UA / RU
Поддержать ZN.ua

Вывоз отработавшего ядерного топлива — работаем на Россию?!

НКРЭКУ отказывается предусмотреть в тарифе на электроэнергию Национальной энергокомпании "Энергоатом" 556,5 млн грн, необходимых ей для строительства Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ). Эта сумма привела бы к увеличению закупочного тарифа на электроэнергию НАЭК менее чем на 2%, что подтвердили в свое время и украинские, и российские атомщики.

Автор: Олег Кильницкий

НКРЭКУ отказывается предусмотреть в тарифе на электроэнергию Национальной энергокомпании "Энергоатом" 556,5 млн грн, необходимых ей для строительства Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ). Эта сумма привела бы к увеличению закупочного тарифа на электроэнергию НАЭК менее чем на 2%, что подтвердили в свое время и украинские, и российские атомщики.

Минэнергоугольпром в этой ситуации занимает пассивную позицию и на действия регулятора энергорынка никак не реагирует. Подобная позиция энергетических ведомств удивляет по нескольким причинам.

Во-первых, сооружение хранилища отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) украинских АЭС является приоритетной задачей плана мероприятий по выполнению программы деятельности Кабмина на 2015 г.

Во-вторых, задача диверсификации вывоза топливных сборок после завершения их эксплуатации является ключевым элементом энергетической безопасности Украины. И эта задача - по своей важности - ни в чем не уступает вопросу диверсификации поставок свежего ядерного топлива на отечественные АЭС. Только если о поставках свежего топлива на атомные станции говорят и даже трубят все, кому не лень, то о проблеме вывоза отработавших сборок в правительстве, похоже, забыли. Между тем без введения в эксплуатацию ЦХОЯТ ядерные энергоблоки рискуют просто остановиться.

В-третьих, кто, что и сколько бы в правительстве ни рассказывал о тяжелом финансовом положении украинской электроэнергетики в период наиболее эффективной подготовки к зиме, но после того, как НКРЭКУ увеличила НЭК "Укрэнерго" инвестпрограмму на пару миллиардов гривен для неоднозначно оцениваемых экспертами закупок "григоришинских" трансформаторов, полмиллиарда гривен на реализацию одного из важнейших проектов энергетической безопасности страны представляются не такой уж большой суммой. Особенно если учесть, что сооружение ЦХОЯТ позволит Украине сэкономить
160 млн долл. в год, которые уходят в РФ в качестве платы за вывоз отработавшего топлива - в Красноярск и Челябинск. Срок окупаемости проекта создания ЦХОЯТ - три-четыре года. Таким образом, строительство хранилища имеет для Украины не только энергетическое и экономическое значение, но и политическое.

И, наконец, в-четвертых. В декабре этого года исполнится десять лет с момента подписания контракта между украинским "Энергоатомом" и американской Holtec International на сооружение ЦХОЯТ, а практические работы на объекте так и не начались.

На протяжении десяти лет проекту постоянно кто-то и что-то мешало. Мешает до сих пор. То архитектора в Чернобыльскую зону отчуждения для утверждения проекта не могут подвезти. То "Укрзалізниця" предлагает "Энергоатому" самостоятельно реконструировать подъездную железнодорожную ветку в ту же зону. Теперь вот НКРЭКУ из-за запорожских трансформаторов не может найти в "Энергорынке" денег на сооружение хранилища. Доходы российского гражданина Константина Григоришина волнуют регуляторов больше?

Сознание просто отказывается допускать мысль, что до сих пор в киевских провластных кабинетах действуют лоббисты российского ядерного монополиста. Тем более что подспудные, но не очень скрываемые планы "Росатома" самому построить в Украине ЦХОЯТ вместо Holtec (на месте ныне сооружаемой "Арки") вроде как приказали долго жить.

Перестаньте кормить агрессора!

