После анализа ряда назначений на ключевые с коммерческой точки зрения посты в ряде государственных предприятий нередко возникает стойкое ощущение дежа-вю. В свои кресла возвращаются люди, сидевшие в них до выборов 2004 года. Часто вместе с ними возвращаются и схемы, касающиеся контроля над финансовыми потоками, принятием решений и многим другим.
В конце сентября постановлениями Кабмина №1254 и 1355 на посты заместителей председателя правления НАК «Нафтогаз Украины» назначены Владимир Якубенко и Вадим Украинский. Первый в 2004 году занимал должность руководителя ДК «Газ Украины», а второй до марта 2005-го был заместителем председателя правления «Нафтогаза», а ранее возглавлял аналитическую службу компании.
В минувшем году проверки финансово-хозяйственной деятельности подразделений НАКа, к которым оба руководителя имели отношение, выявили ряд значительных нарушений. Тогда, весной прошлого года, проводилась масштабная ревизия деятельности старой команды, и мало кто подозревал, что она же в будущем снова станет «новой».
Процитируем несколько избранных мест из документа под названием «Справка работы комиссии по результатам анализа финансово-хозяйственной деятельности ГП «Укртрансгаз» НАК «Нафтогаз Украины». Документ составлен в ходе проверки, осуществленной согласно распоряжению КМ №64-р от 12.03.2005 г. На волне, так сказать, эйфории от революционных обещаний победить коррупцию. Возглавлял «Укртрансгаз» в тот период Алексей Бакай, однофамилец известного политика.
Так, в декабре 2003 года «Укртрансгаз» объявил о закупке трех комплектов базовых узлов газотурбинных установок ГТ-750-6 ТЕ 1077.00.00.00-01. Производителем таких установок является фастовское ОАО «Факел». Предприятие, однако, официально сообщило о невозможности поставить установки немедленно, а только в следующем году и при условии стопроцентной предоплаты. Зато частное предприятие «Сепроматик» вызвалось поставить турбины в течение двух с половиной месяцев. Согласно справке, выданной «Укрнефтегазкомплектом» (предприятием, входящим в структуру НАКа и ответственным за закупки материально-технических ресурсов), по данным экспертизы Киевской торгово-промышленной палаты, на внутреннем рынке такой агрегат стоит 7,55 млн. грн.
В первой половине 2004 года «Укрнефтегазкомплект» приобрел у «Сепроматика» три агрегата за 22,5 млн. грн. и поставил их «Укртрансгазу» за 22,61 млн. грн. (с учетом транспортных расходов). Как выяснилось в ходе проверки, ОАО «Факел», которое изготавливало эти агрегаты, поставило их неким ООО «Гермес» (две штуки) и ООО «ЭОС» (одну штуку) за 1,56 млн. грн. каждый! И выполнило доставку к местам установки по заказу ЧП «Сепроматик». Таким образом, посредники заработали на этой операции 17,917 млн. грн. разницы между заводской ценой и ценой поставки.
В 2003 году «Укртрансгаз» планировал закупку оборудования фирмы «Розен Юроп Б.В.» (четырех поршней, комплектов манжет для них и сопутствующего оборудования). «Укрнефтегазкомплект» поставил «Укртрансгазу» это оборудование за 4,954 млн. грн. Когда проверяющие запросили фирму «Розен Юроп Б.В.» о ценах, выяснилось, что данный набор оборудования стоит 139,744 тыс. евро с учетом всех затрат на транспортировку и таможенное оформление (чуть больше 4 млн. грн. по курсу НБУ). Посредник заработал более 900 тыс. грн.
В ходе проверки были сопоставлены цены на оборудование для нефтегазовой промышленности, прошедшее таможенное оформление в 2003 году, и цены на это же оборудование, закупленное «Укртрансгазом» в рамках централизованных закупок через «Укрнефтегазкомплект». Рекордной по несоответствию цен оказалась поставка десяти комплектов запасных частей для газовых турбин производства итальянской «Джи Ойл энд Гез Ново Пиньон» на общую сумму 234,361 млн. грн. В то же время таможенная стоимость этого оборудования составила 769,935 тыс. долл. США, или 4,08 млн. грн. Это в 57(!) раз меньше той цены, по которой это оборудование было поставлено «Укрнефтегазокомплектом».
