UA / RU
Поддержать ZN.ua

Зачем Госгеонедра отзывают лицензии даже у государственной "Укргаздобычи"?

На днях Государственная служба геологии и недр Украины (Госгеонедра) разместила на своем сайте указ №374 об аннулировании, приостановке и возобновлении действия специальных разрешений на пользование недрами и установлении сроков для устранения нарушений. Документ, подписанный временно исполняющим обязанности главы Госгеонедр Украины, вызвал неоднозначную реакцию и бурное обсуждение в профессиональной среде.

Автор: Ольга Белькова

На днях Государственная служба геологии и недр Украины (Госгеонедра) разместила на своем сайте указ №374 об аннулировании, приостановке и возобновлении действия специальных разрешений на пользование недрами и установлении сроков для устранения нарушений. Документ, подписанный временно исполняющим обязанности главы Госгеонедр Украины, вызвал неоднозначную реакцию и бурное обсуждение в профессиональной среде.

За последние годы в самой Госслужбе геологии и недр, кроме имени руководителя, к сожалению, фактически ничего не изменилось. Принципы работы и подходы к компаниям остались прежними, как, впрочем, и принципы давления. Этот госорган остается одним из наиболее закрытых и непрозрачных в своих решениях.

В перечень компаний, согласно указу № 374, попали компании из разных отраслей, но больше всего чиновники решили "затормозить" деятельность именно газодобывающей отрасли. Так, среди компаний, получивших штрафные карточки, оказалась государственная "Укргаздобыча", компании с иностранными инвестициями - "Регал Петролеум", "Полтавская газонефтяная компания", "Тисагаз" и другие. Суммарно эти компании ежегодно обеспечивают Украине 1,3 млрд кубометров газа. Приостановка добычи на их промыслах означает, что часть указанных объемов газа наша страна будет вынуждена импортировать по цене с привязкой к дорожающей валюте. Почему это важно?

Компании не могут понять оснований для столь радикальных действий Госгеонедр. Ведь поводы для проверок, как и сами проверки, по их словам, были очень условные. К примеру, фактические показатели не соответствуют проектным, а согласовать новый проект просто невозможно, особенно учитывая, что условия ведения бизнеса в стране резко изменились за последние годы. Также основанием называли попытку проверки с грубыми нарушениями, намеренное несоставление необходимых протоколов и требование предоставить информацию, которая является конфиденциальной и подлежит особой процедуре разглашения (предоставления).

По информации, предоставленной мне самой крупной государственной компанией ПАО "Укргаздобыча", от дальнейшей судьбы которой напрямую зависят тарифы для населения, одним из оснований для приостановки действия лицензий стала якобы задолженность перед бюджетом и нарушения ст. 24 Кодекса Украины о недрах, ст.20, 27 Закона Украины "О нефти и газе", ст. 7 Закона Украины "Об основах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности".

Согласно справке Государственной фискальной службы от 12 ноября 2015 г., задолженность ПАО "Укргаздобыча" реструктуризирована. О причинах задолженности также знает вся страна - НАК "Нафтогаз Украины" не рассчитывается за поставленный газ, а ПАО "Укргаздобыча" в итоге вынуждена платить огромные проценты по своим реструктуризированным налоговым обязательствам.

Так почему же должностные лица Госгеонедр Украины не учли эти аргументы при принятии решения?

Вместе с тем почему-то мы не слышим о громком отзыве лицензий у "Укрнафты", которая, очевидно, должна была бы быть первой в списке на аннулирование спецразрешений, так как, опять же, вся страна в курсе ее задолженностей перед бюджетом как по ренте, так и по дивидендам.

Кроме того, проверки в части лицензий, используемых в совместной деятельности, почему-то содержат замечания именно к государственному предприятию - ПАО "Укргаздобыча", но полностью игнорируют ситуацию с выполнением обязательств частных партнеров госкомпании. Как минимум, очевиден избирательный подход.

Приостановка добычи "Укргаздобычей" с одной скважины в среднем обходится бюджету в один миллион гривен в день - это рента, акциз, НДС, которые компания заплатила бы в случае продолжения производства.

За последний год в сегменте газодобычи произошло столько изменений, что можно констатировать полную дезорганизацию всех процессов. Немудрено, что добытчики теряются в том, на что именно нужно реагировать.

Представители правительства и парламент уже не могут игнорировать факт падения внутренней добычи углеводородов и даже публично признают необходимость срочного урегулирования фискальной политики, обязуясь снизить налоги.

Добывающие компании обвиняют в невыполнении взятых на себя инвестиционных обязательств. Но забывают сказать о том, что данные обязательства были взяты инвесторами при другой системе налогообложения и другом инвестиционном климате в стране. Государство сетует на недостаток бюджетных средств, но при этом не хочет признавать, что бюджетные поступления сдерживаются его же собственной политикой. Бизнес выигрывает споры у государства в международных судах, но и этого предпочитают не замечать. Тотальное непонимание, нежелание слушать и слышать, неприятие цивилизованных правил игры приводят к тому, что за один только 2015 г. газодобывающие компании сократили инвестиционные программы более чем на 10 млрд грн.

Если добыча на скважинах останавливается в принудительном порядке (что может быть сделано по решению Госгеослужбы), нет гарантий того, что скважина не уменьшит свой дебит (предельный объем, который можно получить из скважины за определенный промежуток времени) при последующем ее запуске. Эту технологическую особенность знают все газодобытчики, но, к сожалению, в очередной раз забывают в высоких кабинетах. Забывают и о том, что ввиду высокой налоговой нагрузки компании сами вынуждены сворачивать проекты и останавливать бурение скважин.

Логичный вопрос: зачем рубить сук, на котором сидишь? И зачем создавать поводы для судебных исков к государству от компаний и международных инвесторов? Мы с коллегами обратимся с запросами для пояснений в Госгеонедра и будем просить премьер-министра обновить процедуры, регламентирующие вопросы отзыва и приостановки лицензий таким образом, чтобы решения органа не вызывали шквал эмоций и подозрений у участников рынка. Государственные чиновники должны нести ответственность за свои действия, публичные заявления и невыполненные обещания.

Если бы вместе с таким знаковым решением Госгеонадра также предложили общественности факты и доказательную базу, то было бы меньше спекуляций и подозрений в предвзятости решения об отзыве лицензий. Безусловно, у этого органа есть миссия по оперативному контролю за соблюдением лицензиатом условий, особенно в части тех лицензий, по которым не ведется фактическая работа по добыче. Но эта миссия должна осуществляться таким образом, чтобы создавать предпосылки для увеличения добычи газа, а не сокращения. Сейчас же недоверие и возмущение рынка конвертируются в сворачивание деятельности, судебные иски против Украины, а выплаты за неправомерные решения будут осуществляться за счет госбюджета. То есть за счет всех граждан страны.