С нового года вступает в силу закон, который усиливает социальную защиту населения, проживающего в 30-километровой зоне ядерных предприятий. В ноябре 2009-го Верховная Рада преодолела вето президента Виктора Ющенко на Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины по упорядочению вопросов социальной защиты населения, проживающего на территории зоны наблюдения предприятий по добыче и переработке урановых руд, ядерных установок и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами». С началом действия этого закона эксперты прогнозируют революционный переворот в развитии ядерно-энергетической отрасли. Предстоящие финансовые инъекции в развитие территорий, где будут сооружаться новые ядерные объекты, послужат хорошим стимулом для их поддержки населением. Конечно же, при условии, что они будут отвечать мировым требованиям по ядерной безопасности.
В новом 2010 году организации, эксплуатирующие ядерные объекты, обязаны платить сбор в специальный фонд госбюджета Украины для последующего финансирования социально-экономических мероприятий как компенсацию рисков населения, проживающего вблизи ядерных объектов. Отныне регионы будут заинтересованы в сооружении новых ядерных объектов, ведь они получат денежные средства на развитие объектов социально-культурной сферы. Деньги на эти цели правительство будет аккумулировать в специальном фонде госбюджета, а затем перечислять в виде субвенций в специальные фонды областных, городских, районных советов городов-спутников ядерных объектов.
Вступающий в силу закон подтолкнет развитие ядерно-энергетического комплекса. Ведь кризис когда-то закончится, экономика начнет развиваться, увеличивая потребности в электроэнергии. Для Украины преимущества атомной энергетики на фоне иссякающих запасов органического топлива бесспорны, как, впрочем, и для всего мира, находящегося в состоянии глобального энергокризиса. Это тем более актуально для нашей страны, так как запасов урана хватит на сотню лет. По объемам разведанных запасов урана Украина занимает шестое место в мире. А это значит, что АЭС еще долго будут оставаться основой энергобезопасности страны.
Принятая в марте 2006-го Энергетическая стратегия Украины до 2030 года предполагает сохранить столь же важную роль атомной энергетики в обеспечении жизнедеятельности страны, как и сегодня. А на сегодняшний день эта отрасль дает более половины от всей произведенной электроэнергии, и с момента провозглашения независимости Украины отрасль остается главным донором всей экономики. Украинцы платят за электроэнергию по самым низким тарифам в Европе! И это — благодаря сверхнизкому тарифу для АЭС, устанавливаемому Национальной комиссией регулирования электроэнергетики Украины (НКРЭ). К примеру, в ноябре в общий котел оптового энергорынка Украины атомщиков обязывали продавать свой товар по цене всего лишь 14 коп. за киловатт•час. В то же время теплоэлектростанции продавали электроэнергию в 2,8 раза дороже — по 39 коп., а городские теплоэлектроцентрали — в 4,8 раза дороже — свыше 67 коп. за киловатт•час. В общем объеме цена усредняется, и удешевленный за счет атомщиков товар продают поставщикам по средней цене ниже 32 коп., а не 39 или 67 коп., как это могло бы быть, если бы не работали АЭС. О том, к каким последствиям подобный ценовой перекос приводит в самой отрасли, поговорим чуть ниже. А сейчас о том, как Украине на ближайшие сто лет сохранить самый дешевый источник энергии — до того времени, пока глобальный кризис не инициирует революцию в промышленных технологиях и не предложит взамен атомной энергетики другие источники. Пока же ученые всего мира утверждают, что альтернативы ядерной энергетике не существует.
