UA / RU
Поддержать ZN.ua

Зачем «Укртрансгаз» превращают в ремонтную бригаду?

Не так давно Объединенному диспетчерскому управлению (ОДУ) «Укртрансгаза», как и самой этой дочерней компании «Нафтогаза», исполнилось десять лет...

Автор: Алла Еременко

Не так давно Объединенному диспетчерскому управлению (ОДУ) «Укртрансгаза», как и самой этой дочерней компании «Нафтогаза», исполнилось десять лет. А с 1 июня 2009 года протокольным решением правления НАК «Нафтогаз Украины» это управление как филиал ДК «Укртрансгаз»… ликвидируется. И — снова создается, но уже «в составе аппарата» НАК «Нафтогаз Украины».

Между прочим, речь идет о том Объединенном диспетчерском управлении, специалисты которого в январе нынешнего года во время газовой войны сделали почти невозможное — развернули в реверсном направлении украинскую газотранспортную систему (ГТС) и не позволили системе развалиться, в общем, спасли от замерзания всю страну (см. «ЗН» №1, от 17 января 2009 года). И европейские партнеры, несмотря на то, что сами остались на холодном пайке, признали высокий профессионализм и надежность работы украинской ГТС даже в тот тяжелый период. Какие же кардинальные изменения произошли, вследствие которых было принято решение ликвидировать эту структуру?

Операция «Ликвидация»

Вообще-то «Нафтогаз Украины» давненько собирался переподчинить себе ОДУ «Укртранс­газа». Достаточно вспомнить хотя бы приказ №165 от 30 апреля 2008 года об обеспечении контроля над функционированием ГТС Украины. Согласно этому документу ОДУ обязано предварительно согласовывать с «Нафтогазом Украины» все свои действия и одновременно собирать для НАКа информацию о производственном процессе управления, как то: штатно-должностное размещение, пользователи компьютерными системами и остальное, вплоть до мелочей…

Докладчиком на нынешнем, решающем для ОДУ и «Укртранс­газа» заседании правления НАК «Нафтогаз Украины», по иронии судьбы, выступал недавний дирек­тор «Укртрансгаза» Ярослав Марчук, являющийся сегодня одним из заместителей главы правления «Нафтогаза» и членом правления компании. (Напомним, что в марте на его место в «Укртранс­газе» пришел бютовец и одновременно протеже Литвина 33-летний финансист Константин Ефименко.)

Именно Я.Марчук, как следует из протокола заседания правления от 25 мая 2009 года, «доложил, что на сегодняшний день при выполнении поставок газа по внутренним и внешнеэкономическим договорам вследствие отсутствия в аппарате НАК «Нафтогаз Украины» единого диспетчерского центра возникают проблемы с эффективностью управления газотранспортной системой Украины и предприятиями, эксплуатирующими газораспределительные сети (надо, видимо, пониматьс гор- и облгазами?А.Е.).

С целью оптимизации системы управления магистральными, технологическими и распределительными газопроводами Украины, централизации функций по планированию распределения, поставок и транспортировки газа, создания соответствующих условий для выполнения обязательств по транзиту российского природного газа по территории Украины, а также обеспечения эффективного проведения мероприятий по реконструкции и модернизации газотранспортной системы Украины существует необходимость в ликвидации филиала «Объединенное диспетчерское управление» в структуре ДК «Укртрансгаз» и создании ОДУ в структуре аппарата НАК «Нафтогаз Украины».

Далее члены правления «Нафтогаза» обосновали (интересно узнать, каким образом?) этот вывод докладчика и «признали проведение вышеуказанных организационных изменений в структуре НАКа способом повышения эффективности управления и контроля за деятельностью газотранспорт­ного комплекса».

После зимнего переподчинения НАКу управления «Укравтогазом» (это предприятие обеспечивает топливом автомобили, работающие на сжатом газе, через собственную систему АГНКС — а это, между прочим, всегда живые деньги, и немалые) ликвидация в структуре ДК «Укртрансгаз» Объединенного диспетчерского управления фактически означает, с одной стороны, полную централизацию власти, денежных средств и информации о работе ГТС страны в одних руках — в руках аппарата НАК «Нафтогаз Украины». Или в руках того, кто реально управляет «Нафтогазом».

