UA / RU
Поддержать ZN.ua

Все взять и поделить

Нынешний год, пожалуй, вполне можно охарактеризовать как самый иррациональный период жизни отечественного топливно-энергетического комплекса...

Автор: Валентин Ленский

Нынешний год, пожалуй, вполне можно охарактеризовать как самый иррациональный период жизни отечественного топливно-энергетического комплекса. Начиная с весеннего нефтяного кризиса и заканчивая нынешним газовым противостоянием с Россией, исполнительная власть, кажется, поставила себе задачу не столько решать насущные проблемы ТЭК, сколько удивлять общественность своими новаторскими подходами и идеями. Не осталась без внимания и украинская электроэнергетика, где правительство решило кардинальным образом изменить существующую ситуацию, использовав «метод Шарикова»: все взять и поделить.

Ретроспектива

В конце мая Минтопэнерго обнародовало проект правительственного решения, предполагающего установление для потребителей Украины (кроме населения) единых тарифов на электроэнергию в пределах существующих классов напряжения (1-й класс — 27,5 киловольта и выше, 2-й класс — ниже 27,5 киловольта)! На тот момент отличие розничных тарифов на электроэнергию по первому классу напряжения в зависимости от области составляло до 35%, по второму классу напряжения — до 60%.

По расчетам Национальной комиссии регулирования электроэнергетики (НКРЭ), введение единых розничных тарифов в рамках каждого класса напряжения должно было привести к удешевлению электроэнергии для потребителей ряда регионов за счет удорожания электроэнергии для потребителей остальных регионов.

Августовским постановлением Кабинета министров карт-бланш введения единых розничных тарифов был передан НКРЭ. Удовольствие решили растянуть на десять месяцев, ограничив ежемесячное повышение тарифов величиной 5%. Старт был дан 1 сентября.

Следует отметить, что инициатива Минтопэнерго о введении единых тарифов не встретила горячего одобрения других министерств. Против идеи выступало в частности Минпромполитики. По словам министра промышленной политики Владимира Шандры, украинская промышленность не готова к введению единых тарифов на электроэнергию. Как аргумент «против» упоминался, в частности, тот факт, что дифференциация по группам потребителей, в том числе и территориальная, существует и в США, и в странах ЕС, и в России. Ее наличие является индикатором для размещения тех или иных видов производств в различных регионах в зависимости от их энергоемкости и возможности внедрения энергосберегающих технологий.

Суровая реальность

По оценкам экспертов, по своей сути «тарифная уравниловка» является перекрестным субсидированием непромышленных регионов промышленными, что искажает экономические пропорции в народном хозяйстве и дает неверные стимулы субъектам хозяйствования. После помпезных заявлений о скором признании Украины страной с рыночной экономикой непрозрачный (небюджетный) способ субсидирования может стать реальным препятствием в вопросе признания нас рыночным государством, а также помешать вступлению Украины в ВТО.

К существующей системе перекрестного субсидирования населения Украины за счет всех остальных потребителей добавляется еще и система межрегионального дотирования. Основными донорами становятся промышленные Днепропетровская, Запорожская, Луганская, Донецкая области и г.Киев, для потребителей которых такая новация обойдется в дополнительные 5—20% роста тарифов на электроэнергию, а для потребителей Киева — все 50%.

Наиболее заметно в упомянутых регионах рост тарифов скажется на крупной промышленности, которая формирует базу экономики страны, дает основные поступления в государственный и местные бюджеты, предоставляет рабочие места миллионам граждан Украины.

Кстати, с введением единых тарифов области-реципиенты получают лишь временную передышку (тарифные каникулы), что вряд ли позитивно скажется на развитии реального сектора экономики в этих регионах. Действительно, поскольку либерализация рынков электроэнергии является общемировой тенденцией, возврат к прежней дифференциации цен по регионам и, соответственно, будущий ценовой шок для областей-реципиентов являются неизбежными.

Следует заметить, что накануне парламентских выборов вопрос ущемления интересов промышленного востока вновь может стать разменной монетой в предвыборных кампаниях кандидатов, что, в свою очередь, опять может вызвать волну сепаратистских настроений в стране. Ведь, по сути, дискриминируется бизнес и население промышленно более развитых, экономически и энергетически обеспеченных регионов, которые несут существенно большие экологические нагрузки и высокие риски техногенных катастроф.

Таким образом, принятое решение о введении единых тарифов совершенно не соответствует задекларированному государством стремлению к развитию конкурентного рынка электроэнергии и скорее свидетельствует об укреплении «ручного» управления в энергетике. Противоречит внедрение единых тарифов и требованиям одобренной Кабинетом министров Концепции развития оптового рынка, которая предусматривает постепенный полный отказ от перекрестного субсидирования одних потребителей электроэнергии за счет других и осуществление глубокой дифференциации розничных тарифов на электроэнергию.

