UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЯДЕРНАЯ ОТРАСЛЬ В ЗАКОНОНЕПОСЛУШНОМ ОБЩЕСТВЕ

Мы должны приложить все наши усилия к улучшению самой технологии, развитию и выработке строгих стандартов и норм качества безопасности технологии...

Автор: Виктор Якомаскин

Мы должны приложить все наши усилия к улучшению самой технологии, развитию и выработке строгих стандартов и норм качества безопасности технологии.

Академик В.Легасов (из доклада Международной комиссии по окружающей среде

и развитию, публичные слушания, 8 декабря 1986 года )

Летом 1994 года на Запорожской АЭС могло случиться достойное внимания общественности и прессы событие - остановка всех пяти находящихся в промышленной эксплуатации энергоблоков. Ситуация с плановыми и неплановыми отключениями развивалась таким образом, что к 10 августа в сети находился только один энергоблок - 2-й. Работники АЭС, идя утром на работу, хмуро смотрели на информационное табло, на котором высвечивалась скромная цифра - 415 МВт. Блок выдавал в сеть чуть больше 8 процентов от установленной мощности АЭС, причем пятая часть вырабатываемой электроэнергии расходовалась на собственные нужды. При внезапном отключении и этого энергоблока станция превращалась из поставщика электроэнергии в ее потребителя, и у всех это вызывало тревогу, несмотря на то, что данный режим предусмотрен и подстрахован независимыми источниками электроэнергии.

Сенсация, к счастью, не состоялась, т.к. через несколько дней был включен в сеть еще один энергоблок. Несмотря на благополучный выход из энергетического кризиса местного масштаба, тот случай должен был стать тревожным сигналом о неблагополучии в организации эксплуатации АЭС. Должен был, но не стал. Потому что в условиях неплатежей, разрыва хозяйственных связей и постоянных перестроек структуры управления ядерной отраслью говорить о надежности, безопасности, качестве поставок, совершенствовании организации управления АЭС было признаком плохого тона. Эти темы и раньше не были приоритетными, т.к. перед строителями и эксплуатационниками стояла одна основная задача - наращивание энергетических мощностей и увеличение выработки электроэнергии. Однако проблема качества эксплуатации АЭС осталась и периодически дает о себе знать отказами оборудования, приводящими к отключению блоков от сети.

(Парадокс в том, что качество и есть ключ решения проблемы увеличения производительности. Это поняли производители продукции промышленно развитых стран, но это еще не все знают у нас.)

Что является причиной частых неплановых остановок блоков АЭС. Этот далеко не праздный интерес к состоянию эксплуатации АЭС может возникнуть у каждого рядового потребителя электроэнергии, половина которой в Украине вырабатывается в настоящее время атомными станциями. Причина, во-первых, в оборудовании, изготовленном, за редким исключением, на заводах СНГ, и, во-вторых, в качестве его обслуживания, ремонта, модернизации. А где резервирование? - спросит искушенный читатель. Система управления АЭС построена таким образом, что существует высокая надежность остановки реактора в аварийных ситуациях, однако отказ копеечного электронного элемента в самой системе управления отключит энергоблок от сети без всякой на то необходимости. Отказы основного технологического оборудования в ряде случаев также вынуждают снижать мощность или останавливать блок. Каждая неплановая остановка одного блока-миллионника - это встряска энергосистемы и снижение надежности энергоснабжения, в том числе надежности обеспечения электроэнергией остановленных блоков. Поэтому необходима постоянная работа по восстановлению ресурса оборудования и совершенствованию проекта, технологии, систем управления, а для этого нужны средства.

На этом можно было бы ставить точку, т.к. очень мало шансов быть услышанным в хоре жертв всеобщих неплатежей. Однако налоги, которые мы платим, уж точно доходят до получателей - органов государственной власти, отвечающей за порядок в ядерном комплексе. Какие меры предпринимают должностные лица, облеченные властью, для повышения надежности и стабильности работы АЭС ?