В 2013 г. истек срок действия 20-летнего договора, в соответствии с которым Украина вывозила отработавшее ядерное топливо на хранение в РФ. Поскольку вывозить ОЯТ из отечественных АЭС больше было некуда, Киев предложил Москве продлить договор до 2016 г. Россияне согласились. Но при этом увеличили стоимость вывоза топлива до 160 млн долл. в год.

Что будет после 2016 г., пока никто не знает. Существуют три наиболее вероятных варианта развития событий.

Первый. "Энергоатом" пойдет на очередной раунд унизительных переговоров с "Росатомом", после которого россияне вновь взвинтят цену или выставят, кроме ценовых, другие дополнительные условия.

Второй вариант. "Росатом" откажется продлевать контракт, после чего Украина столкнется с реальной угрозой переполнения пристанционных хранилищ ОЯТ на трех атомных станциях - Южно-Украинской, Хмельницкой и Ривненской с перспективой остановки ядерных реакторов. (Напомню, Запорожская АЭС в 2001 г. построила собственное хранилище.)

Спрогнозировать действия РФ на будущих переговорах проблематично. Захочет "Росатом" - будет принимать украинское ОЯТ на хранение и дальше, не захочет - прекратит. Фактически будущее трех украинских АЭС в этом случае зависит от субъективной воли российского монополиста. Поэтому и первый, и второй сценарии для Украины крайне нежелательны как с экономической, так и с точки зрения энергобезопасности страны.

Их можно избежать, прибегнув к третьему варианту безболезненного решения проблемы: "Энергоатом" до конца 2017 г. совместно с Holtec достраивает ЦХОЯТ в Чернобыльской зоне и снимает проблему обращения с ОЯТ как минимум на 45–50 лет. Мощностей этого объекта будет достаточно, чтобы вывозить отработавшие топливные сборки с трех АЭС до 2062–2067 гг.

И "Энергоатому", и его американскому партнеру в лице Holtec справиться со сдачей объекта в эксплуатацию к концу 2017 г. вполне по силам. Как следует из ТЭО проекта, для сооружения ЦХОЯТ требуется 36 месяцев.

Деловая репутация Holtec, которая контролирует 40% рынка хранения ОЯТ в США и уже строит в Украине одно хранилище для отработавшего топлива Чернобыльской АЭС (СХОЯТ-2), сомнений тоже не вызывает.

Поэтому торможение проекта на уровне НКРЭКУ-Минэнергоугольпрома выглядит странным, если учесть, что общий объем украинской доли в финансировании ЦХОЯТ составляет 620 млн грн. Именно столько нужно потратить на проектные, подготовительные и строительные работы, в то время как "Энергоатом" ежегодно перечисляет в РФ за вывоз ОЯТ порядка 160 млн долл., что эквивалентно 3,5 млрд грн.

Между тем еще 300 млн долл., необходимых для выполнения проектных работ, а также на передачу технологий и оборудования для хранилища, будет обеспечено совместно Holtec и "Энергоатомом" за счет кредитов американских финансовых институтов (таких, как US Eximbank, OPIC и др.). Предоставление такого финансирования существенно повысит кредитный рейтинг Украины.

Экономические выгоды проекта детально просчитаны в нынешних ценах: если предположить, что Украина будет и в дальнейшем вывозить ОЯТ в Россию, то при общей стоимости услуг россиян в долгосрочной перспективе в 5,174 млрд долл. альтернативные затраты "Энергоатома" на хранение ОЯТ в собственном хранилище составят 1,618 млрд долл. Экономия, как уже упоминалось, превысит 3,5 млрд долл.

Технологии в обмен на монополию

Финансовая экономия за счет отказа от вывоза топлива в РФ является не единственным преимуществом ЦХОЯТ. Как уже неоднократно сообщали украинские СМИ, термин "отработавшее ядерное топливо" ни в коей мере не означает "отработанное". Многие читатели наверняка знают: потенциал отработавшего топлива, извлекаемого из реакторов ВВЭР, используется не более чем на 4% в виде изотопа урана-235, который нарабатывается в процессе обогащения. Оставшаяся часть, порядка 95–96%, - это природный уран-238, который после переработки и отделения от побочных трансурановых элементов можно использовать для повторного изготовления ядерного топлива.

