Отечественные НПЗ уже обеспечили аграриям
минимум необходимого объема нефтепродуктов для посевной |
Март на украинском рынке нефтепродуктов не разбудил от зимней спячки спрос, зато донельзя «растопил» цены, превратил ручейки экспортных нефтепродуктов в реки и запомнился законодательными метелями. В результате аграрии, как и в прежние годы, не смогли воспользоваться льготами, принятыми «под себя». Не удалась и попытка «покрасить» аграриев и импортеров нефтепродуктов в один цвет — в Кабмине на сей случай не оказалось дальтоников.
Нет худа без добра. Производители солярки, понимая, что спасение утопающих в их же руках, стали искать новые возможности конкурировать по цене с импортерами. Потребители же, включая и крестьян, довольствуются экстремально низкими ценами на нефтепродукты.
Закон и законники
Целесообразность введения льгот для импортеров дизтоплива не могут объяснить ни аграрии, ни народные депутаты. Как сообщил «ЗН» Олег Юхновский, зампред парламентского комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений, «Закон о поддержке сельхозпроизводителей, в части отмена льгот на импорт дизтоплива, является достаточно декларативным, а меры, которые в нем предусмотрены, являются жестко административными, а не рыночными. Аграрии от него особенно не выиграют».
Вопросом «кто же выиграет?» Рада мучилась весь март, так и не отыскав ответа. Представленные Валерием Алешиным изменения к закону «О стимулировании развития сельского хозяйства на 2001–2004 годы», которые должны были выравнять налоговую базу для производителей и импортеров, с треском провалились. Как считают «депутаты-нефтяники», в частности Михаил Ковалко и Александр Гудыма, провалились по вине представлявшего. В то же время на ура был принят закон, который обкладывает акцизным сбором нефтепродукты, произведенные на отечественных НПЗ из давальческой нефти. То есть, положения, которые служат выравниванию прав производителей и импортеров, успешно проваливаются, а поддерживающие импортеров через удорожание украинского горючего — успешно проходят.
В ближайшее время законодатели собираются рассмотреть кассовый метод оплаты налогов при импорте нефтепродуктов. В прошлом году, по данным Гостаможслужбы, благодаря применению этой схеме оплаты сумма начисленных, но не оплаченных в госбюджет налогов, превысила 884 млн. грн. Это и является ценой очередных льгот для импортеров.
В Кабмине считают, что платить налоги должны и НПЗ, и импортеры готовых нефтепродуктов, поэтому в начале апреля правительство подаст собственный вариант законопроекта, предусматривающий отмену льгот.
Поставки
и потребности
Аграрии подсчитали, что для успешного выполнения программы «Зерно 2001», точнее, ее первой, посевной, части, им достаточно 1069 тыс. тонн дизтоплива и 570 тыс. тонн бензина. Но эти цифры завышены априори: по данным Минэкономики, использование нефтепродуктов аграриями в период посевной составило в 1999 году — 252 тыс. тонн бензина и 702 тыс. тонн солярки, в 2000-м — 143 и 489 тыс. тонн соответственно.
Выходит, что аппетиты аграриев вдвое больше, чем отрасль может переварить. Разница между фактическим и плановым объемом потребления в АПК объяснили тем, что не всегда удается засеять необходимые площади. Наверное, такое объяснение может устроить только самого министра. С начала января по 27 марта отечественные НПЗ произвели более 600 тыс. тонн дизтоплива и 400 тыс. тонн бензина. НПЗ уже выдали весь реально необходимый крестьянам объем горючего и продолжают стабильно работать. «Можно утверждать, что сельхозпроизводители будут обеспечены ГСМ в этом году полностью. Очевидно, что никакие дополнительные стимулирующие импорт меры не нужны. Вообще, предоставляя льготы, мы поддерживаем импортеров, а не предприятия АПК. Гораздо умнее было бы ввести прямые дотации конкретным фермерам или КСП с той части денег, которые собираются за счет акцизного сбора, уплаченного с нефтепродуктов. Тогда мы, по крайней мере, кредитовали бы того, кому это действительно нужно», — считает Светлана Нифонтова, замначальника управления, начальник отдела нефти и газа Минэкономики Украины.
Фактически, с этим соглашается Валентин Яковенко, заместитель Министра аграрной политики Украины: «Сегодня сельхозпроизводители обеспечены ГСМ «под завязку», и цены на горючее нас устраивают». Логично спросить: кому же нужен дешевый импорт солярки?