8 февраля 1995 года Верховная Рада Украины приняла закон «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности» ( в дальнейшем - Закон). Хороший закон, но он пригоден для нормальной экономики, где не осуществляется грабеж электроэнергии в государственном масштабе. В настоящее время на счета Запорожской АЭС поступают суммы, составляющие лишь единицы процентов от стоимости отпущенной электроэнергии. В денежных потоках, являющихся кровеносной системой экономики, образовался огромный тромб на пути к AЭC. Ядерная энергетика стала самым щедрым благотворительным обществом в государстве - около миллиона долларов в сутки, причем источники благотворительности - это наши с вами деньги, а получатели - различные посреднические структуры на пути прохождения денег oт непосредственного потребителя к АЭС. Возможен и другой сценарий, предусматривающий старый социалистический метод - отнятие денег у предприятий, их зарабатывающих, и дотирование нерентабельных или закрытие бюджетных прорех. В условиях, когда у правительства существуют обязательства по ликвидации государственных долгов за энергоносители, почему бы не использовать на эти цели деньги отрасли, которой Законом отказано даже в праве их требовать. Требовать способами, разрешенными для всех остальных граждан. Статья 35 Закона запрещает персоналу ядерных установок бастовать. Если законодатели, голосуя за данную статью, имели в виду запрет на оставление персоналом ядерной установки, так необходимо было соответствующим образом сформулировать данную статью Закона.

Понимая спорность данного положения, все же считаю, что наличие права на отключение потребителей могло бы улучшить платежную дисциплину. А пока же статьей 35 Закона беззастенчиво пользуются по принципу: зачем платить АЭС - она и так никуда не денется.

Краткая справка. Оперативный персонал Запорожской АЭС вступил в трудовой конфликт с администрацией станции по поводу нарушения администрацией закона Украины «Об оплате труда», генерального и отраслевого тарифных соглашений, коллективного договора. Сторонами пока соглашения не достигнуто. Созданный для разрешения спора трудовой арбитраж в своем решении отметил: «...Создание напряженной ситуации в трудовых коллективах из-за невыплаты зарплаты и несвоевременное проведение планово-предупредительных ремонтов снижает общий уровень безопасности АЭС. Из-за отсутствия средств остаются парализованными программы повышения безопасности и надежности АЭС».

Из-за невыполнения мер по обеспечению безопасности, которые требуют финансирования «живыми» деньгами, АЭС в соответствии со ст.32 Закона может быть лишена лицензии на право эксплуатации ядерной установки. Но, как вы сами понимаете, хрен редьки не слаще. То ли электричество отключат по причине забастовки персонала, то ли вследствие лишения лицензии - какое нам, потребителям, до этого дело.

При тотальных неплатежах закрытие одного или двух блоков из шести будет для персонала АЭС как манна небесная. Однако лицензии на эксплуатацию исправно выдаются, а выданные не отбираются. Почему? Ответ прост. Министерство охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины (МЭБУ), выдающее лицензии, и атомные станции подчинены одному ведомству - Кабинету министров Украины. Правительство, испытывающее огромные трудности с бюджетными ресурсами, не может позволить МЭБУ запретить эксплуатацию хотя бы одного энергоблока (что-то очень знакомое, не правда ли?). Для государства - владельца АЭС в настоящий момент закрыть волевым решением станцию - это все равно, что зарезать курицу, несущую золотые яйца.

…В бюджете 1996 года на развитие ядерной энергетики не было выделено ни копейки. Правительство в лице Госкоматома «выжимает» от АЭС максимальной выработки электроэнергии и ввода в эксплуатацию новых блоков, ничего не давая взамен, руководство АЭС «выжимает» от персонала сокращения сроков ремонта оборудования, закрывая глаза на нарушение технологии, МЭБУ исправно выдает лицензии с длинным перечнем отступлений от действующих требований, которые предстоит устранить. Все довольны, за исключением персонала АЭС, медицинских работников, учителей и остальных жителей «атомных» городов, не получающих зарплату и поступлений в местный бюджет и потерявших веру в то, что государственные чиновники выведут отрасль из кризиса.