Цифры впечатляющие, правда, не для всех. К примеру, Вадим Украинский возглавлял, в числе прочего, так называемую Внутрисистемную конкурсную комиссию, осуществлявшую отбор поставщиков материально-технических ресурсов для закупок «Укрнефтегазокомплектом». Но ничего шокирующего в этих сделках тогда явно не заметил.
Правда, с началом проверки Вадим Украинский, занимавший на начало 2005 года должность заместителя председателя правления «Нафтогаза Украины», свой пост покинул. Чтобы вернуться на него через полтора года. Наверное, чтобы через несколько лет мы ознакомились с результатами новых проверок?
Г-н Якубенко, насколько известно, оборудование не покупал и даже не контролировал. Он был председателем совета директоров ДК «Газ Украины», из поступлений которой и оплачивались данные сделки.
Однако это было не единственное поле приложения его усилий. В 2000-2004 годах в стране активизировалась скупка пакетов акций облгазов. Схема была, как правило, проста: возле офиса какого-нибудь облгаза открывался офис фирмы-скупщика акций у акционеров - физических лиц. Фирма-скупщик набирала некий пакет акций, затем созывала собрание акционеров, на котором меняла руководство облгаза и «продавливала» допэмиссию. При этом госпакет, как правило, размывался. На этом рынке действовали многие успешные бизнесмены и политики.
Среди удачливых компаний было ООО «Газтек», основным видом деятельности которого является торговля сахаром. Оно стало владельцем пакетов акций в 12 облгазах. При этом оно контролирует «Житомиргаз», «Хмельницкгаз», «Хмельницкпромгаз» и имеет крупные пакеты в «Николаевгазе», «Тисьменицагазе» и «Крымгазе». Всего облгазы, где «Газтек» имеет долю участия, транспортируют до 70 млрд. кубометров газа в год на сумму около 14 млрд. грн. И именно Владимир Якубенко в перерыве между пребыванием на постах в госструктурах это предприятие и возглавлял.
Интересно, что тогда же официальной позицией НАКа была борьба за усиление контроля над облгазами. Как одно сочеталось с другим, очевидно, относится к категории коммерческой тайны.
Сейчас специализированные СМИ активно обсуждают переговоры, которые ряд российских коммерческих структур ведет о покупке предприятий, контролирующих облгазы.
Так, «Райффайзен Инвестмент», принадлежащая на паях Дмитрию Фирташу и российскому «Газпрому» и являющаяся с тем же «Газпромом» соучредителем «РосУкрЭнерго», договаривается с группой компаний «Континиум» (контролирует часть пакетов акций газораспределяющих компаний «Львовгаз», «Волыньгаз», «Ривнегаз» и «Черновцыгаз») и «Газтек».
Одновременно сам «Газпром» высказал заинтересованность напрямую приобрести госпакеты семи облгазов: «Закарпатгаз» (6,34%), «Волыньгаз» (23,42%), «Ивано-Франковскгаз» и «Запорожгаз» (по 50% плюс одна акция), «Львовгаз» (27,55%), «Черниговгаз» (38,25%) и «Черновцыгаз» (56,72%). Часть пакетов акций «Донецкгоргаза», «Криворожгаза», «Харьковгаза» и «Днепрогаза» через свои структуры скупил Виктор Вексельберг - как предполагают, для последующей перепродажи «Газпрому».
Очевидно, не обойдут вниманием и скромное ООО «Полиинвестгрупп», имеющее серьезные пакеты акций в «Днепропетровскгазе», «Львовгазе», «Ривнегазе», «Ривнеоблгазе» и «Запорожгазе». Компания также контролирует объединение «Трускавецкурорт», ранее принадлежавшее профсоюзам и обслуживавшее нефтяников. О его акционерах новое руководство НАКа тоже могло бы рассказать много интересного. Но не захочет же…
Недавно министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко заявил: «Мы предлагаем России абсолютно цивилизованный путь для того, чтобы выйти на конечного потребителя - это приобретение пакетов «облгазов», то есть приобретение розничных сетей по продаже газа».
Правда, по мнению Ю.Бойко, это нужно делать в обмен на создание СП, которому были бы предоставлены права на разработку новых месторождений в России. Однако в том, что такое СП будет создано, эксперты очень сомневаются.
Как показывает прошлый опыт, гораздо лучше покупать пакеты не у государства, а у бизнесменов. Если же они, вдобавок, являются еще и чиновниками государственной нефтегазовой компании - тем лучше.