Неутешительные итоги

Даже неспециалисту становится понятно, что с введением единых тарифов система ценообразования на оптовом рынке станет громоздкой и запутанной. С учетом почти 35-процентного роста в этом году розничных тарифов на электроэнергию и дополнительного роста тарифов для потребителей областей-доноров вполне реальной становится возможность возврата призрака неплатежей, который так долго и мучительно изгонялся с энергорынка правительственными экзорцистами. Ухудшение расчетов потребителей с облэнерго, а облэнерго с оптовым рынком может стать лишь началом лавинообразного нарастания неплатежей в ТЭК.

Во-вторых, ожидаемый правительственными чиновниками рост потребления в непромышленных регионах из-за относительного снижения тарифов при существующей неподготовленности инфраструктуры электросетей может привести к значительному росту потерь электроэнергии, увеличению аварийности, а главное — к неоправданным капиталовложениям в развитие электросетей. Энергетики вынуждены будут увеличить затраты на содержание и обслуживание сетей в этих регионах, что приведет к росту тарифов на передачу и поставку электроэнергии местными энергопоставщиками. С точностью до наоброт в промышленных регионах будут созданы предпосылки для роста тарифов на передачу и поставку в связи с уменьшением объема потребления на фоне значительного роста розничных тарифов. Кроме того, из-за всеукраинской уравниловки стимулируется региональное лоббирование повышения тарифов облэнерго вследствие устранения факторов сдерживания в виде давления потребителей и местных органов власти.

Не вызывает сомнений, что эксперименты в электроэнергетике, как и в любом другом сегменте ТЭК, могут иметь непредсказуемые последствия для экономики Украины. Но если изменение ценовой политики в нефтегазовом секторе вызвано прежде всего объективными внешними условиями, то нынешняя ситуация в электроэнергетике носит абсолютно искусственный характер.

Неадекватное ценообразование на такой важный товар, как электроэнергия, приведет к значительному искажению экономических стимулов в экономике, в частности относительно направления инвестирования в те или иные регионы и отрасли. Стимулируется сокращение производства, вплоть до остановки наиболее энергоемких предприятий и производств, работающих на грани рентабельности.

Для более эффективно работающих предприятий результатом станет снижение рентабельности и, как следствие, сворачивание инвестиционных процессов, сокращение выплат налогов, для экспортоориентированных предприятий — снижение конкурентоспособности на внешних рынках.

В качестве основных социальных последствий введения единых тарифов на электроэнергию можно прогнозировать упадок отдельных регионов с крупными градообразующими промышленными предприятиями, сокращение рабочих мест, ухудшение ситуации с социальными выплатами в связи с ненаполнением бюджета, общее повышение социальной напряженности в промышленных регионах.

Похоже, что введение единых тарифов призвано скрыть основную текущую проблему ценообразования в электроэнергетике — резкий рост оптовой рыночной цены. Оптовая цена, доля которой в розничных тарифах достигает 80%, выросла с начала года почти на 35%. Подобного не было за весь период реформирования электроэнергетической отрасли Украины. И именно здесь необходимо искать корень зла.

Эксперты считают, что обоснованной альтернативой установлению единых тарифов является оптимизация уровня тарифов для потребителей, прежде всего путем возобновления реальной конкуренции на оптовом рынке электроэнергии между производителями, снижения дотационных выплат в оптовой цене, оптимизации ее инвестиционной составляющей.

Многие специалисты электроэнергетической отрасли еще до введения в действие единых тарифов обращали внимание на весь комплекс негативных последствий. Эту точку зрения поддерживали и некоторые члены НКРЭ. В начале ноября текущего года свою позицию о необходимости отказаться от внедрения единых тарифов как нерыночного механизма высказал комитет Верховной Рады по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности.

Несмотря на это, ситуация продолжает оставаться без каких-либо изменений. В таких условиях, без неотложного принятия решения по выправлению ситуации ожидать экономической стабилизации не приходится, поскольку все упомянутые факторы создают условия для глубокого системного кризиса в украинской экономике.

Далее читайте мнения экспертов о ситуации в энергоотрасли и последствиях введения единых тарифов

Сергей Ермилов, бывший министр топлива и энергетики,
в настоящее время — директор Института проблем экологии и энергосбережения:

— Последствия непрофессиональной политики, проводимой в течение последнего года в электроэнергетике, серьезно сказываются на состоянии экономики Украины уже сейчас. Еще большую угрозу несет будущее. Сегодня заложены системные ошибки, исправлять которые с течением времени будет крайне тяжело и болезненно. Возврат от той среды, которая создана в энергетике в целом и на энергорынке в частности, к нормальным рыночным отношениям будет гораздо более сложным и длительным, чем собственно реформы, осуществленные в отрасли, начиная с середины 90-х годов. Сейчас мы уже можем забыть о тех лидирующих позициях, которые занимала Украина среди стран СНГ и Восточной Европы в части реформирования электроэнергетики. То, что произошло за последние месяцы, не снилось даже административно-командной системе времен Советского Союза. Перекрыты все возможности для действия здоровых реформаторских сил: Минтопэнерго, НКРЭ, ГП «Энергорынок», совет оптового рынка управляются централизованно, места дискуссиям и здоровой критике не осталось.

