UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ВСЕ ХОРОШО, ПРЕКРАСНАЯ МАРКИЗА»

Согласно статистике, подготовленной Администрацией ядерного регулирования (АЯР) Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины, в 1997 г...

Автор: Богдана Костюк

Согласно статистике, подготовленной Администрацией ядерного регулирования (АЯР) Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины, в 1997 г. на украинских АЭС не было радиационных аварий и пожаров, уменьшилось количество нарушений в работе ядерных энергоблоков. Вроде можно вздохнуть с облегчением. Тем не менее статистика такого шанса не оставляет, поскольку хоть количество нарушений уменьшилось, но они имели место. В прошлом году зафиксировано 68 нарушений (в 1996-м - 80, а в 1995-м - 87 нарушений). Из них: на шести энергоблоках Запорожской АЭС - 23, на трех блоках Южно-Украинской АЭС - 16, а на трех блоках Ривненской станции - 15 нарушений. А ведь в цивилизованных странах критерием возможности работы атомных электростанций является ядерная безопасность - т.е. отсутствие нарушений в работе реакторов и подручных систем. И каждое - даже незначительное, минимальное - нарушение в нормальном функционировании энергоблока является ЧП, о котором тут же оповещаются соответственные государственные службы, масс-медиа и т.п. А у нас констатируются факты нарушений, и на них, по большому счету, кроме специалистов и «зеленых», никто внимания не обращает.

Почему, например, мы, рядовые граждане Украины, знаем так мало о том, что случилось в

1997 г. на третьем энергоблоке Чернобыльской АЭС? Ну, читали (или слышали), что с конца сентября блок находится во внеплановом ремонте в связи с необходимостью устранить массовые дефекты (трещины) на важных трубопроводах. А перед Новым годом выяснилось, что дефекты имеют и сварочные швы - т.е. работа по устранению трещин на трубопроводах оказалась некачественной. Проверку надежности швов провели эксперты по приказу Минэкобезопасности: его персонал теперь изучает возможность проверки всех швов на трубопроводах третьего энергоблока. На сегодня из 260 дефектов швов более половины не устранено. А значит, об окончании ремонта на трубопроводах блока можно забыть… Возникает вопрос: есть ли смысл возиться с ремонтом, если вообще не только третий энергоблок, но ЧАЭС целиком должна быть закрыта, выведена из эксплуатации в соответствии с меморандумом между странами «большой семерки» и Украиной? Ведь ЧП, подобные приведенному в пример, не единичны, поскольку в этом мире все имеет свой срок - техника, металлы, конструкции атомных станций «времен развитого социализма» просто изнашиваются и устаревают. И по мнению экспертов комиссии Европейского союза по вопросам ядерной безопасности и специалистов Международного института проблем энергосбережения (США-Великобритания), намного логичней было бы вкладывать деньги не в ремонт конструкций обреченной станции, а в достройку новых, технически безопасных и современных атомных энергоблоков на украинских АЭС. Или же финансировать модернизацию тех ядерных энергоблоков, которым присущи нарушения в режиме работы (но не радиационные), но которые достаточно «молоды» и могут еще нормально функционировать. Или же искать деньги для развития экологически безопасных источников энергии: Украина богата не только атомными станциями и залежами угля, но и силой солнца, ветра и воды.