применяемых промышленными предприятиями, самая широкая и насчитывает за сотню только основных наименований. В то же время, нынешний год показал, что увеличивается спрос на сложные технические многокомпонентные масла и смазки, которые применяются при производстве сложных технических агрегатов, что связано с реанимацией производителей конечной продукции.

Украинские аграрии снизили заинтересованность в использовании смазочной продукции с 36% в 1999 до 30% в 2000-м. Незначительно изменилось потребление другими отраслями, такими как транспорт, строительство.

Что касается регионального потребления смазок и масел, то структура его незначительно отличается от потребления остальных видов нефтепродуктов, с той лишь критической разницей, что на первом месте неизменно остается Запорожская область с 22% национального потребления, значительная часть которого приходится на индустриальные масла.

Остальные области, входящие в первую десятку, остаются неизменными, лишь изредка меняясь между собой местами, это — Днепропетровская, Донецкая, Киевская, Харьковская, Полтавская, Одесская, Луганская, Винницкая и Сумская.

Большая часть потребления смазочной продукции приходится на произведенную в Украине. Причем среди наливной продукции этот показатель доходит до 70%, среди мелкофасованной пониже — до 40%. Как отметили на «Лебединском нефтемаслозаводе», в прошлом году конкуренция на рынке обострилась и борьба за потребителя происходит как между выше перечисленными группами, так и внутри их.

Отечественные масла

В Украине производством маслопродукции занимаются почти два десятка крупных и не очень предприятий. Однако напряженная борьба за рынок и проблемы с сырьем (базовыми маслами и присадками), структурировали производителей, существенно изменив их доли на рынке. Например, некогда крупнейший «Львовский исследовательский нефтемаслозавод» сегодня практически занимается поставкой продукции лишь во Львовскую область. Часть предприятий максимально снизили объем производства продукции — это компании «Дизойл», «Ресурс Ойл», «Петра Лтд», «Маст» и даже «Галол». Это произошло в связи с известным прошлогодним «напрягом» в поставках нефти в Украину и высокой стоимости базовых российских масел, отмечают на «Азмоле».

Справедливости ради следует сказать, что это обстоятельство не помешало начать работу двум маслосмешивающим производствам: «Хортица» в Запорожской и «Океан» в Днепропетровской области. В свою очередь появление новичков не помешало «масляным грандам» увеличить долю на рынке. В первую очередь это касается «Укртатнефти» и «Азмола», на долю которых приходится более 80% всей украинской продукции. В то же время «Укртатнефть» продолжает оставаться единственным отечественным производителем базовых масел и ряда уникальных для Украины присадок.

Более того, продукция отечественных производителей сумела потеснить на внутреннем рынке продукцию из республик Прибалтики, Польши, Венгрии, Словакии. Как признают представители иностранных компаний, это произошло по нескольким причинам.

Прежде всего, украинские масла стали узнаваемыми, брендовыми. Это касается торговой марки «Славол» (производитель «Укртатнафта», г.Кременчуг), «Азмол» (бердянский завод «Азовские смазки и масла»), «Ариан» (завод технических масел в Фастове Киевской обл.), «Леол» («Лебединский нефтемаслозавод», Сумская обл.). Украинские производители наладили выпуск оригинальной упаковки и больше уделили внимания мелкофасованной продукции. Придавая внимание содержанию (в прошлом году появились новые марки продукции для современного автомобильного транспорта у «Славола» и «Арианы»), но и внешней подаче продукции. Ряд заводов провел агрессивную по украинским масштабам рекламную кампанию и расширил региональные сети сбыта, что еще год назад активно применяли лишь «иностранцы». Таким образом, например, при снижении общего выпуска масел и смазок на 8,2% «Укртатнефть» в прошлом году увеличила продажу фасованной продукции в 3,4 раза.

Импортные масла

Зарубежные бренды, представленные на рынке, формируют три условные группы: из дальнего зарубежья, производства СНГ (Россия, Белоруссия) и восточноевропейские (Lotus, Pemсo-Kuras, Mogul и Mol).

Первая группа на протяжении последних лет держит свою долю рынка практически неизменной и характеризуется эта доля преимущественно моторными маслами для новых и не очень потрепанных иномарок. Основными брендами остаются признанные мировые лидеры Esso/Mobil, Shell, Cаstrol, BP, Texacо, Chevron и несколько других. Порядка 70—75% продаж внутри группы, по оценке специалистов Института биоорганической химии и нефтехимии, держат эти марки, остальное приходится на еще порядка 70 менее узнаваемых на рынке масел, таких как Sunoco, Q8, Citgo, Mohawk, Vortex и т.д. Эту группу, со слов представителя компании «ТНК-Техасо», характеризует применение накатанных за рубежом схем реализации — широкие рекламные кампании, пакет дополнительных услуг и построение собственных дистрибьюторских сетей.

Российско-белорусская гама представлена в Украине лишь двумя сертифицированными маслами производства «Лукойла» и «ТНК» — и этим все сказано. Фактически только лукойловские и тюменские масла узнаваемы, носят признаки брендовости и реализуются в мелкофасованной таре. «Остальная продукция поступает на рынок «серым» образом, т.е. с полным или частичным уклонением от уплаты налогов и в крупной таре — от бочек до цистерн, чем значительно усложняет работу отечественным маслозаводам», отмечают в «Укртатнефти» и «Азмоле». Если конкурировать с российскими фальсифицированными и полуконтрабандными маслами сложно, то с восточноевропейскими конкуренция идет успешно. Причем эта группа продукции вытесняется как украинскими производителями, так и аналогами мировых торговых марок.

Цена, проблемы, тенденции

Цену отечественной смазочной продукции формирует ЗАО «Укртатнефть», так как производит и базовые масла, и готовую продукцию. Причем восточноевропейская фасованная продукция находится практически в этой же ценовой нише, с той лишь разницей, что стоимость однолитровой канистры выше самой высокой украинской в 1,1—1,3 раза. Цена 1 литра, почти аналогичного украинскому масла крупного производителя с мировым именем обходится в 1,5—2 раза дороже. Исходя из этого, становится очевидной конкурентное столкновение украинской и восточноевропейской группы масел и ограниченность спроса на масла производства дальнего зарубежья. Вероятно, именно поэтому весной этого года компания BP проводила на рынок экспансию путем снижения цены продукции на 5—7% за счет прибыли дистрибьюторов.

Как отметили «ЗН» на пяти украинских маслозаводах, в прошлом году, наравне с дефицитом сырья у производителей наблюдалось затаривание рынка российско-белорусской наливной продукцией. Суть даже не в том, что на рынке было предостаточно «серых» поставок, которые вытесняются легальными, а в том, что существует законодательный нонсенс, который объяснить сложно. На смазочную продукцию, аналоги которой производятся в Украине, существуют низкие ввозные пошлины, а на продукцию, аналогов которой пока нет, высокие. Поэтому даже «белый импорт» наливных смазочных масел рентабельнее, нежели производство их на отдельных маслозаводах. К этому следует добавить, что и базовые масла обкладываются ввозной пошлиной, что делает украинскую наливную продукцию неконкурентоспособной на внутреннем рынке. Как подсчитали специалисты «Леола», импортные базовые масла всего лишь на 10—20 долларов дешевле импортной готовой продукции.