Что касается введения единых тарифов, то это еще один антирыночный шаг и показатель осуществления неадекватной ценовой политики. Практика перекрестного субсидирования, которая уже длительное время характеризует ценообразование в отрасли, с введением единых тарифов усугубилась многократно. По прогнозам, в 2006 году объем перекрестного субсидирования в энергетике, а это и дотации населению, и разного рода надбавки производителям, и система единых тарифов, перешагнет рубеж в 10 млрд. грн. И эти колоссальные объемы средств не только не работают на пользу отрасли, они еще и ухудшают общее состояние экономики Украины. Это тоже элемент теневой экономики, с которой призывают активно бороться президент и правительство.

Введение системы единых тарифов коренным образом изменило механизм ценообразования на оптовом рынке. И вместо установления «глобальной социальной справедливости» на территории Украины мы будем иметь значительное ухудшение экономических показателей крупных промышленных предприятий. И этим не только будет подорван экспортный потенциал страны, будет стимулироваться рост цен на промышленную продукцию и поставлена под вопрос занятость населения в крупнейших индустриальных регионах, но и, что главное, значительно снизятся налоговые выплаты, а значит, бюджет, за который идет такая битва в парламенте, по определению наполнен не будет. И тогда уже и граждане Украины, особенно наименее социально защищенные, ощутят результат уравниловки в системе единых тарифов.

Подытоживая, хочу еще раз акцентировать внимание на том, что еще не слишком поздно осуществить решительные действия по стабилизации ситуации в электроэнергетике и возвратить на путь рыночных реформ. Промедление недопустимо и чревато крайне тяжелыми последствиями, в том числе и на макроэкономическом уровне.

Александр Гридасов,
бывший председатель Национальной комиссии
регулирования электроэнергетики Украины (НКРЭ):

— Отсутствие системной законодательной базы регулирования рынка электроэнергии, четкого распределения прав и обязанностей между органами государственного управления и регулирования привели к достаточно хаотичному состоянию ценообразования на электроэнергию.

Применение к субъектам хозяйствования в рамках одного рынка различных принципов ценообразования, ручное управление денежными потоками, неоправданный уровень перекрестного субсидирования и, наконец, последнее по списку, но не по значению, установление для небытовых потребителей единых цен по стране — это лишь отдельные составляющие негативных процессов в электроэнергетике.

Игнорирование в хозяйственной деятельности экономических законов не означает, что их не существует. Уже в ближайшее время мы получим искаженное представление об экономической эффективности капитальных вложений в территориальное развитие и размещение энергетических объектов и потребителей их продукции, увеличение и так колоссальных объемов перекрестного субсидирования. Единые цены также станут значительным тормозом в реализации концепции развития оптового рынка электроэнергии.

Алексей Шеберстов, бывший министр энергетики,
в настоящее время — генеральный директор
«Энергетической консалтинговой группы»:

— Я полностью разделяю мнение экспертов об абсолютной ошибочности идеи внедрения единых тарифов на электроэнергию и чрезвычайной опасности экономических последствий, к которым ведет этот шаг. Меня тем более чрезвычайно волнует этот вопрос, что я имел непосредственное отношение к началу реформирования электроэнергетики Украины, проведению в отрасли глубоких рыночных преобразований. При этом одним из фундаментальных изменений было реформирование именно системы ценообразования.

Электроэнергетика — это базовая отрасль, эффективность и стабильность работы которой прямо влияют на состояние экономики в целом, и особенно на энергетическую безопасность государства. Решение о введении единых тарифов было принято без необходимого обоснования, без всестороннего анализа последствий, без обсуждения на экспертном уровне. А в результате может пострадать вся экономика Украины. Первый удар, несомненно, ощутят крупные промышленные предприятия, прежде всего цветной металлургии. Но комплекс проблем, порожденных таким решением, скажется на всей экономике, результат почувствует на себе каждый житель страны. Фактически это подножка энергетике, которая только-только вышла из кризиса неплатежей и сформировала механизмы решения проблемы громадных долгов, накопленных в энергорынке. А главное — это бомба замедленного действия для экономики в целом.

На фоне подобного реформаторства странно слышать рассуждения о гармонизации рынков Украины с рынками европейского сообщества. Энергорынок Украины на сегодняшний день просто уничтожается. С такой стратегией и темпами изменений скоро это будет не более чем красивая вывеска.