Чтобы сохранить к 2030 году нынешнюю долю атомной энергетики в энергообеспечении страны, Украине необходимо удвоить мощности атомных электростанций — с нынешних 13,8 до 29,5 ГВт. Если учесть, что к 2030-му закончится даже продленный срок работы всех ныне действующих энергоблоков (кроме построенных в 2004-м двух блоков на Хмельницкой и Ривненской АЭС), то становится понятно, почему необходимо построить более 20 новых ядерных энергоблоков (миллионников). Для реализации столь масштабных планов ежегодные потребности в инвестициях сопоставимы со стоимостью всей товарной продукции, производимой компанией НАЭК «Энергоатом», — это около 13 млрд. грн. (с НДС) ежегодно. И проблема состоит не только в том, где взять такие деньги, но и в том, как организовать управление проектами подобного масштаба.
«Атомная энергетика — это высокотехнологичная сфера деятельности, ее развитие должно обеспечиваться за счет внедрения перспективных инновационных проектов, обеспечивающих переход на качественно новый уровень ядерных технологий по безопасности и экологии», — говорит президент НАЭК «Энергоатом» Юрий Недашковский. Мировой опыт свидетельствует: создаваемые и действующие АЭС должны опираться на собственный инжиниринг и собственное атомное машиностроение. При сооружении новых АЭС примерно 50—70% используемого для этих целей оборудования должно производиться в собственной стране. Независимая Украина не имеет опыта строительства с нуля таких высокотехнологичных объектов, как ядерные энергоблоки, поэтому и здесь предстоит многое освоить — в тесной кооперации с мировыми лидерами. В конце мая 2010 года «Энергоатом» планирует провести в Киеве совместно с FGL-energy международную конференцию с целью поиска будущих партнеров.
По следам мировых гигантов
Стремительным развитием атомной энергетики занялись ведущие страны — США, Франция, Япония, Россия, Финляндия. Ядерные энергоблоки строят «азиатские тигры» — Китай, Индия, Южная Корея и Иран, а также страны Европы и Латинской Америки. Не так давно Международное энергетическое агентство прогнозировало спад интереса к атомной энергетике, а теперь говорит о «глобальной энергетической революции». Уже более 40 стран заявили о намерениях создать ядерную энергетику. Среди них — Италия, Польша, Беларусь, Турция, Казахстан и другие.
За последние десятилетия разработаны реакторы нового, третьего, поколения, их уровень безопасности на несколько порядков, а точнее, в 1000 раз (!) выше предыдущих образцов. Реакторы оборудованы многоуровневой системой защиты.
Мир пошел по пути усиленного развития ядерной энергетики, однако проблемы со строительством новых ядерных энергоблоков испытывают многие страны, в том числе и лидеры ядерного рынка — Россия, Франция, Финляндия. «Мы видим, что у всех есть проблемы, поскольку образовавшийся в конце прошлого столетия 10—
15-летний разрыв в инвестиционной деятельности, когда в мире не строили ядерные энергоблоки, кроме как на Востоке, привел к распаду инжиниринговых систем, призванных управлять мощнейшим строительством», — говорит Владимир Бронников, генеральный директор «Атомпроектинжиниринга» (АПИ), обособленного подразделения НАЭК «Энергоатом».
Для реализации ядерных проектов катастрофически не хватает специалистов, концентрация сил и ресурсов достигается с огромным трудом. Для преодоления этих проблем, с целью наладить управление всем процессом создания новых мощностей, в этом году в составе «Энергоатома» и было создано обособленное подразделение — «Атомпроектинжиниринг». На фоне практически полного отсутствия финансирования (деньги не заложены в тарифе) новое подразделение выстраивает собственную инжиниринговую систему. К тому же оно займется организацией процесса снятия с эксплуатации отработавших свой ресурс ядерных энергоблоков, чего до сих пор в Украине никогда не делали. Атомщики занимаются двумя никогда ранее не решавшимися задачами — строительством с «нуля» новых энергоблоков и выводом из эксплуатации старых. Их объединяет одна проблема — отсутствие финансирования. Атомная отрасль продолжает обеспечивать страну требуемым количеством электроэнергии. Ну а ее развитие отодвинуто на будущее.