Цены и аукционы
Ценовая динамика, так же, как и объемы поставок, не может не устраивать крестьян. С 27 февраля по 27 марта стоимость всех видов нефтепродуктов во всех сегментах рынка и во всех регионах снизилась. В среднем опте падение цен составило на ДТ 6—10%, на А-76 — 4—7%, на Аи-92 6—8%, Аи-95 4—7%.
Более стремительно снижались цены в Днепропетровской, Киевской, Львовской, Черниговской, Харьковской, Донецкой и Кировоградской областях и в Крыму; замедленными темпами — в Луганской, Одесской, Полтавской, Николаевской и Херсонской областях. Во второй половине марта мелкооптововый сегмент торговли топливом повторил тенденцию среднеоптового. На сегодня лишь владельцы АЗС держат цену и делают вид, что на рынке ничего не происходит.
«Цена в 1600—1620 грн. за тонну дизтоплива, сложившаяся сегодня на рынке, является минимальной за последний год», — подытоживает С.Нифонтова. Обилие дешевых нефтепродуктов в оптовом предложении некоторые специалисты связывают с возможным увеличением импортных поставок с использованием схем ухода от налогов.
Показателен опыт аукционов по продаже нефтепродуктов, которые сегодня являются единственным прозрачным механизмом ценообразования, где как на ладони видны все болезни рынка. Так, в марте количество покупателей на аукционах «ТНК-Украина» увеличивалось стремительнее, чем объемы продаваемых нефтепродуктов: на семи аукционах 242 покупателя приобрели 67 тыс. тонн бензинов и 39 тыс. тонн дизтоплива. Как считают специалисты УМВБ, если бы сельхозпроизводители пришли на аукционы, то и объемы продаж росли бы стремительно. Валентин Яковенко считает, что «КСП и фермеры не могут участвовать в аукционах по продаже нефтепродуктов, так как им нужны маленькие партии топлива объемом в 150—200 тонн, не больше». Олег Андронов, председатель совета директоров УМВБ парирует: «Минимальная партия нефтепродукта, продаваемая на аукционе, составляет 110 тонн. Нефтепродукты в этом объеме может приобрести любой желающий».
Производители
и события
Производители в марте не снизили объемов переработки нефти и увеличили экспорт готовых нефтепродуктов. В феврале экспортировалось преимущественно лисичанское и одесское горючее; экспорт составил 49,1 тыс. тонн бензина и 159,5 тыс. тонн дизтоплива. В мартовской нефтепереработке было отмечено четыре ярких события. Первое — наконец-то заработали все НПЗ, причем на «Галичину» впервые в этом году была поставлена нефть из России.
Во-вторых, были согласованы детали создания СП на базе «Укрнефти» и «Укртатнефти», что приблизило создание первой украинской вертикально-интегрированной компании. Как сообщил по этому поводу Александр Шлапак, замминистра экономики Украины, «мы поддерживаем этот проект при одном условии — что установка, на которой будет перерабатываться украинская нефть, полностью перейдет под влияние «Укрнефти». Договоренность для начала была именно такой. Пока речь идет об ограниченном объеме переработки, а оставшийся объем нефти, собственно, как и полученные нефтепродукты, будет продаваться на аукционах».
В-третьих, «ТНК-Украина» сумела получить синдицированный кредит от WestDeutsche Landesbank‘а в 50 млн. долл. Последнее событие является, мягко говоря, необычным, так как «ЛиНОС» до сих пор остается должником WestDeutsche Landesbank‘а и кредитная линия открыта без гарантий украинского правительства. Как сообщил «ЗН» Олег Тихолюк, финансовый директор «ТНК-Украина», «мы намерены привлечь к кредитованию нашей работы в Украине не только иностранные, но и украинские банки, с которыми у нас уже идет повседневная работа и активные переговоры. Среди них «Аваль», «Укрсоцбанк», «Укрэксимбанк», «Приватбанк», «Альфа-банк» и некоторые другие. Общая сумма необходимых под разные программы кредитных ресурсов оценивается нами в объеме 100 млн. долл., что будет зависеть от состояния рынка и его потребности в нефтепродуктах, производимых на «ЛиНОСе». В-четвертых, закончены ремонтные работы на «ЛУКОЙЛ—Одесский НПЗ», которые позволят довести переработку нефти до 200 тыс. тонн в месяц. По данным пресс-службы Одесского НПЗ, на 15 марта в реконструкцию вложено 967 тыс. долл. из 1,45 млн. долл. выделенных средств.