С другой — ДК «Укртрансгаз», формально оставаясь юридическим лицом, реально, без диспетчерского управления, превращается в стандартную бригаду ремонтников. Причем ремонтные работы может выполнять любая компания, выигравшая тендер, если НАК на ремонты и другие необходимые мероприятия будет выделять деньги. Так что в существовании «Укртрансгаза», выходит, вообще отпадает необходимость…

И тут возникает несколько вопросов. Первый: где аппарат «Нафтогаза» возьмет специалистов для работы в своем ОДУ? Скорее всего, в том же расформировываемом диспетчерском управлении дочерней компании, больше негде. С одной оговоркой: теперь это удобный способ поменять специалистов должностями и поставить угодных на руководящие должности. Либо же в аппарате НАКа вырастили дублирующий состав своих инженеров-диспетчеров.

В том, что в ОДУ (куда бы его ни приписали) должны работать специалисты высочайшего уровня квалификации, отпадут всякие сомнения после уточнения задач, которые ежедневно решает эта структура. Главная задача — оперативное диспетчерское управление газотранспортной системой Украины по обеспечению транспортировки природного газа потребителям Украины в объемах, предусмотренных договорами, и транзитные экспортные поставки газа через территорию Украины согласно контрактам и соглашениям.

Кроме формирования планового распределения газа оптовых поставщиков согласно расчетному балансу «Нафтогаза Украины», на диспетчерское управление ДК «Укртрансгаз» возложен ряд задач и функций в части технологического управления газотранспортной системой страны. Эти задачи ОДУ «Укртрансгаза» выполняло в режиме трехуровневой системы оперативной работы с подразделениями управлений магистральных газопроводов и с линейными производственными управлениями «Укртрансгаза» на местах (фактически при передаче газа в распределительную систему, обслуживаемую уже обл- и горгазами), в частности:

— осуществление централизованного диспетчерского управления, выполнение требований нормативных документов, обеспечение надежности и стабильности работы ГТС и предотвращение возникновения аварий и внештатных ситуаций;

— обеспечение максимальной экономичности и надежности работы ГТС при рациональном использовании мощностей подземных хранилищ газа, линейной части газопроводов, компрессорных станций;

— разработка и контроль за соблюдением оптимальных режимов работы ГТС;

— руководство работами по обеспечению режимных перетоков газа между газопроводами;

— обеспечение сбора, обработки и анализа информации об объемах реализации природного газа предприятиями по газоснабжению и газификации (облгазами), добывающими и газотранспортными компаниями, собственниками газа, в том числе о потреблении газа потребителями Украины по категориям, с учетом предоставления услуг по транспортировке в соответствии с договорами, заключенными «Укртрансгазом»;

— учет отбора газа из ПХГ, закачки, замещения газа и его остатков в ПХГ;

— своевременное обеспечение информацией обо всех отклонениях от технологических режимов работы ГТС, принятие мер по их ликвидации;

— расчеты годовой, квартальной и ежемесячной потребности топливного газа для работы газоперекачивающих агрегатов по технологическим режимным картам, ежесуточный контроль за расходом топливного газа и электроэнергии компрессорными станциями (КС), анализ режимов работы КС, подготовка предложений по сокращению расхода топливно-энергетических ресурсов, перераспределению их лимитов между потребителями.

Это краткий перечень задач Объединенного диспетчерского управления. Впечатляет? А свои или не свои их будут выполнять — для ГТС и страны, увы, не самая главная проблема…

Вопрос второй. Техническое соглашение между «Нафтогазом» и «Газпромом» на 2009 год фактически касается полномочий и обязанностей «Укртрансгаза» и диспетчерского управления. Кто теперь будет их выполнять? Конечно, можно предположить, что до конца года ОДУ будет ликвидироваться и вновь создаваться, а уже с нового года решат, кто от имени НАКа будет выполнять техническое соглашение в будущем. А как на самом деле?

Вопрос третий, на мой взгляд, посложнее будет. Как быть с тем, что ликвидация ОДУ в составе «Укртрансгаза» может трактоваться как нарушение одной из основных норм Европейской газовой директивы 2003/55/ЕС о юридическом разделении газовой промышленности по основным направлениям деятельности (добыча, транспортировка, продажа) и подчинении их разным юридическим лицам? Другими словами, речь идет не только о юридической, но и о финансовой самостоятельности оператора ГТС и его возможности получать прибыль за счет предоставления транспортных услуг, за счет чего и оплачивать реконструкцию и модернизацию газового хозяйства. Или ответом на этот вопрос есть формальное сохранение за «Укртрансгазом» статуса юридического лица? Не смешно. Потому что от ответа на третий вопрос, пожалуй, напрямую зависит сама возможность переговоров с европейскими финансовыми институтами об инвестициях в реконструкцию и модернизацию газотранспортной системы Украины, что преду­смотрено в совместном заявлении Украина — ЕС (23 марта 2009 года, Брюссель). В частности, в этом документе говорится, что правительство Украины «обеспечит независимость оператора газотранспортной системы Украины в отношении его юридической и организационной формы, процедур принятия решений и составления бухгалтерской отчетности, предоставив оператору ГТС возможность использовать поступления от доходов от транспортировки газа трубопроводами высокого давления и от его хранения, а также обеспечит действенными возможностями по сохранению финансово стабильного положения…»