И все же запуск новых проектов возможен — с целью развития атомной отрасли следует привлекать зарубежных инвесторов. В стартовой готовности уже находятся два таких проекта, реализуемых «Энергоатомом» за деньги других стран. Первый — это строительство в Чернобыльской зоне централизованного хранилища «сухого» типа для отработанного топлива: инвестиции в размере 127 млн. евро привлечет американская компания Holtek (детально об этом проекте «ЗН» уже рассказывало в №46 от 28 ноября 2009 г.). Второй проект — завершение строительства третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС: кредит на сумму 4—5 млрд. долл. обещает Россия, но при условии, что топливо для них будет российское.
Хмельницкая аналогия Балаковской АЭС
Проект должен стать своеобразным плацдармом для восстановления работоспособности строительно-монтажного и проектировочного комплексов Украины. Победителем международного конкурса по отбору проекта реакторной установки для строительства третьего и четвертого энергоблоков ХАЭС в октябре 2008 года Минтопэнерго признало российскую компанию «Атомстройэкспорт», представившую проект В-392Б. Это усовершенствованная реакторная установка российской конструкции ВВЭР-1000. «Реактор имеет повышенные показатели по безопасности, он оснащен пассивной системой отвода тепла и дополнительной системой аварийного охлаждения. Увеличен его проектный ресурс — корпус реактора может работать не 30, а 50—60 лет», — говорит Владимир Бронников.
Строительство энергоблоков Хмельницкой АЭС планировалось начать в 2011-м, а закончить в 2016 году. Готовность третьего блока сегодня оценивают в 75%, а четвертого — в 28%. В случае выбора другого типа реактора пришлось бы демонтировать сооруженные конструкции, а это дополнительные расходы. Проект В-392Б был разработан для пятого и шестого энергоблоков Балаковской АЭС (РФ), которые по степени готовности и типу строительных конструкций аналогичны третьему и четвертому энергоблокам ХАЭС. Россияне сделали интересное предложение: в общей стоимости поставок они обеспечат 85% товарного кредита — это стандартная схема поддержки Россией собственного экспорта (оставшиеся 15% обеспечит наша сторона).
Сотрудничество по достройке энергоблоков ХАЭС начнется только лишь после подписания между Украиной и Россией межправительственного соглашения (основные моменты уже согласованы). Нерешенным остался один вопрос: подписание долгосрочного контракта на поставки российского ядерного топлива для украинских АЭС. Россияне готовы предоставить кредит при одном условии: поставки топлива для третьего и четвертого энергоблоков на весь срок их эксплуатации будут осуществлять российские заводы, причем независимо от того, будут они расположены в Украине или же в России.
Затянувшееся согласование позиций сторон в упомянутом соглашении тормозит развитие не только атомной энергетики, но и машиностроения. С целью реализации хмельницкого проекта еще в феврале 2009-го Кабмин принял постановление №118 «О первоочередных мерах по строительству 3-го и 4-го энергоблоков ХАЭС», в котором на его реализацию до конца текущего года выделялось порядка 240 млн. грн. Эти деньги планировалось собрать за счет надбавки к тарифу на атомную энергию. Однако ввиду кризиса НКРЭ отказалась повысить тариф, поэтому ни одной копейки до сих пор не поступило. И в первом квартале 2010-го повышать тариф НКРЭ не планирует, об этом недавно заявил глава НКРЭ Валерий Кальченко.
В упомянутом постановлении было запланировано еще и проведение ремонтно-восстановительных работ на площадке станции, консультаций с общественностью, однако эти работы зависли.