Выполняя условия лицензии на эксплуатацию АЭС не в полном объеме, выборочно, мы уподобляемся чеховскому персонажу, который откручивал гайки на железнодорожном полотне, но не подряд, а через одну. Наше понимание культуры безопасности с тех пор ничуть не изменилось.

Основатель и первый президент Римского клуба, философ и гуманист XX века и, в то же время, руководитель крупных промышленных проектов Аурелио Печчен об этом написал следующие строки: «В чем я лично действительно не уверен, это в возможности сделать чистым, надежным и безопасным само современное человеческое общество. Я уже посвятил много страниц описанию того состояния хаоса и беспорядка, в котором оно пребывает, его неуправляемости и неспособности к рациональным и гуманным поступкам, царящих в нем непреодолимых противоречий, с которыми оно не в состоянии справиться. Можно ли позволить такому обществу стать ядерным ?

...Человечество поступило бы в высшей степени опрометчиво и безрассудно, если бы стало ядерным, предварительно не подготовив для этого всю человеческую систему. И проблемы здесь встают отнюдь не технического или экономического, а политического, социального и культурного характера».

Книга А. Печчен вышла в свет в 1977 году, через девять лет действительность подтвердила его слова. Когда случилась чернобыльская катастрофа, было все - устойчивая политическая система, стабильная экономика, централизованные жестко контролируемые поставки оборудования и запчастей, социально защищенный персонал. Не было единственного - соответствующей культуры людей, причастных к аварии, культуры выполнения установленных правил.

Сейчас мы совершенно спокойно можем констатировать, что ядерная отрасль Украины несет в себе все черты нашего общества со всеми его бедами и проблемами и главным принципом производственной культуры: «авось пронесет». Поэтому отношение к АЭС в условиях несовершенства законодательной базы и отсутствия надежных механизмов государственного управления должно формироваться преимущественно через систему наиболее устойчивых нравственных императивов. Нормы и правила использования ядерной энергии должны стать в один ряд с законами человеческой морали и совести.

В настоящее время главную опасность для АЭС представляет не регулируемая ядерная реакция, а неуправляемые процессы, происходящие в различных сферах жизни общества, которые могут окончательно добить начинающееся возрождаться доверие к АЭС. Необходимо найти возможность оградить атомные станции от разрушительного влияния негативных процессов в экономике, как ограждают ребенка от всего плохого.

Многое в повышении культуры эксплуатации АЭС на государственном уровне может сделать МЭБУ и другие органы государственного регулирования. А для этого необходимо усилить контроль с их стороны за безусловным выполнением законов Украины, стандартов, норм и правил, регламентирующих выполнение работ на АЭС. Под угрозой закрытия АЭС руководители отрасли найдут средства для выполнения необходимых условий их эксплуатации. А для этого прежде всего требуется защитить сами органы государственного регулирования в связи с нарушением второго абзаца ст.23 Закона, который гласит: «Органы государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности являются независимыми от государственных органов, учреждений и должностных лиц, деятельность которых связана с использованием ядерной энергии. Они не зависят от местных органов власти и самоуправления, объединений граждан».

Минэкобезопасности и другие органы государственной исполнительной власти, осуществляющие надзор в области использования ядерной энергии, целесообразно сделать подотчетными только Верховной Раде Украины.

Сейчас Запорожская АЭС работает стабильно, не считая периодически возникающих инцидентов без серьезных последствий. Однако впереди жаркое лето - пора года, неблагоприятная для работы оборудования. Количество отказов увеличится, и не хотелось бы повторения тревожного лета 94-го года.