А получается, что на самом деле НАК параллельно создает альтернативного «Укртрансгазу» оператора ГТС? Более того, централизует управление всеми предприятиями. Или расчет делается на то, что европейцам удастся замылить глаза тем, что ОДУ переподчиняют аппарату «Нафтогаза», в частности для «обеспечения эффективного проведения мероприятий по реконструкции и модернизации газотранспорт­ной системы Украины?» Кому, как не бывшему главе «Укртрансгаза» Я.Марчуку, хорошо известно, почему у оператора ГТС нет средств на ремонты и реконструкцию. Да потому что за свои транспортные услуги «Укртрансгаз» ничего не получает. Получает НАК и распоряжается этими средствами. А возможные кредиты на реконструкцию ГТС, которые мог бы получить «Укртрансгаз», на самом деле реально будут направлены на… латание бюджетных дыр, выплаты зарплат и пенсий бюджетникам. Только вряд ли стоит рассчитывать на неосмотрительность потенциальных европейских кредиторов. Уж если они дадут деньги на реконструкцию и модернизацию ГТС, то сначала хорошо изучат, кому именно и будет ли этот заемщик иметь реальную возможность вернуть кредиты.

Если все хотя бы приблизительно так, то ничего не стоят ни распоряжение Кабмина от 15 апреля, ни указ президента от
14 мая, в которых речь идет об активизации работы по организации модернизации украинской ГТС в соответствии с Брюссельским заявлением Украина — ЕС. В них о вышеописанной операции под условным названием «Ликвидация ОДУ» ничего не сказано.

Попытки «ЗН» получить комментарий по поводу происходящего вокруг ОДУ у членов правления НАКа свелись к переданной нам фразе зампредседателя правления «Нафтогаза» Игоря Диденко: «Ни о какой ликвидации ОДУ речь не идет. Это только реорганизация структуры НАКа».

Тем более интересно, зачем понадобилась такая реорганизация, если еще с прошлого года НАК планомерно «замкнула на себя» принятие всех основных решений «Укртрансгазом» и ОДУ. Что же касается финансов, то сначала «Нафтогаз» урезал донельзя бюджет своего транспортного дочернего предприятия, а затем расплатился за импортированный из РФ газ… услугами по транзиту российского газа. То есть до февраля 2010 года украинские газотранспортники останутся без зарабатываемых средств. Но обязательства по транзиту и распределению газа остаются за… «Укртрансгазом» и его ОДУ. Может, для этого НАК и создает свое диспетчерское управление, оставляя «Укртрансгаз» еще более бесправным исполнителем.

Но возможны варианты.

Вспомним, например, что глава правления «Нафтогаза» Олег Дубина еще в начале марта говорил, что никогда не назначит Константина Ефименко на должность директора ДК «Укртрансгаз». Собственно, он и не назначал (в то время находился на больничном). Но 19 марта Ярослав Марчук подал заявление об увольнении с должности директора ДК «Укртрансгаз», а уже 20 марта на эту должность был назначен Константин Ефименко. Приказы подписал и.о. председателя правления «Нафтогаза» Игорь Диденко. Хотя вообще-то он подал «веленное» представление в Кабмин, а уже там и назначили.

В среде не столько газовиков, сколько политиков поговаривают, что К.Ефименко, несмотря на свою бютовскую прописку, назначен директором «Укртрансгаза», условно говоря, по квоте партии спикера парламента В.Литвина.

Спрашивается: зачем нынешнему председателю Верховной Рады и якобы его протеже понадобилось ходить по «минному полю» «Укртрансгаза»? Впрочем, как и любому другому человеку. Опять же, ответов может быть несколько. Может, амбиции? Может, колоссальный опыт? А может, оно того стоит?..