Финансовые перекосы
Атомный комплекс уже многие годы страдает от тарифного голода. Экономисты отрасли предоставили «ЗН» анализ динамики показателей с 2001-го по 2009 год. За этот период тариф на электроэнергию АЭС вырос почти на 68% (с 8,24 до почти 14 коп. за киловатт•час), тогда как тариф для тепловых электростанций вырос более чем на 300% (с 11,95 до 39 коп.). При этом индекс инфляции за этот же период составил почти 248%, а стоимость российского ядерного топлива увеличилась в 2,1 раза. Тариф для украинских АЭС — самый низкий в мире! Даже россияне, продавая ядерное топливо своим АЭС по цене вдвое ниже, чем для наших станций, установили тариф почти в полтора раза выше нашего.
Но несмотря на вполне очевидные грубейшие перекосы в тарифной политике, «Энергоатом» с 2001-го по 2007 год на 22% увеличил производство электроэнергии. Внутренние ресурсы для этих целей были найдены за счет сокращения численности персонала — с 39753 человек в 2001 году до 34681 человек в 2009-м, а также за счет снижения дебиторской задолженности почти на 2 млрд. грн. (до 4,2 млрд. грн.). Кредиторская задолженность компании тоже сокращена: с 4,7 млрд. грн. в 2004 году до 1,6 млрд. грн. на начало ноября 2009-го. За десять месяцев этого года общая сумма уплаченных в бюджет, внебюджетные фонды налогов и начислений по страхованию превысила 2,9 млрд. грн.! Это на 580 млн. грн. больше, чем за аналогичный период 2008-го.
Из-за спада спроса на электроэнергию в этом году «Энергоатом» все же сократит производство на более чем 6 млрд. кВт•ч стоимостью 850 млн. грн. Кроме того, компания понесла дополнительные расходы из-за курсовой разницы валют на сумму 240,6 млн. грн., и до конца года потери вырастут еще на 70 млн. грн. Покупка валюты обусловлена необходимостью финансировать поставки ядерного топлива из РФ, вывоз отработанного ядерного топлива в Россию, а также погашать кредиты ЕБРР и Европейского сообщества по атомной энергии. Кроме того, «Энергоатом» в этом году должен профинансировать программу создания резерва ядерного топлива по долгосрочному контракту с ГП «Восточный горно-обогатительный комбинат» в объеме 1,02 млрд. грн. (без НДС). В тарифе на эти цели деньги не предусмотрены, а вопрос привлечения кредитов находится в стадии переговоров с января 2009 года. Кроме того, компания была вынуждена провести расчеты с госбюджетом по оплате налога на прибыль за десять месяцев на сумму почти 819 млн. грн., в то время как в структуре тарифов на эти цели было предусмотрено всего лишь 284 млн. грн.
Понятно, что все вышеперечисленные факторы не могли не сказаться на выполнении производственных и социальных программ «Энергоатома». Поступающих с энергорынка средств не хватает для финансирования даже приоритетных направлений. К ним относятся расчеты с бюджетом по налогам и сборам (в том числе НДС на таможне при поставках свежего ядерного топлива), расчеты за ядерное топливо. Недостаточно финансируется и создание ядерно-топливного цикла и резерва ядерного топлива. Есть проблемы с финансированием продолжения срока эксплуатации первого энергоблока РАЭС. Сорваны планы по жилищному строительству, сокращены расходы на оплату труда, на социальные расходы и пр.
Необходимость сокращения годовых объемов финансирования по основным статьям расходов «Энергоатома» вынудила правительство вмешаться в ситуацию. Тема тарифного дефицита в августе была вынесена на рассмотрение межведомственной рабочей группы, возглавляемой руководителем группы советников премьер-министра. Однако до сегодняшнего дня поручение премьера от 11.08.09 г. №33727/9/1-09, обязывающее пересмотреть тариф на электроэнергию АЭС, не выполнено.
Атомные резервы на исходе, поэтому тариф нужно повышать, ведь атомная энергетика — это прежде всего безопасность. И делать это необходимо, не дожидаясь завершения экономического кризиса. Атомный комплекс уже сейчас мог бы стать ядерным локомотивом украинской экономики. Но без поддержки со стороны власти этого не произойдет.