Однако технология переработки ОЯТ является недешевым удовольствием, в настоящее время ее обладают в промышленных масштабах только Великобритания, Россия, Франция и Япония. Для нашей страны с ее 15 атомными реакторами создаватьсобственные мощности по переработке ОЯТ (или так называемый замкнутый топливный ядерный цикл) дорого и нецелесообразно.

Поэтому у Украины, как и у большинства других ядерных стран с открытым ядерным циклом, не обладающих переработкой ОЯТ, остаются варианты - либо вывозить сборки на хранение и переработку в другие страны, либо принимать так называемое отложенное решение о хранении отработавшего топлива на своей территории в специальных временных хранилищах, подобных ЦХОЯТ, сроком до 100 лет. За это время либо появятся более дешевые технологии переработки ОЯТ, либо цена урана повысится настолько, что перерабатывать отработавшее топливо станет не менее выгодно, чем покупать свежее. В любом случае природный уран-238, который содержится в отработавших сборках, будет использоваться как топливо в реакторах следующего поколения на быстрых нейтронах.

Наиболее распространенной практикой в обращении с ОЯТ в современном ядерно-энергетическом мире является именно "отложенное решение". Оно позволяет, во-первых, экономить деньги на вывозе, а, во-вторых, сохранять для страны топливный урановый ресурс. Ведь согласно условиям вывоза отечественного ядерного топлива в РФ, в Украину после его переработки будет возвращаться только радиоактивный мусор. А природный уран-238 остается на территории РФ. Фактически "Энергоатом" сейчас платит "Росатому" за то, чтобы вывозить в подарок россиянам 95–96% неиспользованного топливного потенциала ОЯТ. "Расточительство", - скажут последующие поколения и будут правы.

Остается лишь добавить, что политика долгосрочного хранения отработавшего топлива во временных хранилищах доминирует на сегодняшний день даже в тех странах, которые обладают его переработкой. Именно "отложенное решение" сейчас является экономически наиболее целесообразным для всех ядерных держав без исключения.

На этом фоне для Украины будет вполне логичным поднатужиться и отыскать 620 млн грн на то, чтобы довести многострадальный проект ЦХОЯТ до логического завершения. Тем более что еще одним плюсом от принятия "отложенного решения" для Украины является развитие отечественного энергомашиностроительного комплекса.

В соответствии с дополнительным соглашением к контракту между "Энергоатомом" и Holtec, американцы поставят в Украину 94 контейнера, после чего компании организуют их производство в Украине. Конструкция контейнера для украинского хранилища предполагает двойной контаймент (двустенные), что гораздо строже и надежнее, чем одностенные контейнеры, которые используются во всем мире, включая хранилище в долине Скалл Вэлли в США.

Технология HI-STORM в украинском варианте - это когда двустенный сварной и коррозионностойкий контейнер из нержавеющей стали с отработавшим топливом погружается, в свою очередь, в двустенный защитный контейнер, содержащий между двумя стальными стенками 60-сантиметровый слой бетона. Согласно выводам Комиссии ядерного регулирования США, утечка радиоактивных веществ из такого контейнера невозможна. В свою очередь, исследования национальной лаборатории Sandia Министерства энергетики США продемонстрировали, что контейнеры сохранят свою герметичность даже в случае падения на них военного или крупного гражданского самолета с дальнейшим возгоранием авиационного топлива.

Вряд ли у украинцев есть поводы для того, чтобы усомниться в выводах Комиссии ядерного регулирования США. Поэтому украинскому правительству пора определиться: оно за энергетическую независимость и современные технологии или за поездки с челобитной в Москву?