Шаг вправо или влево (или даже взгляд) в «Укртрансгазе», говорят (пока НАК не закрутила ему гайки), означал большую дельту. А вы представляете, как людям не нравится «недополучать прибыль»…

Возможно, в связи с этим в НАКе решили, что разумнее лишить «Укртрансгаз» всякой возможности получать прибыль, чем бороться с узаконенным получением неучтенной прибыли? И таким образом заодно лишить директора «Укртрансгаза» К.Ефименко каких-либо возможностей иметь доступ к управлению финансами газотранспортного предприятия? Если так, то ликвидация ОДУ в составе «Укртрансгаза» и создание НАКовского ОДУ, возможно, имеет смысл. Для руководства «Нафтогаза Украины».

К слову, правление НАКа решило: «Организационно подчинить производственную деятельность новообразованного объединенного диспетчерского управления заместителю главы правления Я.Марчуку» — экс-директору «Укртрансгаза». После всего выше предположенного, что остается директору ДК «Укртрансгаз» К.Ефименко? Или любому другому на его месте? Только выполнять указания НАК «Нафтогаз Украины».

Что остается НАКу? Искать деньги на оплату российского газа и не поддаваться на провокации. Реально, а не виртуально заботиться о завтрашнем дне газовой отрасли Украины все равно никто не собирается. Всем не до того.

Нас же в этой ситуации интересует не то, кто и где будет «стричь» по 10 млн. ежемесячно для смотрящих за смотрящими или в какую именно партийную кассу эти средства пойдут. Для бюджета это все равно дыра — будь она в «Укртрансгазе» либо в НАКе. Нас интересуют два принципиальных момента. Первый — судьба высококвалифицированных специалистов ликвидируемого ОДУ «Укртрансгаза». Во времена, когда вузы в основном готовят менеджеров, юристов и, в крайнем случае, финансистов, найти инженера для ОДУ — деликатнейшая проблема. Если рубить с плеча или руководствоваться принципом «сам стою, своих беру», то можно таких дров наломать, что мало всей Европе не покажется.

И второй момент — что будет с ГТС страны, точнее, с планами по ее модернизации, если вместо создания независимого и финансово, и юридически оператора газотранспортной системы, не аффилированного с НАКом, мы видим обратный процесс: централизацию управления и финансовых потоков всех структурных подразделений (добывающих, транспортных, распределительных, торговых) под крышей НАКа? Зачем? Для кого? Ведь уже сам факт такой «реструктуризации» «Укртрансгаза» полностью дискредитирует Украину в глазах ЕС. А ведь была надежда на взаимовыгодное сотрудничество…

Психическая атака «Газпрома»

Тем временем атака не столько «Газпрома», сколько руководства Российской Федерации на НАК «Нафтогаз Украины», власти Украины и Европейский Союз усиливается. Несмотря на то, что президент Еврокомиссии Ж.Баррозу сообщил, что предложит обсудить вопрос финансирования закачки российского газа в украинские ПХГ на саммите 18—19 июня, глава правительства РФ заявляет, что ЕС не желает оказывать помощь Украине.

Сначала российский премьер В.Путин сказал, что все его обращения в Еврокомиссию «до сих пор успеха не имели». И в очередной раз напомнил, что «при первом же сбое в оплате «Газпром» имеет право потребовать предоплату от НАК «Нафтогаз Украины». Эту мысль развил президент РФ Д.Медведев, потребовавший от правительства и лично от вице-премьера Игоря Сечина добиваться от украинской стороны четкости соблюдения контракта. Нет денег — нет газа. Таков лейтмотив.

Но зачем нагнетать ситуацию? Всем уже известно, что до седьмого числа текущего месяца Украина обязалась рассчитаться за газоимпорт предыдущего месяца. Да, Украине непросто выполнять это обязательство. И не только из-за необходимости закупить у «Газпрома» газ для формирования запаса в ПХГ. Поэтому правительство Украины и обратилось за помощью к Евросоюзу, а затем и к России.

В результате Украину стали воспринимать в качестве шарика для игры в пинг-понг между РФ и ЕС. Оба игрока защищают свои национальные и коммерческие интересы.

«Нафтогаз» реорганизует свою структуру, а премьер РФ В.Путин обращается к «европейским партнерам»: «Мы заранее предупреждаем о том, что такой конфликт может возникнуть, который может привести в конце июня — начале июля к полной остановке нашего транзита». Мол, украинская ГТС и неплатежеспособность Украины — это общая проблема.

Но пока каждый видит ее решение на свой лад. Россияне не прочь получить предоплату за газ для ПХГ, который в сезон отбора будет стоить гораздо дешевле. Европейцы не намерены подыгрывать в этом «Газпрому». В Украине же — очередная предвыборная свистопляска.