UA / RU
Поддержать ZN.ua

Война за «зеленый» тариф: выигран только бой

Мы годами, к сожалению, следуем поговорке: пока гром не грянет... И даже на своем опыте, к большому стыду, ничему не учимся...

Автор: Татьяна Пархомчук

Мы годами, к сожалению, следуем поговорке: пока гром не грянет... И даже на своем опыте, к большому стыду, ничему не учимся. Об альтернативных источниках энергии еще никогда так много и серьезно не говорили, как в нынешнем году, когда две страны — Россия и Украина — так подпортили свой имидж перед старушкой Европой. И началась демонстрация использования энергосберегающих технологий, основанных на подручных средствах — на том, что на полях растет да под ногами лежит. Котельные на соломе, дровах, опилках, подсолнечной шелухе плюс биодизельное топливо, благо рапса на полях много. И о возможностях использования энергии Солнца, ветра и воды чиновники тоже много говорят. Вот как раз на малой гидроэнергетике, ее многолетних проблемах и остановимся. Благо государство все же обратило на нее внимание, наконец услышав производителей энергии на малых ГЭС.

В XIX веке в Украине работало 956 малых ГЭС разной мощности — от 5 кВт до 10 мВт.

Технически возможный гидропотенциал страны составляет 8,3 млрд. кВт-час. На сегодняшний день освоено только 5%, а работает всего 67 малых гидроэлектростанций. Тем не менее они считаются простым, доступным, технически освоенным способом производства электроэнергии, одновременно выполняя, как считают специалисты, ряд вспомогательных функций: рекреационные, регулирование уровня паводковых вод, возможности снабжения водой и получения средств в госбюджет за спецводопользование. А еще — создания пусть и небольшого, но важного сегмента произ­водства турбин, генераторов, другого оборудования для ГЭС, сбыта металлопродукции при строительстве малых гидроэлектростанций.

Существует стратегия развития энергетики до 2030 года, которой предусматривается увеличить объемы производства электроэнергии из альтернативных источников до 19% (сегодня имеем около 7%, учитывая крупные ГЭС). Чтобы освоить технически возможный гидропотенциал Украины, нужно построить малые ГЭС установленной мощностью в основном до 300 кВт. Опыт же предприятий, эксплуатирующих гидроэлектростанции такой мощности, показал, что срок окупаемости капиталовложений в строительство подобных станций составляет 10—12 лет. Сегодня найти кредитные ресурсы на этот срок просто нереально.

Необходим был соответствующий закон в поддержку производителей альтернативной электроэнергии, принятия которого добивались четыре года. И в сентябре 2008 года законопроект был рассмотрен в первом чтении. Предполагалось, что государство создаст стимул для субъектов хозяйствования, производящих электроэнергию из альтернативных и возобновляемых источников. А именно — реализовывать такую электроэнергию в оптовый рынок по так называемому зеленому тарифу, который определяется согласно закону как двойной тариф на электроэнергию, выработанную на тепловых электростанциях. На 2009 год он составляет 66,24 коп. за 1 кВт-час. К слову, это не так много, поскольку для отдельных ТЭЦ он достигает 70 коп.

Таким образом, Верховная Рада дала серьезный толчок развитию альтернативных источников энергии, обязав Национальную комиссию регулирования электроэнергетики (НКРЭ) в трехмесячный срок разработать и принять порядок утверждения, пересмотра и приостановления действия «зеленого» тарифа для производителей электроэнергии.

В конце декабря прошлого года на сайте НКРЭ появился такой порядок. По словам производителей электроэнергии на малых ГЭС, поначалу у них возникло впечатление, что будто бы все сделано для того, чтобы закон прямого действия просто не работал. Все было перевернуто с ног на голову. До нынешней весны практики — инициаторы принятия соответствующего закона говорили, что «вышла чисто бюрократическая системная работа бюрократического государственного коррупционного аппарата, который создал коррупционную схему применения «зеленого» тарифа».

Сегодня же производители электроэнергии на малых ГЭС говорят о своей маленькой победе. 1 апреля закон, предусматривающий стимулирование производства электроэнергии из альтернативных источников, то есть устанавливающий «зеленый» тариф, наконец был принят и на днях вступил в действие.

Пожалуй, стоит остановиться на основных его моментах, прошедших не один этап превращений. Например, законодатель утверждал, что «зеленый» тариф должен применяться всеми, кто вырабатывает электроэнергию с использованием альтернативных источников, на протяжении десяти лет с момента его утверждения субъекту хозяйствования. При этом НКРЭ установила, что необходимо ежегодно утверждать «зеленый» тариф при условии выполнения следующего требования: постоянно вкладывать деньги в развитие установок по производству электроэнергии из альтернативных источников, не дожидаясь окупаемости вложенного капитала.

Тем самым Нацкомиссия попыталась взять на себя функции не только контроля, но и принуждения. Ведь в этом случае только по ее усмотрению мог бы решаться вопрос о ежегодном переутверждении «зеленого» тарифа для инвестора. Появились вполне резонные опасения, что на практике такое оформление потребует определенных усилий. Ведь необходимо будет предоставлять огромное количество документов о приобретении материалов, оборудования, о затратах на транспорт, связь, зарплату, вплоть до канцелярских материалов. И при этом в зависимости от того, как чиновник сочтет нужным, инвестор либо подтвердит свой «зеленый» тариф, либо «пролетит».

Энергетики возмущались, писали письма в НКРЭ и наконец смогли доказать свою правоту. В результате «зеленый» тариф будет устанавливаться до 2030 года. Еще один из выгодных для производителей альтернативной электроэнергии моментов — размер тарифа привязали к евро. А начиная с 2014 года закон устанавливает, что 60% оборудования для малых ГЭС должно быть отечественного производства. Тем самым стимулируется развитие украинского производителя гидроустановок.